Я за рулём Volvo XC90, главред (его видеоверсию этого теста мы опубликовали отдельно) ― на Audi Q7. Оба автомобиля ― с самыми мощными пока моторами в гамме и пневмоподвесками. Скоростной участок с отличным асфальтом, затем разворотные петли переменного радиуса, после ― отрезок разбитого полотна. Один круг, второй. Меняемся машинами и повторяем маршрут в тех же режимах. Когда мы, наконец, останавливаемся, я уже потерял счёт рокировкам, но мнение об автомобилях у нас общее. Эмоции они вызывают полярные: Audi — улыбку и радость, а Volvo ― досаду. Почему?
Кроссовер ХС90 первого поколения выпускался 13 лет ― в полтора раза дольше принятого в индустрии срока. То есть на придумку и разработку «второго» ХС90 времени у шведов было более чем достаточно. Поначалу кажется, мы ждали не зря. Как свежо новый ХС90 выглядел на первых фотографиях! А вживую он ещё краше. Особенно эффектен кроссовер с опциональными металлическими накладками на бамперах, выступающими подножками и расширителями арок. А на полированные колёса в 21 дюйм наверняка позарился бы и рэпер Xzibit из знаменитой телепрограммы «Тачку на прокачку».
Почти пять метров длины, едва ли не три метра колёсной базы, но спереди в ХС90, несмотря на физический простор, ощущается сдавленность. Отчасти это чёрная отделка, но в основном ― пухлые дверные панели, низкая верхняя кромка лобового стекла, толстые передние стойки и высокая подоконная линия, вероятно, сделанные таковыми в угоду рекордному рейтингу в краш-тестах EuroNCAP. На втором ряду эмоционально свободнее: части сиденья можно двигать вперёд-назад, наклонять спинку ― запас есть и в ногах, и над головой. Центральная часть дивана по вольвовской традиции превращается в детское кресло (в пакете опций за 29 900 рублей), правда, его фиксатор через раз остаётся в руке.
Выровнять бы ещё швы на обивке да сократить на ней количество морщин, а в остальном отделка салона ХС90 впечатляет. Кожа на креслах, дверях и передней панели, настоящий алюминий. Рукоятка запуска двигателя, равно как и вращающийся барабанчик выбора ездовых режимов, напоминает драгоценность, динамики аудиосистемы Bowers & Wilkins стильно вписаны в панели дверей, усилия на всех рычажках-кнопочках выверены. Оснащение беспрецедентно для моделей из Гётеборга. Теперь и у Volvo есть проекция показаний приборов на лобовое стекло, а длина подушки и «объятия» боковых валиков спинки кресла водителя настраиваются с помощью электропривода.
К графике и быстродействию мультимедийного комплекса Sensus разработки Mitsubishi Electric не придерёшься! Эргономика у него смартфонная: меню листаешь движениями пальца влево-вправо, иконки расставляешь и сортируешь на своё усмотрение. Из неудобств тут ― мелкие температурные шкалы климат-контроля, из-за которых на ходу не сразу попадаешь в нужные градусы, а ещё Sensus часто не признаёт смартфоны, ранее спаренные с ним по протоколу Bluetooth, и плохо распознаёт команды голосом.
А как вам новый «ку-седьмой»? По-моему, дизайнеров Audi сглазили. Низкая крыша, жирные колёсные арки, выраженные рёбра боковин… Силуэт ― будто универсала А6, а не полноразмерного кроссовера. Гранёные фары с шестиугольной решёткой радиатора вроде бы должны добавлять брутальности. Но всё вместе ― несуразный паркетник с перетяжелённым передком. Вот и наш фотограф бурчит, что может смотреть на Q7 только сбоку или в три четверти сзади. А может, дело в низком базовом положении пневмоподвески, которое предполагает дорожный просвет всего 175 мм? Задираешь кузов ― другое дело!
В ходе российской презентации Q7 огорчил нас люфтящими кнопками и скрипящим селектором «автомата». Но в машине из пресс-парка такого не было. Кожей в нашем кроссовере в отличие от Volvo обтянуты только сиденья, но пластик панелей податливый и на вид едва ли не презентабельней, чем кожаная отделка ХС90. Новый «ку-седьмой» чуть длиннее Volvo, но уже и ниже, при этом жилплощадь Audi организована так, что у седоков первого и второго рядов больше места в коленях, плечах и над головами.
