Кроссоверный бренд Haval, принадлежащий фирме Great Wall Motor (GWM), — лидер среди китайских производителей вседорожников. В сегменте, ежегодно растущем на 50% с лишним, каждый месяц покупают по полмиллиона машин! Каждая десятая — Haval. Фирма «Хавейл Мотор Рус» завезла к нам пока только 140 автомобилей и грозится со дня на день начать продажи по неназванным ещё ценам. До Москвы добрались внедорожники Haval H9 и кроссоверы H2 образца 2014 года, плюс паркетник H6, дебютировавший в 2011-м. В Китае это бестселлер, но в Россию «шестёрку» больше поставлять, видимо, не будут — стара. К тому же у нас по-прежнему сносно продаётся Great Wall H6.
Пока машины едут к нам, мы — отправляемся к ним! Тем более что дома у китайцев полно новинок. В прошлом году представлен ещё и малыш H1 (на фото внизу). В 2015-м показаны Haval H6 Coupe и модернизированный Haval H8 — эти будут во второй волне хавейловской экспансии в Россию. Готовятся к запуску в серию модели H7 и удлинённая H7L. По идее, есть ещё переживший недавно рестайлинг H5, но создатели, видимо, считают его идеологически неактуальным, поскольку за время визита мы его в глаза не видели.
Слово Haval в Поднебесной произносят как «Хáфу». На китайском оно ничего не значит: название сконструировали из «I have all» («у меня есть всё»). Англоязычные между тем говорят не «Хэвол», а «Хáвал». «Хавéйл» — это интерпретация, придуманная для России догадливыми русскоязычными китайцами. Пока у нас читают как есть, в воздухе носится некрасивое «пипл хавает» (в смысле, народ покорно потребляет то, что дают, не ища лучшей доли). Доморощенные остряки уймутся не скоро, однако по сути марка Haval несёт противоположный смысл. «Хавать» у Хавейлов может разве что подвеска. В остальном — речь о «вкусить» или даже «отведать».
В Китай для знакомства с маркой нас пригласили на целую неделю. Начинаем с Шанхайского мотор-шоу, впереди интервью с топ-менеджерами, экскурсии на заводы в Тяньцзине и Сюйшуе, тест-драйв на площадке и полигоне, посещение выставочного и исследовательского центров в Баодине, где находится штаб-квартира. Также в программе деловой банкет и аж четыре групповых фото! Мы уже подзабыли эти обряды, а в Китае традиции коммунизма живее всех живых: ходить строем, облекать смыслы в помпезные лозунги, носить значки и плевать на все порядки и правила, если тебя никто не видит.
В регламенте международной презентации для журналистов (с нами, например, австралийцы) — занятное примечание: «Пожалуйста, присматривайте за своими вещами, соблюдайте порядок, заботьтесь о безопасности». Ладно! Первый сюжет — с выставки Auto Shanghai 2015. В лучах прожекторов появляется невысокая фигура в сером костюме — на сцену выходит главный дизайнер марки Haval Пьер Леклерк, перешедший из BMW.
Будучи дизайнером подразделения BMW M GmbH, Леклерк приложил руку к прежнему BMW X6 M, на его счету экстерьер BMW X5 второго поколения. Теперь у Пьера статус дизайнерского босса и вице-президента, он подчиняется напрямую главе GWM Вэю Цзяньцзюню. Бельгиец представляет на Шанхайском автошоу свои новые работы — два концепта, будущее бренда. В облике шоу-каров можно найти немало «цитат», но о слизывании дизайна с BMW вряд ли кто скажет. Разве что «купеобразность» явно немецкая.
Haval бывает двух цветов: синий, «горячий» и красный, «холодный» (см. пример концептов на фото вверху). Но странное разделение по колеру логотипов России не коснётся, и это, пожалуй, правильно. Мы привыкли, что синий — это ледяная вода, а красный — кипяток. С таблетками в «Матрице» та же история: революция или покой в неведении. В общем, у нас будут только алые шильдики. Китайцы решили на два-три года оставить цветовое зонирование на внутреннем рынке. Они и сами не привыкли к двухцветности и носят на лацканах пиджаков исключительно красные значки. При всём при том машины, «синие» по дизайну и оснащению, вполне могут приехать к нам с красной эмблемой.
