Новостей две: хорошая и очень хорошая. Уже пару месяцев рестайлинговая Toyota RAV4 по полному циклу выпускается в Петербурге, и это даёт надежду на сохранение адекватных цен. На недостаток внимания тойотовский бестселлер и так не жалуется ― в кризис его продажи только растут. А локализация позволила дорабатывать машину именно для России. Пример — версия Exclusive с оригинальной медиасистемой на Андроиде, предустановленными Яндекс-сервисами и системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Мы решили испытать их «методом погружения», отправившись в более чем тысячекилометровый пробег по Калужской, Тульской и Орловской областям.
Теоретически главный плюс комплекса на Андроиде ― возможность использовать в поездках любые приложения, не ограничиваясь возможностями Android Auto и тому подобных. Китайцы давно делают «комбайны» для разных моделей, и на своей машине я уже пару лет использую систему с процессором RK3188. У Тойоты «железо», похоже, на старом чипе RK3066, хотя отзывчивость всё равно получше иных заводских. Увы, все сервисы Google здесь отключены наглухо. Источник программ — полузаброшенный Yandex.Store, где, например, популярнейший дорожный суфлер MapсamDroid «просрочен» года на два.
На выбор — два предустановленных штурмана: Яндекс.Навигатор и Navitel, но оба требуют подключения к Интернету. Если он есть, то информация о пробках полнее и свежее по сравнению с системами, загружающими данные по радиоканалу RDS-TMC. Однако, по словам тойотовцев, нельзя просто воткнуть модем в USB-гнездо ― надо инсталлировать его у дилера. У нас доступ в Сеть обеспечивает смартфон через Wi-Fi: это 50−100 Мб трафика в день. Качать карты и программы лучше вблизи стационарного Wi-Fi-роутера ― ширины телефонного канала или публичных сетей может не хватить. Проверено в закусочных почти десятком гамбургеров с колой.
Качество звука и телефонной связи хорошее. Сенсорный экран большой, восьмидюймовый (1024 на 768 точек) — и слишком глянцевый. Нелогичен набор и расположение живых кнопок: самой нужной, «назад», вообще нет. Возможно, благодаря ограничению функций тойотовская система глючит реже моей личной. Впрочем, разок RAV4 потребовал полной перезагрузки. Общие проблемы всех «китайчат» — медленное чтение USB, задержки при включении камеры заднего вида или пропажа звука из-за конфликтов разных приложений, использующих аудиоканал.
Поставить в трудную ситуацию «ЭРУ-ГЛОНАСС» не выходит. Сколько ни пытаемся мы спрятаться в козельских лесах или мценских трущобах, даже вдали от федеральных трасс связь устойчива. Смартфоны показывают, что сотового сигнала нет ни от одного оператора, но подержишь нажатой кнопку на потолке — и уверенный голос без помех произносит будто с неба: «Оператор “ЭРА-ГЛОНАСС”, слушаю вас». Видимо, искать узкие места глобальной спасательной системы надо на Севере или в Сибири, но в населенной Европейской части России соединение с Эрой действительно работает!
Зато внешняя мишура комплектации Exclusive ― будто не для России. Крашеные серебрянкой накладки арок, порогов и бамперов наверняка будут отпескоструены после первой же зимы. Шины с посадочным диаметром 18 дюймов и 55-процентной высотой профиля служат моральным ограничителем скорости на плохих дорогах ― таких как направление Плавск — Одоев, которое вообще надо стереть с карт, чтобы не путать людей. Хотите колёса попрочнее? Нет проблем, можно заказать и 17-дюймовые диски. За доплату в 70 тысяч рублей…
Причём подвеска хорошо держит серьёзные удары: ни одного пробоя! Но трясёт пассажиров изрядно, особенно на «лоскутных» дорогах, преобладающих в российской глубинке. А постоянный гул широких 235-миллиметровых шин — неужели до рестайлинга было ещё хуже?! При обновлении Тойоты не образумился и двоечник-эргономист, незнакомый с понятием «микрозонирование». Это когда органы управления компонуются вместе по функциональным признакам.