Посадка водителя Audi выше, а его кресло распределяет нагрузки равномернее вольвовского, где ощущается давление на отдельные части тела. Но второй ряд мог быть и поуютнее: регулируемый, как в Volvo, диван слишком жёсткий и плоский. Виртуальная приборная панель «ку-седьмого» яснее и чётче, чем в ХС90, но мультимедиа тут проще: выдвижной дисплей, как и его разрешение, меньше, картинка с камеры заднего вида так себе. Однако задавать температуру в салоне и включать-выключать вентиляцию кресел обычными кнопками всё же сподручнее, чем целиться и попадать пальцем в интерактивный дисплей, особенно на ходу.
В пятиместных вариантах оба кроссовера выступают в одной весовой категории (2045–2078 кг), но семиместный Volvo тяжелее (2125 кг). Его приводит в движение двухлитровая и двухнаддувная (турбокомпрессор тут работает в паре с приводным нагнетателем) «четвёрка», развивающая 320 л.с. и 400 Н•м. У Audi — «компрессорный» трёхлитровый двигатель V6, который выдаёт 333 силы и 440 Н•м. Автоматические трансмиссии у обоих гидромеханические, восьмиступенчатые, у ХС90 ― фирмы Aisin-Warner, у «ку-седьмого» ― ZF. Энерговооружённость в этом поединке на стороне Audi: 163 л.с./т против 154. Однако при параллельном старте это замечаешь не сразу.
Первые несколько секунд автомобили идут ноздря в ноздрю. При ускорениях с ходу Volvo тоже держится вровень с Audi, четырёхцилиндровый моторчик ХС90 натужно жужжит на весь салон, «автомат» оперативно сбрасывает ступени, но затем Q7, подтверждая паспортную разницу (6,1 и 6,5 с времени разгона до сотни), всё же отрывается. Несмотря на проигрыш в предельных возможностях, Volvo воспринимается более живым автомобилем: за педалью газа шведский кроссовер следует чутко даже в «Комфорте», а в режиме Dynamic пауза в реакциях на подачу топлива пропадает вовсе.
Audi скорость даётся спокойнее: «шестёрка» не выворачивается наизнанку, чтобы наделить двухтонный кроссовер мощным ускорением, а «автомат» работает плавно, неспешно переключаясь вниз. В Q7 тоже есть выбор режимов движения, но даже в варианте Dynamic реакции на газ плавнее, чем у Volvo в «Комфорте», а до ушей при интенсивном разгоне доходит лишь приглушенный моторный баритон. Замедляется Audi тоже с большим запасом, чем Volvo: свободный ход тормозной педали короче, а шестипоршневые суппорты-моноблоки прихватывают диски крепче двухпоршневых с плавающей скобой.
Прежний XC90 был бесконечно далёк от водителя, а новый заигрывает с ним внятной обратной связью по рулю и небольшими кренами даже в крутых поворотах. Но когда ты пытаешься развить отношения, в ответ ― тишина. Строгая вспомогательная электроника, размазанные по неровностям реакции, дряблая подвеска, даже раскачка и передающиеся на руль удары. Зажимать пневмопружины с электронноуправляемыми амортизаторами бессмысленно ― кроссовер становится нервным.
Забота о пассажирах ― конёк Volvo, но новый XC90 ставит крест и на нём, во всяком случае с опциональными 21-дюймовые колёсами. Автомобиль болезненно вздрагивает на острых ямах, термических швах мостов, трамвайных путях и звучно передаёт все толчки-удары на кузов и далее в салон. Сами колёса вибрируют на неровностях даже в режиме Сomfort, а выберешь Dynamic ― вдобавок зазудит от микропрофиля дорожного полотна пол. С колёсами поменьше плавность хода наверняка была бы выше, но очевидно, что всех проблем они не решат.
Удивление, вызванное Audi Q7, ― другого рода. Если кроссовер прежнего поколения сверхплавностью хода не отличался, то новый, пожалуй, самый комфортный автомобиль в моей жизни! Подвеска полностью изолирует тебя от дорожных невзгод в режиме Comfort, обозначая их еле слышными шлепками 20-дюймовых шин и плавными колебаниями кузова. Даже ямы, похожие на воронки от бомб, не выводят Q7 из равновесия. С подзажатыми в положении Dynamic пневмопружинами и амортизаторами Audi замечает больше неровностей и реагирует на них острее, но ход всё равно остаётся плавным.