На домашнем рынке марка Haval действует с 2002 года. Экспортировать продукцию этого бренда фирма Great Wall долго не решалась: за рубеж шли машины с шильдиками Hover. Теперь Ховера не существует, вместо него — глобальный Haval со своей концепцией, стратегией и логотипом, презентованными в марте 2013-го, когда с конвейера сошёл миллионный автомобиль GWM. Довольные владельцы Ховеров в России, а таких немало, — главная аудитория Хавейла. Он уже зацепил их на Московском автошоу, они активно интересуются и ждут цен. Далее — видеоролик с выставки в Шанхае.
Когда именно Haval начнёт продажи в России, не говорит даже госпожа Ван Фэнин, главный управленец GWM. Но подтверждает: конкурентами китайским кроссоверам будут «корейцы» и «японцы», к примеру, Hyundai Tucson и Toyota RAV4. По словам Ван Фэнин, поначалу машины будут завозиться к нам из Китая, а к августу-сентябрю 2017-го построят завод полного цикла под Тулой (см. врезку в конце материала). Дилерскую сеть — для начала восемь-десять центров — организует «Хавейл Мотор Рус», а не «Ирито», дистрибьютор марки Great Wall. Если в «Ирито» захотят продавать Haval, им позволят на общих основаниях. У Грейт Уолла в нашей стране всё останется по-прежнему — уступать рынок Хавейлу он не станет. Завод под Липецком Хавейлы выпускать не планирует. Но что же с ценами? Хоть намекните!
Скрепя сердце Ван Фэнин говорит, что цены будут на 15–20% выше, чем в Китае, поскольку высоки таможенные пошлины и затратна логистика. Давайте прикинем. Дома Haval H2 стоит от 98 800 юаней (805 500 рублей), с процентами получаем миллион рублей, который нам косвенно подтвердили. Вспомним прайс-лист, оглашённый россиянам в октябре 2014-го: H2 — от 750 000, H6 — от 800 000, H8 — от 1 500 000. Выходит, Хавейлы для нас подорожают на четверть? Соперники тоже недёшевы: Hyundai ix35 — от 1 169 900, Toyota RAV4 — от 998 000 (по акции), Mitsubishi ASX — от 949 000. Только «корейцев» и «японцев» мы хорошо знаем, а Haval... Продолжим изучать его на заводе в Тяньцзине.
Регламент предписывает: «Пожалуйста, во время тест-драйва следуйте инструкциям инструктора». На самом деле никакого инструктажа китайцы не проводят, да и назвать это мероприятие «тест-драйвом» — злая шутка. Кроссоверы H2 и H6 нам предлагают испытать в качестве пассажиров во время езды по бенкингу, а затем сделать два кружочка за рулём на малюсеньком участке ровного асфальта. Что из этого вышло — на видео.
Корпоративный дух GWM крепит фраза «Improving little by little everyday» («Мало-помалу совершенствуемся каждый день»). Девиз встречает рабочих у ворот предприятий GWM и далее повсеместно попадается на глаза, причём написан он на английском, которого большинство китайцев не знают. Однако неверно считать, будто слоган направлен исключительно «на экспорт» — грейтуолловцы и впрямь совершенствуются день ото дня, да так, что «мало» не покажется. Посмотрите на комплекс Хавейла в Сюйшуе: он уже не уступает заводу Hwasung фирмы KIA, а кое в чём и превосходит его.
С завода — в выставочный центр. Он разделён на 15 зон и насчитывает более 200 экспонатов. На входе — стена, увешанная патентами: компания подала 4239 заявок и получила 2806 свидетельств, действующих в Европе, США, России и так далее. Осматриваем выставку дальше, демонстрируется всё: кузова, роботы-сборщики, шасси, двигатели, коробки передач, светотехника, кресла, даже коврики и, конечно, готовые машины. Жаль, демонстрация техники не сопровождается сколь-нибудь внятным комментарием. Также есть детский уголок размером со спортзал и гигантский макет, показывающий, как будет развиваться промышленная зона в Сюйшуе.
Теперь наш путь лежит на полигон Хавейла, построенный по проекту авторитетной испанской компании Applus IDIADA в конце ноября 2013 года. На площади 114 га проложено 45 км самых разных дорог. Высокоскоростной трек длиной 7019 м с бенкингом под наклоном 47 градусов позволяет разогнаться до 240 км/ч. Есть круглая площадка диаметром 300 м для тестов на скорости до 160 км/ч. На медленной кольцевой трассе имитируются 10 видов поверхностей: ямы, крупные и мелкие камни, гравий, волны и тому подобное. Кольца окружают искусственную гору для испытаний машин на подъёме и спуске. По ряду параметров этот полигон — №1 в Китае.
