Назвался груздем ― полезай в кузов. Спортивную версию калужского Polo мы проверяем в условиях именно что спортивных, заявившись на любительский ралли-марафон «1000 вёрст». Выбрали версию с шестиступенчатой «механикой». Отличий от обычного Polo мало: раздвоенная насадка на выхлоп, микроспойлерок на багажнике, 16-дюймовые колёса и ксеноновые фары со старомодно расставленными светодиодами ходовых огней от европейского Polo GTI 2010 года. Чёрная крыша (качественная заводская покраска), полоски-аппликации... В нашем случае главное не шашечки, а чтобы ехало.
Ехать в любительском ралли требуется строго в рамках ПДД. Но если вы думаете, что это скучно, попробуйте держать 90 км/ч на какой-нибудь заснеженной грунтовке, вьющейся по лесу Ярославской области. Смысл таких гонок ― предельно точно соблюдать заданный график и попутно разгадывать, куда, собственно, надо двигаться. Марафону «1000 вёрст» — четыре года, я стартовал ещё в самом первом. Приятно, что это одно из немногих ралли для всех, выдерживающее конкуренцию с квестами и клубными пробегами. Рекордные полсотни экипажей не испугались по-взрослому сложных правил и внезапно наступившей зимы.
«Как только твои руки лягут на кожу его спортивного руля, а под капотом зарычит 125-сильный мотор, мир изменится…» ― обещает фирменный фольксвагеновский сайт. Не обманывает. Стоило заявиться на гонку (стартовый взнос составляет от пяти до девяти тысяч рублей в зависимости от опыта экипажа и места его проживания), как октябрь разверзся снегопадом. Во внезапно изменившемся мире пришлось быстро искать по сусекам зимние колёса. В пресс-парке их не нашлось, поскольку GT ― первая и единственная версия Polo с 16-дюймовой обувкой.
Пал Палыч Карин руль не трогает, благородно вызвавшись быть штурманом-дебютантом. Но его мир тоже переворачивается на глазах — с каждой страницей дорожной книги, в которой организаторы зашифровали 800-километровый двухдневный маршрут. С семи утра субботы и до позднего вечера воскресенья мы живём не по своему времени, а по судейскому, и синхронизация часов тоже ложится на Пашу. Ралли ведь на самом деле ― соревнование на точность, а не скорость. Хотя ради точности, конечно, порой приходится «прокачивать» и скорость. Особенно зимой, когда любой обгон по каше и снежной целине ― экзамен водительского мастерства.
Первый же «спецучасток», юморной слалом на закрытой площадке вокруг одного-единственного конуса, снимает половину наших с Polo GT спортивных амбиций. Выясняется, что система стабилизации на самом деле полностью не отключается, и о размашисто-заносной езде можно забыть. Ещё часть гонора тает при попытке тормозить левой ногой ― электроника не просто обрубает тягу, но и не дает её возобновить секунды две после отпускания педали тормоза. Поэтому дальше, как говорят автоспортсмены, едем шёпотом. Как на дачу. Как на седане Polo.
Бух! Бабах! Это подвеска, не отличающаяся от обычного Polo, отметила, как маршрут ралли покинул ближнее Подмосковье, свернув на грейдеры и грунтовки. В столице седан радует округло-благородной плавностью хода, лишь на трещинах и стыках чрезмерно шлёпает шинами, потряхивая седоков. Но едва начинаются заброшенные провинциальные дороги, как на первый план выходит нехватка энергоёмкости. Спортивный руль неуместно скошен снизу, что при ленивом, неостром рулевом механизме мешает. А вот низкое и прозрачное усилие на баранке радует, как и точность откликов. Впрочем, разницы с обычным Polo у GT тут нет.
Трогаться сложно из-за нехватки момента, но на скорости мотор тих и тяговит, упорно ускоряя машину с 1400 об/мин до пяти тысяч с лишним. Драмы в разгоне нет, как и спортивного звука или остроты отклика. Зато от атмосферных версий наш Polo GT отличается «дизельной» уверенностью в том, что под педалью всегда что-то есть. Раз ― легко обходим одного соперника, два ― ещё нескольких. Стоп, все же должны ехать с одной средней скоростью?! Вскоре понимаем, что, замотавшись со съёмкой видео на старте, мы упустили информацию о снижении средней скорости из-за снегопада. Сухой-то норматив мы выполнили, а в итоге получили минут пять штрафа за опережение.
Среди подобных мероприятий марафон «1000 вёрст» ещё гуманен. Здесь не нужны гоночные шлемы, лицензии и прочий «тюнинг», порой делающий такие ралли смешными для окружающих. Главное ― внимательность и спокойствие. Это как раз основные качества Пал Палыча, поэтому вечером первого дня всё же обнаруживаем себя лидерами протокола! Мы ни разу не заблудились и нашли все фото-КП: на контрольном пункте надо сфотографироваться с ориентиром, изображённым в дорожной книге. Обычно на второй день всё, по сути, начинается сначала, поэтому принимаем грамотное тактическое решение лечь спать в восемь вечера, когда отель только берётся за штопоры.
Polo GT бодро запускается на лёгком утреннем морозце и радует эффективным подогревом лобового стекла и форсунок омывателя. Салон протапливается небыстро: электрического догревателя в отопителе нет, как и на других калужских Polo, хотя для малообъёмного турбомотора он ох как нужен. Зимняя куртка и ботинки сильнее подчёркивают слабости эргономики: чуть не хватает вылета руля — к обеду устают либо плечи, либо ноги, смотря чем жертвуешь при выборе посадки. Зато боковые стёкла заляпываются умеренно, не ухудшая обзорность через куцые зеркала, а зона очистки стеклоочистителей прекрасна по меркам бюджетного сегмента.