О драйверстве шасси в таком комфорте даже не задумываешься, и Audi на него не намекает: в поворотах кренится сильнее, чем Volvo, на действия рулём реагирует спокойнее. Но в пределе-то Q7 лучше! Возвращающее усилие на руле логичнее, «ноль» выраженнее, изоляция от толчков на неровностях лучше, и в целом связь между водителем и автомобилем крепче. В одном эти модели похожи ― с асфальта лучше не съезжать. Малые ходы подвесок, отсутствие понижаек и блокировок дифференциалов… В активе Volvo больший дорожный просвет и лучшая геометрическая проходимость, а у Q7 ― постоянный полный привод против «подключаемой» муфты Haldex.
На данный момент Volvo XC90 ― это неоправданные ожидания. Эффектный снаружи и внутри, богато оснащённый. Но мы-то ждали если не изысканной управляемости, то ездового комфорта. А его нет. Столько потрачено на разработку, а результат сыроват. Отсюда и обида за XC90. Благо всё можно поправить, сделав подвеску более собранной и энергоёмкой. А заодно «приземлив» цены: как только пройдёт эффект новизны, прыжок в премиум грозит обрушить популярность «девяностика», который всегда был заметно востребованнее, чем Q7. Пока же советуем: не заказывайте большие колёса.
Кроссовер Audi, наоборот, ожидания превзошёл. Это, конечно, не касается унылого дизайна. Главное тут ― комфорт. Плавность хода и шумоизоляция находятся на столь высоком уровне, что впору говорить о безоговорочном лидерстве в классе. А управляемость как минимум не хуже, чем у предшественника. Представляете, каков недюжинный потенциал имеет модульная платформа MLB и как поедет, например, Bentley Bentayga? Мечтать остаётся только о длиннобазной версии с большим простором для ног и парой задних кресел-оттоманок вместо аскетичного трёхместного дивана.
Паспортные данные
Модель | Audi Q7 3.0 TFSI | Volvo XC90 T6 |
---|---|---|
Кузов | ||
Тип кузова | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/7 |
Длина, мм | 5052 | 4950 |
Ширина, мм | 1968 | 2008 |
Высота, мм | 1741 | 1776 |
Колёсная база, мм | 2994 | 2984 |
Колея передняя/задняя, мм | 1679/1691 | 1668/1671 |
Снаряжённая масса, кг | 2045 | 2125 |
Полная масса, кг | 2740 | 2750 |
Объём багажника, л | 890–2075 | 368–1886 |
Двигатель | ||
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и приводным нагнетателем | бензиновый с непосредственным впрыском топлива, приводным нагнетателем и турбонаддувом |
Расположение | спереди, продольно | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 6, V-образно | 4, в ряд |
Число клапанов | 24 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 2995 | 1969 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 333/5500-6500 | 320/5700 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 440/2900–5300 | 400/2200–5400 |
Трансмиссия | ||
Коробка передач | автоматическая, восьмиступенчатая | автоматическая, восьмиступенчатая |
Привод | постоянный полный | подключаемый полный |
Ходовая часть | ||
Передняя подвеска | независимая, пневматическая, двухрычажная | независимая, пневматическая, двухрычажная |
Задняя подвеска | независимая, пневматическая, многорычажная | независимая, пневматическая, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Шины | 285/45 R20 | 275/40 R21 |
Дорожный просвет, мм | 175–235 | 227–267 |
Эксплуатационные характеристики | ||
Максимальная скорость, км/ч | 250 | 230 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 6,1 | 6,5 |
Расход топлива, л/100 км | ||
— городской цикл | 9,4 | 9,8 |
— загородный цикл | 6,8 | 7,0 |
— смешанный цикл | 7,7 | 8,0 |
Норма токсичности | Евро-6 | Евро-6 |
Ёмкость топливного бака, л | 85 | 71 |
Топливо | АИ-95–98 | АИ-92–98 |
Комплектация
Базовое оборудование | Audi Q7 | Volvo XC90 |
---|---|---|
Фронтальные подушки безопасности | + | + |
Боковые подушки безопасности | + | + |
Надувные «занавески» | + | + |
