Слышали ли вы слово «кидалт»? В 1985 году газета New York Times впервые применила kidult в адрес мужчин, увлекающихся мультфильмами, компьютерными играми и красивыми бесполезными гаджетами, несмотря на возраст за 30. Так и прилипло: у кого-то кризис среднего возраста, а у этих — Сейлор Мун на лонгборде. Что же делать таким ребятам, когда любимые «горячие» хэтчи становятся тесноваты, растут запросы к оснащению, но жажда спорта не утихает? Покупать Mini Clubman JCW.
Сменив поколение, Clubman вырос во все стороны, практически шагнув в следующий класс. Из чуть растянутого Купера он стал солидным универсалом или, как его называют создатели, шестидверным хэтчбеком. Повзрослевшей топ-модели JCW положено соответствующее оснащение: тут и полностью светодиодная оптика, и тьма наворотов, связанных с безопасностью. Mini следит за знаками, контролирует дистанцию до идущих впереди машин, в случае чего готов затормозить самостоятельно — ответственный мужчина! Круглых элементов внутри поубавилось: дефлекторы обдува, к примеру, угловатые.
Салон от стандартного отличается деталями. Приборы — с логотипами John Cooper Works, за отметкой 200 км/ч риски спидометра превращаются в клетчатый флаг. Педали — с накладками, предусмотрены альтернативные селекторы трансмиссий и вставки в дверях. Всё собрано и подогнано друг к другу с недетской точностью. Главной изюминкой интерьера должны быть спортивные кресла с интегрированными подголовниками, но нам их не показали — тестовые машины оснащены опциональными сиденьями. Они проще на вид, зато с электрорегулировками.
Мультимедийная система радует графикой, высоким разрешением и быстротой отклика. По меню и карте можно перемещаться как при помощи шайбы или тачпада, так и уже привычными по смартфонам жестами на сенсорном экране. Повсюду мелькают британские флаги: они на руле, подголовниках, на дверях и в прострочке сидений — больше десятка. Не иначе, чтобы сбавить градус интерьерной серьёзности, в которой чувствуется немецкий дух материнского концерна BMW. Вообще, пока Clubman JCW стоит на парковке, кажется, что он очень далеко ушёл от маленьких Mini...
При запуске двигателя Clubman неожиданно резко прокашливается, заводя басовитую песню. Я уже знаю, что частично это «фонограмма» из динамиков, но, если честно, мне всё равно. Главное, звук не досаждает. Впереди — полторы сотни километров отменных серпантинов. Вырвавшись из тесного Инсбрука, где не принято ездить быстрее 50 км/ч, Mini под полным газом сменяет бас на тенор, и на пару часов я забываю о синтетическом голосе мотора и об улыбке 16-летнего на моём лице.
Несмотря на габариты и массу, Clubman JCW пышет мальчишеским задором: даже в стандартном режиме обострённо реагирует на любые раздражители. Подача топлива, торможение, перекладка руля в связке поворотов — каждый управляющий импульс вызывает мгновенный отклик. Универсал оснащён новым восьмиступенчатым «автоматом» Aisin (опция) и стандартной спортивной подвеской (за доплату ставятся адаптивные амортизаторы). Коробка меняет передачи так точно и предсказуемо, что я в кои-то веки не жалею об отсутствии на тесте машин c «механикой». Тем более что тип трансмиссии не влияет на паспортный разгон до 100 км/ч — 6,3 с.
Более того, «заряженный» Clubman столь же динамичен, как малыш Cooper JCW с «механикой», хоть тот и легче почти на три центнера. Потому что у универсала двигатель моментнее: при той же 231 силе он развивает 350 Н•м против 320. То есть аж на 50 «ньютонов» больше, чем мотор версии Cooper S Clubman. Достигнуто это благодаря увеличению до 2,2 бара давления наддува двухпоточного турбокомпрессора TwinScroll, интегрированного в выпускной коллектор. А чем короче путь отработавших газов к ротору турбины, тем меньше потери и живее отклик.
Особенно хорошо это ощущаешь на выходе из горных шпилек. Влетая в поворот под раскатистые отстрелы спортивного выпуска с управляемыми заслонками, Clubman JCW уже в следующее мгновение готов рвануть вперёд. Воображаемых задних пассажиров то мотает из стороны в сторону, то вжимает в спинки кресел — положим, они, как и я, любят американские горки. Ведь в запасе у Mini есть ещё и спортивный режим. В нём клапан правого выхлопного патрубка постоянно открыт (программа Mid использует его только при разгоне в пол) — Mini превращается в рассерженного шершня.
