Сменные панели кузова, оригинальный интерьер — и переднеприводная платформа с моторами MIVEC от пятидверки Mitsubishi Colt образца 2004 года. Таким был Smart Forfour первого поколения, выпуск которого свернули всего через пару лет после его начала: надеялись продавать по 80 тысяч машин в год, а выходило в полтора-два раза меньше. Новый «фарфор» построен Даймлером в сотрудничестве с альянсом Renault-Nissan (Forfour выпускают вперемежку с Twingo на словенском заводе Renault) по схеме трёхдверки Fortwo первого поколения: ведущие колёса — задние, двигатель — прямо над ними. Дрифт-мобиль? За крохой с «механикой» я мчался в пресс-парк в предвкушении!
Узнал цену подопытного экземпляра — и, пока приходил в себя, осмотрел выставленные в шоу-руме Смарты. Где предупреждения наподобие чайно-кофейных «Осторожно, горячо!»? Придёт человек, скажем, за новым Е-классом и на радостях пообещает Smart в подарок дочке. Посчитает, а тот стоит, как наш — больше 1,4 млн рублей! Причём в представительстве ещё поскромничали — если в Forfour запихнуть вообще весь конфигуратор, то его цена превысит 1,9 млн. Может, «цешку»? Я представил, что влип, — и с ещё большим недоумением взглянул на оказавшийся в руках ключ зажигания с торчащим жалом. Он такой же, как у Twingo, Логана — и Ларгуса. Добро пожаловать в клуб.
На самом деле реношность Смарта меня не пугает — после счастливых лет за рулём хот-хэтча Clio RS на эти дверные ручки, джойстик регулировки зеркал, кнопки стеклоподъёмников и потолочный плафон освещения я смотрю с ностальгией. Но как быть тем, для кого Renault — это бюджетные модели? Концентрироваться на чисто смартовских элементах! Благо их тут немало: блок климат-контроля с прозрачным ползунком на температурной шкале, воздушные дефлекторы, намекающие на фамильную принадлежность машинки, красивый руль с удобными кнопками — и, наконец, дисплей борткомпьютера с качественной картинкой.
Поворачиваю ключ — и где-то за спиной грубо и громко просыпается реношный «атмосферник». Дрожит весь, будто замёрз, передаёт вибрации кузову. Дело не в 15 градусах мороза, а в трёх цилиндрах, точнее — во врождённой несбалансированности такого агрегата. Интересно, что настраивали его в Renault — пусть и с учётом пожеланий Даймлера. Ждать, пока 71-сильный моторчик 1.0 прогреется, стоя на месте, бессмысленно. Надо ехать. Размашистым движением включаю первую передачу, плавно добавляю газ ― и глохну. В поисках тяги на низах аккуратнее работаю длинноходной и неинформативной педалью сцепления, подгазовываю и, наконец, трогаюсь.
Четырёхместный Smart весит всего 900 кг, но пока коленвал не раскрутится до 3000 об/мин, разгоняется совсем вяло. Дальше дело идёт чуть веселее, но после переключения на 5000 об/мин мотор вновь выпадает из активной зоны. Разгоревшийся было огонёк гаснет — до сотни за 16 с. Кто ж так растянул ступени коробки серии JH, которая отлично работает на том же Логане? Немцы доработали механизм выбора передач, но ходы рычага всё равно большие, а избирательность — низкая. Впрочем, даже с такой «механикой» ездить приятнее, чем с односцепленчатым «роботом» прежнего Fortwo.
Шасси с более широкой колеёй спереди радует. Ему мало не то что литрового «атмосферника», но и 90-сильного наддувного агрегата 0.9, что присутствует в российской гамме. Руль делает от упора до упора целых 3,5 оборота, но реакции на него живые и однозначные. Электроусилитель настроен так, что я мгновенно чувствую потерю сцепления узких передних колёс с дорогой. Подвеска со стойками McPherson спереди и схемой Де Дион, как у старого Fortwo, сзади — плотная, но энергоёмкая. Она не оставляет без внимания ни единой неровности, однако реагирует на них на удивление сдержанно. А как «фарфор» отзывается на изменение тяги в повороте! Чуть сбросил — и он уже скользит задней осью. Поддержать бы этот занос газом...
Хруст тормозов, затянутая петля на дросселе — спохватилась система стабилизации. Грубая и неотключаемая. Здесь нет даже кнопки деактивации трекшн-контроля, хотя она нужна не для хулиганского дрифта, а для банального выезда из снежной ловушки во дворе дома. Понятно, что заднеприводный да заднемоторный Smart от природы вертляв, но почему не наделить электронику хотя бы спортрежимом — в качестве компенсации тому парню, который решился этот Forfour подарить? Будь шасси так себе — я бы молчал, но с таким, как тут, система стабилизации давать свободу просто обязана! Тогда и «логановский» ключ можно класть в карман с радостью.
Очевидно, у аудитории Смарта другие ценности. Но и меня поймите: мысленно заплатив за этот «фарфор» 1,4 млн, я не могу думать рационально! Хотя сам Forfour в своих габаритах очень даже практичен — посмотрите, например, на изображения с трансформацией салона. Или на диаметр разворота в 8,95 м, почти как у старой трёхдверки Fortwo. Управляется машинка задорно, тормозит надёжно. Правда, я не сказал бы, что шумоизоляция улучшилась. В салоне отчётливо нудят шины, голосит трёхцилиндровый моторчик. Его не самый приятный тембр становится навязчивым уже к 3000 об/мин, с которых Smart только начинает ехать.