Крепление детского кресла Isofix | + | + |
Система динамической стабилизации | + | + |
Система предупреждения о столкновении | – | + |
Система предупреждения об уходе с полосы | – | + |
Мультифункциональное рулевое колесо | + | + |
Автоматическая коробка передач | + | + |
Система start/stop | + | + |
Светодиодные фары | + | – |
Электрохромное внутрисалонное зеркало | + | + |
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом | – | + |
Наружные зеркала заднего вида с подогревом, электроприводом и функцией автоматического складывания | + | – |
Контроль давления в шинах | + | + |
Датчик дождя | + | + |
Датчик света | + | – |
Датчики парковки задние | + | + |
Бортовой компьютер | + | + |
Виртуальная панель приборов | – | + |
Круиз-контроль | + | + |
Двухзонный климат-контроль | + | + |
Подогрев передних сидений | + | + |
Кожаная отделка сидений | + | + |
CD-магнитола с поддержкой MP3 | + | + |
Интегрированная Bluetooth-система hands free | + | – |
Разъёмы USB и AUX | – | + |
Электрорегулировка передних сидений | + | – |
Частичная электрорегулировка передних сидений | – | + |
Сервопривод крышки багажника | + | + |
Иммобилайзер | + | + |
Литые диски | + | + |
Противоугонная сигнализация | + | + |
Дополнительное оснащение тестового автомобиля | ||
Цвет «металлик» | 69 456 | |
20-дюймовые колёса | 140 296 | |
Комфортные передние сиденья с вентиляцией | 133 972 | |
Улучшенная кожаная обивка | 94 749 | |
Продольная регулирока сидений второго ряда | 27 368 | |
Двуслойное теплозащитное остекление лобового и боковых стекол | 83 486 | |
Электрорегулировка передних сидений с функцией памяти | 23 119 | |
Боковые зеркала с функцией затемнения и памяти | 13 634 | |
Матричные светодиодные фары | 67 382 | |
Панорамная крыша со сдвижной секцией | 122 808 | |
Полная окраска кузова | 38 631 | |
Отделка салона натуральным деревом | 49 104 | |
Мгогофункциональный руль с подогревом | 24 206 | |
Пневмоподвеска с адаптивными амортизаторами | 143 853 | |
Система преветивной безопасности | 17 586 | |
Датчики парковки спереди и сзади | 27 368 | |
Камера заднего вида | 31 616 | |
Система автоматической парковки | 54 735 | |
Мультимедийный комплекс с навигацией и сенсорной панелью MMI Touch | 196 414 | |
Виртуальная панель приборов | 42 089 | |
Аудиосистема Bang & Olufsen | 409 887 | |
Доступ в Интернет через сервис Audi Connect | 21 736 | |
Четырёхзонный климат-контроль | 55 427 | |
Контурная подсветка передней панели и центральной консоли | 40 014 | |
Комплектация Inscription с семью посадочными местами | 363 000 | |
Электропривод водительского сиденья с памятью положений | ||
Декоративные металлические накладки порогов передних дверей с подсветкой | ||
Боковые зеркала заднего вида с электроприводом складывания | ||
Настройки режимов управления автомобилем | ||
Серебристые интегрированные рейлинги на крыше | ||
Пакет Активная безопасность | 89 900 | |
адаптивный круиз-контроль | ||
электрохромные боковые зеркала | ||
система мониторинга слепых зон | ||
Пакет Navigation Premium | 221 000 | |
навигация | ||
аудиосистема Bowers & Wilkins | ||
Система автоматической парковки | ||
Пакет Детский | 29 900 | |
встроенное детское кресло в средней части дивана второго ряда | ||
блокировка замков задних дверей с электроприводом | ||
солнцезащитные шторки стёкол задних дверей | ||
Пакет Охрана | 99 000 | |
бесключевой доступ в салон | ||
камеры кругового обзора | ||
ламинированные боковые стёкла | ||
Пакет Комфорт | 33 000 | |
электропривод пассажирского сиденья | ||
электрорегулировка длины подушки у передних сидений | ||
Пакет Volvo on Call | 69 900 | |
парковочный подогреватель с таймером | ||
система Volvo on Call | ||
Четырёхзонный климат-контроль | 39 900 | |
Улучшенная кожаная отделка сидений | 75 700 | |
Отделка кожей передней панели | 93 700 | |
Противотуманные фары | 17 900 | |
