Здесь пригнись, сюда не наступай. Вроде пролез. Меня притягивают к анатомическому креслу четырёхточечными ремнями, ноги на педали, между ними изогнутый рычаг с кнопками, под левой рукой — ещё один. На приборах... Ой, а что это за бумажка? «Закрой рот и ничего не трогай!». Убираю ноги с педалей, а руки с рычагов. Это ведь не машина, а вертолёт. Разворот на месте и, мягко вибрируя всем и вся, по трёхмерной дуге взмываем над лесом. Курс — на Фестиваль скорости в Гудвуде, который начнётся для меня с трёх кругов по треку на родстере Mazda MX-5.
На самом деле Фестиваль стартовал накануне — с торжественного открытия статуи на лужайке перед Гудвуд-хаусом. Когда мы были тут впервые, она была посвящена 50-летию Ягуара E-type, в 2013-м — полувековому юбилею легендарного Porsche 911, в прошлом году — чествованию гоночных Мерседесов, а в этом — маздовской дизайнерской философии Кодо. Свыше четырёхсот стальных труб, 36 метров вверх, четыре под землю — и пара прототипов на вершине: лемановский 787В и дизайнерский LM55. Общий вес конструкции — 120 тонн. Дамы в нарядах, мужчины при запонках (нам, журналистам, специально арендовали костюмы с бабочками), шампанское — и фейерверк!
Фейерверк — это, пожалуй, и определение всего мероприятия. Глаза разбегаются, когда ты ещё не дошёл до действа, а только листаешь брошюру с автомобилями-участниками: Fiat S76 1911 года с «четвёркой» объёмом 28,4 л, исторические «формулы», современные, раллийные автомобили и дрифт-кары. А в списке пилотов — сэр Стирлинг Мосс, Рене Арну, Жан Раньотти, Райкконен, Росберг и Кен тебе Блок! В общем, звёзд, как на небе, — всех и не перечислишь. Как здорово, что начали с MX-5 — этаким аперитивом. На сытый желудок, боюсь, было бы не до Мазды...
Правый руль, «механика» и три круга по кольцевой трассе с инструктором — успеть бы приноровиться! Зря волновался. Сидишь как влитой, всё под рукой (пусть и под левой), а как легка и натуральна MX-5 в своих повадках! На втором круге мы прибавили, на третьем уже поскользили. По-моему, это тот случай, когда без разницы, что за мотор под капотом, 131-сильный 1.5, как здесь, или 160-сильный 2.0, вся соль — именно в откликах: на руль, на газ. История не про скорость, а про процесс, взаимоотношения. Новый родстер серии ND отзывчив, как родной! Хотя от прежнего в нём разве что архитектура: он на 75 мм короче, чуть ниже, а главное, почти на 100 кг легче, снаряжённая масса — 975 кг в случае с полуторалитровой машиной!
Ветер треплет волосы, гуляет по плечам, но закрывать крышу нет ни времени, ни желания: езда в чистом виде! Передачки переключаются прям «щёлк!», тяги хватает снизу доверху, причём верх этот — на 7500 об/мин. О плавности хода по итогам трёх кругов сказать нечего, чувствуется лишь, что подвеска плотненькая, а крены невелики. Уж насколько мне нравится МХ-5 предыдущего поколения, но эта определённо лучше. Причём вживую она явно симпатичнее, чем на фотографиях. Жаль, российские перспективы MX-5 пока в густом тумане: до выхода в свет версии с жёстким верхом говорить не о чем. Давайте, что ли, хором позовём её, как Деда Мороза на Новый год?
В дверном кармане шаттла BMW M3 я нашёл... Педаль тормоза! «Не волнуйся, у меня ещё одна есть», — успокоил водитель. Я вышел у одной из трибун знаменитого подъёма на холм, ключевого действа Фестиваля. Тут весь день проносятся туда-сюда машины с мотоциклами. Наверное, всех существующих мастей и классов, причём ошибочно думать, будто пилоты их холят и лелеют: не один, так другой жмёт pedal to the metal! Это, конечно, фантастика — смотреть, как подламываются тонюсенькие покрышечки спицованных колёс и как вцепляется в поручни пассажирка такого вот драйвера. На публику тут играют мастерски, но есть и те, кто мчит на результат.