Чтобы новичкам было интересно, сложность гонки возрастает к финишу. Кульминация ― запутанный участок с заданными средними скоростями, где повороты не имеют точной привязки по километражу. Маршрут надо разгадывать по нюансам изображения позиции в дорожной книге: с той ли стороны стоит дерево или дорожный знак? В итоге мы попадаем в «капкан» организаторов, блудим, несёмся по голому льду, чтобы нагнать опоздание… А на финише узнаем, что заблудились абсолютно все, и мы по-прежнему лучшие, пусть и среди худших. Удача, победа!
По букве правил такие соревнования называются ралли третьей категории. Если в Polo GT и есть спорт, то тоже — третьей категории. В обычной жизни седан хорош тяговитостью и экономичностью: на медленных дорожных перегонах борткомпьютер порой показывал средний расход всего 5–5,5 л/100 км при постоянной скорости 80−90 км/ч. На другой чаше весов ― заметно более сложная конструкция. У мотора, помимо турбонаддува и фазовращателя на впуске, есть регулируемый маслонасос, два контура охлаждения с парой термостатов, двойным радиатором, дополнительной электропомпой и так далее. Не говоря уж про версию с коробкой DSG...
Главное ― никакой тихий и моментный мотор не превратит калужский Polo в немецкий Golf. Жёсткий пластик дверных панелей всё так же будет долбить по локтям, а шумоизоляция ― заставлять повышать голос. Двери вообще будто пустые. Хлопают, как крышка мусорного бака, не спасают от внешних шумов и плохо защищают от холода. При движении по шоссе надо поднимать температуру климат-контроля на пару градусов по сравнению с пробочным режимом. Сознание того, что за такие деньги вряд ли купишь что-то более тяговитое и просторное одновременно, подогревает, но не греет.
Паспортные данные
Модель | Volkswagen Polo GT |
---|---|
Кузов | |
Тип кузова | седан |
Число дверей/мест | 4/5 |
Длина, мм | 4390 |
Ширина, мм | 1699 |
Высота, мм | 1467 |
Колёсная база, мм | 2553 |
Колея передняя/задняя, мм | 1457/1500 |
Снаряжённая масса, кг | 1223 |
Полная масса, кг | 1740 |
Объём багажника, л | 460 |
Двигатель | |
Тип | бензиновый, с непосредственным впрыском топлива и турбонаддувом |
Расположение | спереди, поперечно |
Число и расположение цилиндров | 4, в ряд |
Число клапанов | 16 |
Рабочий объём, см³ | 1395 |
Макс. мощность, л.с./об/мин | 125/5000–6000 |
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин | 200/1400–4000 |
Трансмиссия | |
Коробка передач | механическая, шестиступенчатая |
Привод | передний |
Ходовая часть | |
Передняя подвеска | независимая, пружинная, McPherson |
Задняя подвеска | полузависимая, пружинная |
Передние тормоза | дисковые вентилируемые |
Задние тормоза | дисковые |
Шины | 195/55 R16 |
Дорожный просвет, мм | 163 |
Эксплуатационные характеристики | |
Максимальная скорость, км/ч | 198 |
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с | 9,0 |
Расход топлива, л/100 км | |
— городской цикл | 7,5 |
— загородный цикл | 4,7 |
— смешанный цикл | 5,7 |
Норма токсичности | Евро-5 |
Ёмкость топливного бака, л | 55 |
Топливо | АИ-95–98 |
Комплектация
Базовое оснащение | Volkswagen Polo GT |
---|---|
Фронтальные подушки безопасности | |
Крепление детского кресла Isofix | |
АБС | |
Рулевой механизм с электроусилителем | |
Противотуманные фары | |
Бортовой компьютер | |
Климат-контроль | |
Рулевая колонка с регулировкой по углу наклона и вылету | |
Наружные зеркала заднего вида с подогревом и электроприводом | |
Регулировка сиденья водителя по высоте | |
Подогрев передних сидений | |
CD-магнитола с поддержкой MP3 | |
Легкосплавные колёсные диски | |
Цвет «металлик» | |
Дополнительное оснащение тестового автомобиля | |
Биксеноновые фары | 56 990 рублей |
Обогрев лобового стекла | Пакет «Комфорт», 19 990 рублей |
Круиз-контроль | |
Центральный подлокотник | |
Мультифункциональное рулевое колесо | |
Иммобилайзер | Пакет «Полная готовность», 13 990 рублей |
Противоугонная сигнализация | |
Интегрированная Bluetooth-система hands free | Пакет «Мультимедиа», 35 990 рублей |
Камера заднего вида | |
Боковые подушки безопасности | Пакет «Безопасность», 23 990 рублей |
Датчики парковки передние и задние | |
Система динамической стабилизации | |
Электрохромное внутрисалонное зеркало | Пакет «Техника», 23 990 рублей |
Датчик дождя | |
Датчик света | |
Цена базовой комплектации, рубли | 826 900 |
Цена протестированного автомобиля, рубли | 1 001 840 |
Техника Павел Карин, Никита Гудков
За кадром
Благодарим компанию Asbis за предоставленный видеорегистратор Prestigio RoadRunner 525.