Панорамная крыша со сдвижной секцией | 95 700 | |
Проекционный дисплей | 79 900 | |
Электрорегулировка боковой поддержки у передних сидений | 14 700 | |
Подогрев задних сидений | 16 500 | |
Розетка на 230 В | 6900 | |
Пневмоподвеска с регулируемыми амортизаторами | 119 900 | |
Пакет внешней отделки Urban Luxury | 315 000 | |
21-дюймовые диски | 268 000 | |
Активные светодиодные фары с омывателями | 79 000 | |
Цвет «металлик» | 54 900 | |
Цена базовой комплектации, рубли | 3 630 000 | 3 773 000 |
Цена протестированного автомобиля, рубли | 5 532 260 | 5 956 400 |
Техника Audi Q7
Техника Volvo XC90
История
Кроссовер Audi Q7 первого поколения, ориентированный, прежде всего, на рынок США, встал на конвейер в далёком 2005 году. Полностью алюминиевый кузов для него был отвергнут из-за высоких производственных затрат, поэтому пятиметровый «ку-седьмой» весил минимум 2195 кг. С фольксвагеновским Туарегом модель Q7 роднило не более 15% деталей, например, передние пневмостойки. Стальной остов кузова, задняя подвеска и передний редуктор были своими. Дорестайлинговые модификации оснащались бензиновыми моторами V6 3.6 FSI (280 л.с., 360 Н•м) и V8 4.2 FSI (350 и 440), а также турбодизелями V6 3.0 TDI (233–240 сил, 500–550 Н•м), V8 4.2 TDI (326 л.с., 760 Н•м) и даже V12 6.0 TDI (500 сил и 1000 ньютон-метров). Всем полагался исключительно шестидиапазонный «автомат» ZF и постоянный полным приводом, и только версии V6 3.6 FSI можно было купить ещё и с шестиступенчатой ручной коробкой.
В апреле 2009 года случился фейслифтинг: новая оптика, бамперы. Ещё через год Q7 обзавёлся новым двигателем V6 3.0 TFSI (272–333 л.с., 400–440 Н•м), заменившим пару бензиновых «атмосферников», а турбодизель V6 3.0 TDI с новой системой впрыска стал на 20 кг легче и на 19% экономичнее. Появился восьмиступенчатый «автомат». Пик продаж «ку-седьмых» пришёлся на 2007 год: почти 21 тысяча кроссоверов в США и 41 тысяча в Европе. В России 2007-й тоже был наиболее успешным: 3341 автомобиль. Для сравнения, в прошлом году россияне приобрели 2320 таких кроссоверов.
Первое поколение XC90 вышло в 2002 году. Дизайн — дело рук Дуга Фрешера. Первый кроссовер марки был создан на переднеприводной платформе Volvo P2, дебютировавшей на седане S80 1998 года. Подвески: McPherson спереди, многорычажка сзади. На семиместных модификациях использовалась система поддержания постоянного дорожного просвета задней части. Полный привод был организован за счёт многодисковой муфты Haldex. В нормальных условиях 95% шло на переднюю ось. Моторы: рядная «турбопятёрка» 2.5 (210 л.с.), «шестёрка» с турбонаддувом 2.9 (272 л.с.), а также пятицилиндровый турбодизель 2.4 (163 и 185 л.с.). В 2005 году на модели появился бензиновый агрегат Yamaha V8 4.4 (315 л.с.). В зависимости от двигателя и комплектации паркетник оснащался пятиступенчатой «механикой», а также «автоматами» Aisin и GM на четыре, пять и шесть передач. С нуля до 100 км/ч в зависимости от версии кроссовер разгонялся за 9,3–12,3 с при снаряжённой массе минимум 1982 кг.
В 2006 году на мотор-шоу в Нью-Йорке дебютировал кроссовер, переживший первый фейслифтинг, который затронул оптику и интерьер. В гамму моторов добавили «шестёрку» 3.2 (238 л.с.), а наддувный бензиновый турбомотор 2.9 и дизель 2.4 (тот, что выдавал 163 силы) из линейки исчезли. С 2009 по 2012 год компания провела целую череду лёгких обновлений, в очередной раз затронувших внешность и салон, а также убравших из гаммы агрегат V8 4.4 (в 2010 году). Паркетник XC90 оказался одной из самых успешных моделей марки. На пике продаж (2004–2005) кроссовер находил более 80 тысяч покупателей ежегодно (почти половина из них — в США). В России ситуация такова: в 2007-м дилеры реализовали 6159 машин, в 2008-м — 7219, а в 2014-м — 1970.
За кадром
Выражаем благодарность компании Villagio Estate за помощь в организации съёмки.