В этом году снова никто не смог взобраться на холм быстрее, чем Ник Хайдфельд в 1999-м за рулём формульного Макларена. Рекорд Ника — 41,6 с, а в этот раз быстрейшим на участке в 1,16 мили стал Олли Кларк на 780-сильном хэтче Subaru Impreza: 44,91 с. Хотя результаты — это последнее, о чём ты думаешь, глядя на происходящее. Вот протарахтел своей дюжиной цилиндров рекордомобиль Thomas Special «Babs» (27,1 литра моторчик, между прочим!), за ним в прямом смысле зажёг мото-дрэгстер Puma Gulf (1,1 с до 100 миль/ч с места!), раздал «пончиков» Кен Блок на своём историческом Мустанге, заломал пикап в глубокий занос Робби Гордон — и пошли, точнее, полетели Формулы.
Через полчаса-час наблюдений я поймал себя на том, что мне банально не хватает «оперативки» для обработки всего происходящего. За что ни возьмись — своя богатейшая история, закопаешься и всё пропустишь. Поэтому самый верный рецепт для Гудвуда — расслабиться и получать удовольствие. Его тут на любой вкус. Вокруг трассы — стенды автопроизводителей с серийными или около того новинками: Honda Civic Type R, Ford Focus RS… По пути к ним море-океан сувенирки, чуть в стороне прыгают мотокроссмены, куражатся велотриальщики. И даже в небе — шоу пилотажной группы Red Arrows.
Повсюду огромные телеэкраны с прямой трансляцией подъёма на холм, интервью с пилотами и комментариями, а чтобы слышать всё это на расстоянии (общая площадь Фестиваля примерно с квадратный километр!), раздают одноразовые одноволновые радиоприёмники. Голова кругом? Рано! Самый сок Гудвуда — всё, что ты видишь на трассе, можно затем рассмотреть, пощупать да и понюхать (к чёрту эконормы!) в импровизированных боксах, а то и поговорить с пилотами. Вот раздаёт автографы Жан Раньотти, чуть поодаль экс-формулист Роберто Морено беседует с Фредди Хантом, сыном Джеймса, а у того в руках и сигарета, и пиво. Попросить завести мотор и газануть? На такие предложения тут соглашаются быстро!
Толпа — плотная. За выходные Фестиваль посетили около 220 тысяч зрителей, но какова инфраструктура! Там, где нельзя примять газон, лежат специальные настилы, еды-перекуса — на любую кочевряжку, туалетов — сколько хочешь и никаких очередей. А особенно тронула забота об инвалидах: спецтрибуны, шаттлы… По-человечески. И вот когда ты уже, кажется, всё обежал, выдохнул, выясняется, что в паре километров — настоящий раллийный спецучасток, а ехать туда на тракторе!
Ралли в Гудвуде — в своей стихии, то есть в лесу. На полянке перед стартом — кружки по интересам. Одна из первых палаток — ситроеновская: Крис Мик в перерывах между заездами болтает со зрителями, подписывает брошюрки. Далее — выводок Тойот, Audi разных поколений, «макреевские» Subaru, преклонный раллийный Saab 96 (мотор 0.8, три цилиндра) и даже Ferrari 308GTB 1976 года. Всё рычит и пышет жаром, при этом никто не мешает засунуть свою любопытную голову прямо в кабину к пилотам. Валят — по-взрослому, не отстают и зрители: встанут на выходе из виража «в спину» машине и купаются в пыли. Кайф!
Как правило, я очень далёк от наслаждения выставками и фестивалями, но Гудвуд отныне — что называется must have. Сожалею, быть может, только о том, что мой ребёнок ещё не родился, но будет пацан — обязательно приедем сюда вместе. Фестиваль скорости — это самый интерактивный учебник автомобильной истории в мире, заменить который не в силах ни один даже самый изощрённый музей! По сути, за пару дней ты получаешь здесь высшее автомобильное образование, а затем ещё долго его перевариваешь. Про МХ-5 я, кстати, не забыл — потому что она из этих же, из настоящих.