Кнопки разных подогревов разбросаны слева и справа от руля, как и «внедорожные» клавиши, отвечающие за систему помощи при спуске и блокировку муфты привода задней оси (на скорости до 40 км/ч). Но даже в тёмном сознании случаются проблески: расположение блока климат-контроля на выступающей полочке под медиасистемой ― шедевр компоновки, без шуток. Что касается малого диапазона регулировки рулевой колонки по вылету, то к такому ограничению свободы можно привыкнуть.
Силовой агрегат — 146-сильный «атмосферник» 2.0 с вариатором — не менялся. На обгонах динамики хватает едва-едва, но «тошнить» в потоке можно без напряжения ― достаточно привыкнуть к мягкой задержке в отклике мотора при добавлении газа. Вариатор даёт ощущение более-менее жёсткой трансмиссионной связи, да и торможению двигателем на уклонах способствует. Спортрежим обостряет реакцию на подачу топлива и меняет вариограмму на ещё более линейную, когда имитация ступенчатой трансмиссии становится совсем заметной. Однако появляется и характерный вариаторный вой ― долго так не поездишь.
Руль радует невесомостью на парковке, но уже при выезде со двора, едва скорость достигает 20−30 км/ч, баранка неожиданно каменеет. Не припомню такого на дорестайлинговом RAV4 ― или это ещё один побочный эффект перехода на широкие 18-дюймовые шины? На шоссе Toyota чутко реагирует на каждый миллиметр движения рук на ободе, однако в поворотах покруче ― скука недостаточной поворачиваемости, крены и уныние раннего сноса передка.
На самом деле, знакомство с RAV4 правильнее начинать с задних сидений и багажника. Везде — простор на уровне лидеров класса. Кропотливо проработаны многие мелочи: например, задние окна открываются полностью, а полку-шторку багажника можно уложить на специальное место в подполье (ради неё даже докатка расположена под наклоном). На чём сэкономили? На подсветке перчаточного ящичка и трёх кнопок стеклоподъёмников, равно как и на их автоматике.
У двухлитровых машин почти 20-сантиметровый клиренс, а муфта привода задних колёс, как мы выяснили ранее, довольно долго противостоит перегреву. Но максимальное передаточное отношение вариатора при движении назад аж на 40% меньше, чем вперёд. Тяга при движении задним ходом на столько же слабее. Шансов выехать из трясины или снежной целины по своим следам тоже меньше. Посмотрите наше видео: при упоре двумя колёсами RAV4 не может въехать задним ходом на 19-сантиметровый бордюр. Однако это лишь иллюстрация большого сопротивления, под небольшим углом RAV4 легко забирается наверх.
В целом локализацию тойотовского бестселлера ― приветствуем. Мелкие косяки медиасистемы надо устранять, коль скоро это уже фирменная вещь, а не китайский ноу-нейм из интернет-гипермаркета «Алиэкспресс». Впрочем, и в нынешнем виде система жизнеспособна и для России ― то, что надо. В остальном, если собираясь покупать RAV4, вы всё же решите положиться на своё мнение, а не слепо следовать примеру десятков тысяч покупателей, то обязательно проведите тест-драйв на обычной провинциальной дороге. Если и здесь ничего не смутит ― смело присоединяйтесь к выбору масс.