Второй тест-драйв организован чуть лучше. Перед нами скоростной прямик с разворотной петлёй в конце. Два круга на каждом из двух больших Хавейлов — H8 и H9 — с одинаковыми двухлитровыми «турбочетвёркам» (218 л.с., 324 Н•м) и шестиступенчатыми «автоматами». Динамикой не порадовал ни тот ни другой. Разгон подчёркнуто плавный, с неспешным выкручиванием передач до 5000 об/мин — китайцы любят размеренность. В ручном режиме трансмиссии двигатель, как водится, навязчиво шумит. Под капоты более чем двухтонных махин просятся моторы помощнее.
Связь «по баранке» едва уловима. Впрочем, подруливать и не нужно — прямую Хавейлы держат что на шинах Goodyear Wrangler (H8), что на покрышках Cooper Discoverer (H9). Тормоза позволяют точно дозировать замедление, что очень кстати перед поворотами, чреватыми сильными кренами. Короче, оба кроссовера диктуют величавое перемещение, но бегемот Haval Н9, эдакий Land Cruiser, предпочтительнее. На полигоне его подвеска схавала все неровности, не поперхнувшись. Идею бренда он передаёт лучше других, хотя... Понравилась ещё одна модель, которой не было в программе заездов, — Н6 Coupe.
Лишний кружочек, что выторговал у организаторов, определил фаворита. Бойкий паркетник Haval Н6 Coupe видится оптимальным «китайцем» для города. Модная и гармоничная внешность тому под стать. Удивительно, в «купе» не менее просторно, чем в старших братьях. При этом машинка легче, мощнее поросли (194 л.с., 315 Н•м) и во всём живее: больше шума, жёстче подвеска, отчего хочется и можется шустрить. Во всяком случае на «механике» — «робота» на полигоне, к сожалению, не было.
Прокатились неплохо, но мало. Ничего, в Москве доездим. Пора и честь знать? Рано! Китайцы ещё не показали нам «крупнейший в мире первоклассный технический центр». Новейший комплекс площадью 26 га рассчитан на 10 000 сотрудников. Снаружи его достроили в этом году, отделка внутри продолжается, но эксплуатация потихоньку стартовала. Заметьте, эти громады созданы не для всей корпорации Great Wall, а только ради марки Haval. Такие амбиции, такой видится потенциал.
Техцентр включает в себя пять зон: исследовательскую, испытательную, прототипирования, моделирования и обработки данных, что бы последнее ни значило. Экскурсия привела нас в безэховую камеру, где автомобили тестируют на наличие шумов и вибраций. Также показали стендовые испытания двигателя. Ничего особенного, хвастаться ещё нечем. Надо бы заглянуть сюда через год-полтора.
Ходят слухи, будто бы Haval задумал кооперацию с Фольксвагеном. Это маловероятно, так как у VW в Китае уже есть посажённый отец SAIC — крупнейший автопроизводитель Поднебесной. В то же время других неожиданных альянсов с иностранцами исключать нельзя. Корпорация GWM постоянно ищет партнёров для глобальной экспансии. Привлекая чужих спецов, учит своих. Совершенствуется мало-помалу каждый день.
Пытаясь подытожить впечатления, вспомнил недавний разговор в Женеве с большой шишкой из VW Group. Топ-менеджер убеждён, что в ближайшие десять лет китайцы не представят немецким производителям никакой реальной угрозы. Тогда я кивнул, но, погостив у Хавейла, засомневался. «Корейцам» с «японцами» стоит поднапрячься. Только что власти КНР обнародовали план Made in China 2025. Главная цель — догнать по качеству производства германских конкурентов, используя их же индустриальные методики. Все силы брошены на то, чтобы стать мировым производственным локомотивом. Признаться, прежде я думал, что никогда не стану владельцем китайского автомобиля. Теперь — не уверен.
