Сегодня в дискуссиях об альтернативных видах топлива центральное место занимает метан. Это природный газ, который в качестве топлива не требует никакой переработки, кроме сжатия в компрессоре. Он уже давно успел приобрести большую популярность за рубежом и вдохновить мировых автопроизводителей на создание серийных автомобилей нового поколения. Теперь процесс перевода транспорта на метан решили поддержать и в России. Природному газу пророчат реальную конкуренцию с бензином и дизельным топливом.
Газовый вопрос
Для начала разберемся в теории вопроса. Метан – это основной компонент природного газа, который используется в качестве топлива в двух видах: сжатом (компримированном) и сжиженном. Не нужно путать метан с пропан-бутаном, который производят из нефти, попутного нефтяного газа и газового конденсата на нефтеперерабатывающих заводах.
Другими словами, природный газ это, по сути, уже готовое топливо. С месторождения он по магистральному газопроводу поступает на заправочные станции, где сжимается до определенного давления перед подачей в автомобильный баллон. Его состав всегда одинаковый, метан невозможно ни разбавить, ни испортить.
Метан называют самым перспективным топливом. Запасы природного газа в нашей стране огромны. Удивителен тот факт, что Европа, не обладающая собственными запасами природного газа, уже сегодня пользуется всеми преимуществами его применения в качестве моторного топлива, а Россия только сегодня включается в этот процесс.
Потому что выгодно!
Пожалуй, привлекательная цена – основная причина перехода на природный газ во всем мире. Заправка метановой машины обойдется владельцу в 2-3 раза дешевле по сравнению с бензиновыми аналогами. Причем наше государство законодательно регулирует уровень стоимости метана. Его цена не может быть выше 50% стоимости бензина А-80. Поэтому в вопросе ценовой конкуренции метан оставляет далеко позади бензин, дизельное топливо, и даже пропан-бутан. Так, стоимость 1м3 метана сегодня составляет 9-12 рублей.
Безопасный газ
Один из главных аргументов, которым обычно оперируют в спорах противники транспорта на метане - взрывоопасность газа. Это утверждение легко опровергнуть, открыв школьный учебник химии. Для взрыва или воспламенения необходима смесь воздуха и достаточной концентрации в нем горючего. Но метан в два раза легче воздуха, поэтому при утечке быстро и бесследно улетучивается. Благодаря этому свойству и высокому порогу воспламенения метану присвоен наивысший - четвертый класс безопасности среди горючих веществ. Для наглядности сравним: у бензина – третий, у пропан-бутана – второй класс.
Теперь обратимся к данным краш-тестов. Множество проведенных испытаний доказывают высокую прочность метановых баллонов. На заводе-изготовителе баллоны проходят серию испытаний: высокими температурами, падением с большой высоты и даже прострелами из оружия. Высокий запас прочности – это гарантия безопасности баллонов для метана. Резервуары изготавливаются с толщиной стенки, выдерживающей рабочее давление 200 атмосфер. На случай чрезвычайных ситуаций арматура баллона снабжена автоматическим устройством обеспечения безопасности: специальный мультиклапан моментально прекращает подачу газа в двигатель. Данные беспристрастной американской статистики показывают: за 10 лет наблюдения за 2 400 автомобилями на природном газе произошло 1 360 столкновений. Из которых 180 столкновений пришлись на зону расположения метанового баллона. Но ни один баллон не был поврежден.
К слову, если раньше баллоны в машине занимали много места и были тяжелыми, то теперь эта проблема решена – современные баллоны изготавливают из легких композитных материалов. Сами емкости в заводских моделях автомобилей перенесены из багажника под днище, чтобы сэкономить пространство. Многие автоконцерны: Volkswagen, Fiat, Volvo, Opel и другие - давно приступили к серийному выпуску автомобилей с двигателями на метане. Не отстают от коллег и российские производители. АвтоВАЗ выпустил газовый легковой автомобиль Lada Priora и уже представил проект двухтопливной Lada Granta
Испытание на мощность
Вопреки расхожему мнению, перевод двигателя на газ не снижает его мощности. Современные технологии автопрома и производителей газобаллонного оборудования позволяют обеспечить высокую эффективность работы двигателя на метане без потерь в мощности. Последний проведенный тест-драйв автомобиля Volkswagen Passat EcoFuel на метане показал, что даже опытный водитель не замечает разницу между работой двигателя на газе и бензине. Старт с места, разгон, скоростная езда – во всех случаях метан не подводит и не сдает позиций. Запас автономного хода Passat EcoFuel на метане составляет 480 километров. Для сравнения – электромобили, которые многие считают альтернативным видом транспорта, на одной полной зарядке могут преодолеть не более 150 километров.
Метановые автомобили выигрывают и в вопросе удобства эксплуатации. Основное преимущество заключается в том, что при работе на природном газе срок службы двигателя увеличивается в 1,5-2 раза, что обусловлено химическими и физическими свойствами метана. Благодаря газообразному состоянию, он не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, тем самым снижая трение и уменьшая износ двигателя. При сгорании газа остается гораздо меньше твердых частиц, которые образуют нагар на цилиндрах и повышают их износ. Как следствие – двигатель служит гораздо дольше и работает эффективнее.
Зеленое топливо
Глобально важная причина, по которой многие развитые страны перешли на метан – это его экологичность. Регулярные исследования экологов показывают: 90% загрязнения атмосферы приходится именно на выбросы транспорта. В свете этих данных переход на метан становится наилучшим решением. На сегодняшний день природный газ – самое экологически чистое топливо. Метан соответствует высочайшему экологическому стандарту Евро - 5 и в несколько раз сокращает объем вредных выбросов при эксплуатации автомобиля. По сравнению с бензином в отработавших газах метанового двигателя содержится в 2-3 раза меньше оксида углерода, в 2 раза меньше окиси азота, задымленность уменьшается в 9 раз, а сажа и вредные соединения серы и свинца – отсутствуют. Установлено: выхлопы метановых автомобилей на 60% менее вредны для здоровья человека по сравнению с бензиновыми аналогами.
Именно поэтому правительства многих развитых стран стимулируют автолюбителей пересаживаться на метановые автомобили. США, Германия, Япония уже давно внедряют метан на общественном транспорте и ведут активные разработки по применению экологичного топлива на других видах транспорта и техники. Россия также поддержала мировую тенденцию. В мае 2013 года вышло Распоряжение Правительства о переводе 50% парка общественного транспорта на метан. Кроме этого, 30% дорожно-коммунальной техники перейдет на природный газ. Эти показатели будут достигнуты уже к 2020 году, а первые подвижки в переходе на метан можно видеть уже сегодня. Во многих регионах запущен процесс перевода общественного транспорта на метан. Некоторые региональные правительства реализуют собственные программы развития рынка газомоторного топлива.
Кроме того, активно развивается и газозаправочная инфраструктура, которая сделает метан доступным для автолюбителей в каждом регионе страны. Планируется, что к 2020 году в России будет создана обширная сеть газовых заправок. Многие традиционные АЗС будут дооснащены модулями заправки метаном и превратятся в современные многотопливные заправочные станции. Это означает лишь одно – метан планомерно усиливает свою позицию на рынке топлива. И уже в скором времени у российских автолюбителей появится возможность выбрать экономичную и экологичную альтернативу бензину.
На правах рекламы.