Паспортные данные
Модель | Mazda MX-5 |
---|---|
Кузов | |
Тип кузова | родстер |
Число дверей/мест | 2/2 |
Длина, мм | 3915 |
Ширина, мм | 1735 |
Высота, мм | 1225 |
Колёсная база, мм | 2310 |
Колея передняя/задняя, мм | 1495/1505 |
Снаряжённая масса, кг | 975 |
Полная масса, кг | 1215 |
Объём багажника, л | 130 |
Двигатель | |
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива |
Расположение | спереди, продольно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1496 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 131/7000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 150/4800 |
Трансмиссия | |
Коробка передач | механическая, шестиступенчатая |
Привод | задний |
Ходовая часть | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, двухрычажная |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые |
Шины | 195/50 R16 |
Дорожный просвет, мм | 141 |
Эксплуатационные характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 204 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 8,3 |
Расход топлива, л/100 км | |
— городской цикл | 7,9 |
— загородный цикл | 4,9 |
— смешанный цикл | 6,0 |
Норма токсичности | Евро-6 |
Ёмкость топливного бака, л | 45 |
Топливо | АИ-95 |
Техника
История Рафаэль Гиззатуллин, Леонид Попов
Почему MX-5 (Mazda Experiment-5) нравится всем поголовно автомобильным журналистам мира? Не потому ли, что идея создания такой Мазды принадлежит некоему Бобу Холлу, тоже в прошлом автомобильному журналисту? Именно Холл в бытность свою корреспондентом американского издания Motor Trend на одной из встреч с топ-менеджерами фирмы Mazda в 1976 году предложил им создать маленький родстер в стиле классических британских спорткаров, которыми был одержим.
Cтав в начале 1980-х сотрудником Мазды, Холл возглавил программу разработки такой машины. Это не просто совпадение: американец болел своей идеей и последовательно двигался к её реализации. Всё прочее: джинба иттай, японские инженеры-философы Тосихико Хираи и Такао Кидзима с их инженерией кансей — было потом. Родстер MX-5 проектировался на платформе заднеприводной модели 323 конца 1980-x, однако даже рассматривалась возможность установить двигатель в базе или сделать вариант с передним приводом.
Модель MX-5 в разное время и на разных рынках была известна также как Mazda Miata, Eunos Roadster (почивший в бозе премиум-бренд Мазды) и Mazda Roadster. В 1989-м двухместный родстер серии NA дебютировал со 120-сильной двухвальной «четвёркой» 1.6 под капотом. В 1994 году добавился мотор 1.8 мощностью 131 л.с.
Для американцев и японцев предлагался и четырёхдиапазонный «автомат», впрочем, непопулярный. Подвеска была на двойных поперечных рычагах на всех четырёх колёсах. Длина модели равнялась 3950 мм. Всего было выпущено около 400 тысяч автомобилей MX-5 Miata/Eunos Roadster.
Год 1998-й. Выдвигающиеся фары перестали соответствовать требованиям безопасности для пешеходов и на серийной «второй» Миате с индексом NB сменились внешними, интегрированными в бампер. Форсированный до 146 л.с. мотор 1.8 при содействии шестиступенчатой «механики» ускорял родстер до 97 км/ч уже за 7,9 с.
В 2002-м австралийское подразделение фирмы провело успешный эксперимент с наддувной Миатой, а двумя годами позже появилась 178-сильная Mazdaspeed MX-5 с турбонаддувом. На домашнем рынке мизерным тиражом продавался даже вариант с закрытым кузовом — Roadster Coupe. В 2005 году число купленных MX-5 перевалило за 700 тысяч.
Третье поколение NC увидело свет в 2005 году. Двигатель 1.8 был придушен до 126 л.с. ради экологической безопасности, зато появилась новая 160-сильная «четвёрка» 2.0. Разгон до сотни — 7,9 с у двухлитровой версии и 9,4 с у младшей модификации. Важнейшая перемена в шасси: замена задней подвески на двойных рычагах на многорычажку.
В 2008-м модель третьего поколения пережила рестайлинг, сопровождавшийся улучшениями по части техники. Были доработаны двигатель, «механика», подвеска и рулевое управление, модернизирована мультимедийная система.