Яркий облик, интересный салон. И то и другое — с широчайшими возможностями индивидуализации. Выбираем вместо ручной коробки передач «преселектив» Getrag вкупе с 90-сильным турбомотором — и получаем прекрасный автомобиль для девушки. А если в отдельно взятой ячейке общества есть ребёнок, выбор между трёх- и пятидверкой осуществится сам собой. Но что-то подсказывает: глава такого семейства если и будет брать машину супруги, то нечасто. Особенно если он, как и я, однажды додумается поискать в ней заветные кнопки.
Паспортные данные
Модель | Smart Forfour |
---|---|
Кузов | |
Тип кузова | хэтчбек |
Число дверей/мест | 5/4 |
Длина, мм | 3495 |
Ширина, мм | 1665 |
Высота, мм | 1554 |
Колёсная база, мм | 2494 |
Колея передняя/задняя, мм | 1467/1429 |
Снаряжённая масса, кг | 975 |
Полная масса, кг | 1400 |
Объём багажника, л | 185/975 |
Двигатель | |
Тип | бензиновый |
Расположение | в базе, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 3, в ряд |
Число клапанов | 12 |
Рабочий объём, см³ | 999 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 71/6000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 91/2850 |
Трансмиссия | |
Коробка передач | механическая, пятиступенчатая |
Привод | задний |
Ходовая часть | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | барабанные |
Шины (спереди/сзади) | 165/65 R15 / 185/60 R15 |
Дорожный просвет, мм | нет данных |
Эксплуатационные характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 151 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 15,9 |
Расход топлива, л/100 км | |
— городской цикл | 4,8 |
— загородный цикл | 3,8 |
— смешанный цикл | 4,2 |
Норма токсичности | Евро-6 |
Ёмкость топливного бака, л | 28 |
Топливо | АИ-95 |
Комплектация
Базовое оборудование | Smart Forfour |
---|---|
Фронтальные подушки безопасности | |
Боковые подушки безопасности | |
Крепление детского кресла Isofix | |
Коленная подушка безопасности водителя | |
Система динамической стабилизации | |
Система start/stop | |
Рулевой механизм с усилителем | |
Контроль давления в шинах | |
Круиз-контроль | |
Дополнительное оснащение тестового автомобиля | |
Комплектация Passion | 96 999 |
– улучшенная отделка салона | |
– двухцветное исполнение интерьера | |
– 15-дюймовые легкосплавные колёса | |
– окрашенные корпуса боковых зеркал и ручки дверей | |
– мультифункциональный руль | |
– кожаная отделка руля и рычага коробки передач | |
– раздельная спинка заднего дивана | |
– приборная панель с цветным дисплеем | |
Пакет Comfort | 20 638 |
– сиденье водителя с регулировкой по высоте | |
– рулевая колонка с регулировкой по высоте | |
– электрорегулировка и обогрев боковых зеркал | |
Пакет Cool & Media | 122 140 |
– климат-контроль | |
– мультимедийная система с навигацией | |
Пакет LED & Sensor | 35 585 |
– фары со диодными полосками дневного света | |
– задние светодиоднын фонари | |
– противотуманные фары | |
– датчик света | |
– датчик дождя | |
Cтайлинг-пакет Urban | 57 599 |
Велюровые коврики | 5566 |
Задние сиденья readyspace с улучшенной системой складывания | 19 199 |
Шторка багажного отделения | 2814 |
Подлокотник между передними креслами | 6629 |
Аудиосистема JBL | 41 526 |
Подготовка под установку креплений для iPad | 3877 |
Система предупреждения о фронтальном столкновении | 17 448 |
Задние датчики парковки | 20 950 |
Система предупреждения об уходе с полосы | 26 516 |
Подогрев передних сидений | 18 199 |
Тахометр в комбинации с аналоговыми часами | 10 506 |
Пакет вещевых отсеков | 4190 |
Панорамная крыша | 34 209 |
Окраска "металлик" | 42 589 |
Цена базовой комплектации, рубли | 830 000 |
Цена протестированного автомобиля, рубли | 1 417 179 |
Техника
История Константин Болотов
Первое поколение хэтча Smart Forfour явилось миру в апреле 2004 года. Модель на платформе пятидверки Mitsubishi Colt шестого поколения была унифицирована с «японцем» на 40%. Неожиданный для Смарта пятидверный хэтчбек оснащался бензиновыми моторами 1.1, 1.3 и 1.5 мощностью от 63 до 108 л.с., полуторалитровыми дизелями (67 и 94 л.с.), пятиступенчатой «механикой» или шестиступенчатым «автоматом». Самой быстрой была 175-сильная модификация Brabus (на фото вверху слева): до 100 км/ч она разгонялась за 6,9 с и достигала максимальных 221 км/ч.
За кадром
Мы благодарим комплекс «Главкино» и компанию Villagio Estate за помощь в организации съёмок.