Меняются и точки смены передач, обостряются реакции дроссельной заслонки на движения электронного акселератора, наливается тяжестью руль. Но это не делает автомобиль чересчур резким. Редкий случай, когда оба режима просто по-своему хороши. Будь на моём Mini адаптивные амортизаторы, они бы тоже стали жёстче. Впрочем, инженеры говорят, что стандартная подвеска на круг всё равно спортивнее, поскольку электронноуправляемые стойки используются в комплекте с более мягкими пружинами.
Тестовые универсальчики полноприводные, но, несмотря на старания организаторов, погода не позволила оценить трансмиссию All4 на снегу даже высоко в горах. Однако и на асфальте муфта Haldex не скучает. Она завязана на систему стабилизации и при выборе спортивного режима активно помогает в поворотах. Перебрасывая крутящий момент назад под тягой, машина контролирует пробуксовку избирательным подтормаживанием внутреннего колеса. Тебе кажется, что предел сцепления шин достигнут и вот-вот начнётся снос, а электроника продолжает вкручивать Mini в вираж. И безопасно, и чертовски весело!
Для передышки на коротких отрезках автобанов у Mini есть режим Green. Выпускной клапан принудительно закрыт, мотор заметно спокойнее реагирует на подачу топлива, а «автомат» при любой возможности хватается за восьмую передачу. В салоне тише, но подвеска по-прежнему отрабатывает все дорожные неровности бескомпромиссно жёстко. Виноваты в этом и шины Run Flat. И хотя инженеры BMW уверяют, что в случае с усиленной боковиной меньший профиль иногда оказывается более комфортным, мне не хочется пробовать Clubman JCW на опциональных 19-дюймовых колёсах…
В наше время понимание молодости трансформируется. Раньше и в 25 лет человеку полагалось быть взрослым, думать о серьёзных вещах, о семье, очаге и потомстве. Сейчас в 35 — молодёжь. Меньше рутины, больше веселья. И вроде как не зазорно жить в удовольствие. Только вот автомобили со всеми современными технологиями взрослеют порой быстрее целевой аудитории. К счастью, не все. За два дня на серпантинах Mini Clubman JCW показался мне идеальной машиной для больших детей. Кидалт-универсал. Мне скоро 36, и, чувствую, пока существуют такие машины, взрослеть не обязательно.
Паспортные данные
Mini Clubman John Cooper Works | |
---|---|
Кузов | |
Тип кузова | хэтчбек |
Число дверей/мест | 6/5 |
Длина, мм | 4253 |
Ширина, мм | 1800 |
Высота, мм | 1441 |
Колёсная база, мм | 2670 |
Колея передняя/задняя, мм | 1553/1555 |
Снаряжённая масса, кг | 1550 (1565)* |
Полная масса, кг | 2050 (2070) |
Объём багажника, л | 360–1250 |
Двигатель | |
Тип | бензиновый с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом |
Расположение | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1998 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 231/5000–6000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 350/1450–4500 |
Трансмиссия | |
Коробка передач | механическая, шестиступенчатая (автоматическая, восьмиступенчатая) |
Привод | подключаемый полный |
Ходовая часть | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые вентилируемые |
Шины | 225/40 R18 |
Дорожный просвет, мм | 141 |
Эксплуатационные характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 238 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 6,3 |
Расход топлива, л/100 км | |
— городской цикл | 9,7 (8,4) |
— загородный цикл | 6,0 (5,8) |
— смешанный цикл | 7,4 (6,8) |
Норма токсичности | Евро-6 |
Ёмкость топливного бака, л | 48 |
Топливо | АИ-92–98 |
* В скобках приведены данные для версии с "автоматом". |
Техника Роберт Есенов
История
В 2008 году отделение John Cooper Works в дополнение к тюнинг-китам начало выпуск автомобилей, доработанных сразу на заводе. Одной из первых ласточек стал и Clubman. Заводская тюнинг-программа заметно отличалась от доступной через дилеров. Так, мощность двигателя составляла 211 л.с. против 192 «лошадей» благодаря новому турбокомпрессору и выпускной системе с трубами большего диаметра.
Время разгона до 100 км/ч сократилось до 6,6 с. В первом поколении Mini Clubman JCW был переднеприводным с дополнительной программой трекшн-контроля, имитирующей блокировку дифференциала. Тормозные механизмы — производства Brembo: четырёхпоршневые спереди и однопоршневые сзади. В 2011 году универсал слегка обновился, что, впрочем, не затронуло динамические показатели.