Паспортные данные
Модель | Toyota RAV4 2.0 AWD |
---|---|
Кузов | |
Тип кузова | универсал |
Число дверей/мест | 5/5 |
Длина, мм | 4605 |
Ширина, мм | 1845 |
Высота, мм | 1715 |
Колёсная база, мм | 2660 |
Колея передняя/задняя, мм | 1570/1570 |
Снаряжённая масса, кг | 1690 |
Полная масса, кг | 2110 |
Объём багажника, л | 577–1605 |
Двигатель | |
Тип | бензиновый |
Расположение | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1987 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 146/6200 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 187/370–3900 |
Трансмиссия | |
Коробка передач | вариатор |
Привод | подключаемый полный |
Ходовая часть | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | независимая, пружинная, многорычажная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые |
Шины | 235/55 R18 |
Дорожный просвет, мм | 197 |
Эксплуатационные характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 180 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 11,3 |
Расход топлива, л/100 км | |
— городской цикл | 9,4 |
— загородный цикл | 6,4 |
— смешанный цикл | 7,5 |
Норма токсичности | Евро-5 |
Ёмкость топливного бака, л | 60 |
Топливо | АИ-91–98 |
Комплектация
Оборудование | Toyota RAV4 2.0 Exclusive |
---|---|
Фронтальные подушки безопасности | |
Боковые подушки безопасности | |
Надувные «занавески» | |
Крепление детского кресла Isofix | |
Коленная подушка безопасности водителя | |
АБС | |
Система динамической стабилизации | |
Система помощи при спуске с горы | |
Рулевой механизм с электроусилителем | |
Светодиодные фары | |
Противотуманные фары | |
Контроль давления в шинах | |
Датчик дождя | |
Датчик света | |
Датчики парковки передние и задние | |
Бортовой компьютер | |
Круиз-контроль | |
Двухзонный климат-контроль | |
Система доступа в салон без ключа | |
Мультифункциональное рулевое колесо | |
Подогрев рулевого колеса | |
Обогрев лобового стекла | |
Обогрев форсунок стеклоомывателя | |
Электрический догреватель отопителя | |
Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и вылету | |
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом | |
Электрохромное внутрисалонное зеркало | |
Регулировка сиденья водителя по высоте | |
Электрорегулировка сиденья водителя | |
Подогрев передних и задних сидений | |
CD-магнитола с поддержкой MP3 | |
Навигационная система | |
Интегрированная Bluetooth-система hands free | |
Камера заднего вида | |
Сервопривод крышки багажника | |
Доводчик крышки багажника | |
Перекладины и сетка для фиксации багажа | |
Иммобилайзер | |
Отделка салона кожей, замшей и тканью | |
Легкосплавные колёсные диски | |
Запасное колесо-докатка | |
Цвет «металлик» | |
Система вызова экстренных служб ЭРА-ГЛОНАСС | |
Цена базовой комплектации, рубли | 1 972 000 |
Цена протестированного автомобиля, рубли | 1 972 000 |
Техника Алексей Смирнов, Никита Гудков
История Алексей Смирнов, Никита Гудков
В 1994 году появление этого малыша произвело фурор! Тойотовские боссы всего лишь хотели сделать молодёжный автомобиль для активного отдыха (отсюда и аббревиатура — RAV4: Recreational Active Vehicle, «четвёрка» указывала на постоянный полный привод), для чего использовали платформу полноприводного купе Celica, а на деле создали целый автомобильный класс, интерес к которому не угасает до сих пор.
Первоначально RAV4 выпускался в трёхдверном кузове, но уже спустя полтора года после дебюта появилась пятидверная модификация. Единственный двухлитровый бензиновый «атмосферник» в зависимости от степени форсировки развивал 128, 135 либо 178 л.с. Коробок передач было две: пятиступенчатая «механика» и четырёхдиапазонный «автомат». Привод: постоянный полный или передний.
Повзрослевший RAV4 второго поколения прибавил в размерах и комфорте, но идеология автомобиля осталась прежней: кроссовер для активного отдыха с трёх- или пятидверным кузовом, передним либо полным приводом. Двигателей на первых порах было два. Бензиновая «четвёрка» 1.6 (100 л.с) полагалась базовым трёхдверкам, а более продвинутые версии комплектовались новым двухлитровым «атмосферником» с механизмом изменения фаз газораспределения мощностью 150 л.с.
В 2005 году свет увидел RAV4 третьего поколения, построенный на полностью новой платформе. Кроссовер лишился трёхдверных версий и постоянного полного привода, зато выпускался с обычной колесной базой и с удлинённой до 2660 мм. Подключением задних колёс заведовала многодисковая муфта. Да и в целом это был уже другой RAV4. Более крупный кузов потребовал мощных моторов. Так, на месте прежнего турбодизеля появился новый агрегат D-4D отдачей 136 сил.
Кроссоверы нынешнего, четвертого, поколения имеют только один типоразмер кузова и выпускаются в Японии, Канаде, Китае ― и теперь в России. Из моторной гаммы исчезли двигатели V6: остались только рядные «четвёрки». В конце 2015 года RAV4 пережил легкий рестайлинг.