Паспортные данные
Модель | Haval H2 | Haval H6 | Haval H6 Coupe | Haval H8 | Haval H9 |
---|---|---|---|---|---|
Кузов | |||||
Тип кузова | универсал | универсал | универсал | универсал | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 | 5/5 | 5/5 | 5/5 | 5/7 |
Длина, мм | 4335 | 4649 | 4549 | 4806 | 4856 |
Ширина, мм | 1814 | 1852 | 1835 | 1975 | 1926 |
Высота, мм | 1695 (по антенне) | 1710–1727 (по рейлингам) | 1700 | 1794 | 1900 |
Колёсная база, мм | 2560 | 2680 | 2720 | 2915 | 2800 |
Колея передняя/задняя, мм | 1525/1520 | 1565/1565 | 1565/1565 | 1647/1649 | 1610/1610 |
Снаряжённая масса, кг | 1595 | 1650 | 1769 | 2205 | 2325 |
Полная масса, кг | 1985 | 2240 | Нет данных | 2750 | 2850 |
Объём багажника, л | 300–890 | 808–1216 | 400–1146 | Нет данных | 112–747–1457 |
Двигатель | |||||
Тип | бензиновый с турбонаддувом | бензиновый с турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом |
Расположение | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, поперечно | спереди, продольно | спереди, продольно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 | 16 | 16 | 16 | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1497 | 1497 | 1997 | 1967 | 1967 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 150/5600 | 150/5600 | 194/5200–5500 | 218/5500 | 218/5500 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 210/2200–4500 | 210/2200–4500 | 315/2400–4000 | 324/2000–4000 | 324/2000–4000 |
Трансмиссия | |||||
Коробка передач | механическая, шестиступенчатая | механическая, шестиступенчатая | механическая, шестиступенчатая | автоматическая, шестиступенчатая | автоматическая, шестиступенчатая |
Привод | подключаемый полный | подключаемый полный | подключаемый полный | подключаемый полный | подключаемый полный |
Ходовая часть | |||||
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson | независимая, пружинная, McPherson | Нет данных | независимая, пружинная, двухрычажная | независимая, пружинная, двухрычажная |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная | независимая, пружинная, двухрычажная | Нет данных | независимая, пружинная, многорычажная | зависимая, пружинная, пятирычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые | дисковые | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые | дисковые | дисковые | дисковые | дисковые вентилируемые |
Шины | 235/50 R18 | 245/40 R18 | Нет данных | 235/60 R18 | 265/65 R17 |
Дорожный просвет, мм | 184 | 180 | 170 | 197 | 206 |
Эксплуатационные характеристики | |||||
Максимальная скорость, км/ч | Нет данных | 180 | 190 | 180 | 180 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных |
Расход топлива, л/100 км | |||||
— городской цикл | 10,4 | 11,9 | Нет данных | Нет данных | 14,1 |
— загородный цикл | 7,3 | 7,5 | Нет данных | Нет данных | 9,5 |
— смешанный цикл | 8,4 | 9,1 | 9,2 | Нет данных | 12,1 |
Норма токсичности | Евро-5 | Евро-4 | Евро-5 | Евро-5 | Евро-5 |
Ёмкость топливного бака, л | 55 | 58 | Нет данных | 85 | 80 |
Топливо | АИ-95 | АИ-95 | АИ-95 | АИ-95 | АИ-95 |
Техника
Haval и Great Wall в России
А как будет выглядеть новый завод в Тульской области, в индустриальном парке «Узловая»? Такого размаха, как в Китае, там, конечно, не будет — масштаб скромнее на порядок. На площади 200 гектаров появятся цеха штамповки, сварки, окраски, сборки и производства запчастей. Примерно 2500 человек будут выпускать от 80 000 до 150 000 машин в год. Строительство предприятия должно начаться этим летом. Первый камень в фундамент уже заложен.
Между тем в России дела у Грейт Уолла идут не очень. Доля рынка едва превышает полпроцента. По итогам первого квартала этого года продажи упали почти на 67%. Заметим, что в 2014-м в России модели Hover H3 и H5 заняли второе место по продажам в сегменте среднеразмерных внедорожников (11 600 автомобилей)...
На родине GWM совсем другой коленкор. В 2014 году общий объём продаж Грейт Уолла составил 733 000 машин: 520 000 — кроссоверы, из них 429 300 — Хавейлы. В корпорацию входят более 30 фирм, общая стоимость активов — более 60 млрд юаней, чистая прибыль за прошлый год — 8 млрд. Чтобы в 2015-м заработать больше, Haval как независимый бренд выходит на рынки России, Австралии, Южной Америки и Ближнего Востока с перспективой стать «SUV-экспертом мирового класса» и «глобальным SUV-лидером».