Ковдорский рудный карьер — это гигантская воронка в форме эллипса. Чтобы представить себе масштаб рудника, можно мысленно поставить на его дно Останкинскую телебашню — тогда над краем котлована будет виден только кончик ее шпиля. Здесь добывается сырье для производства апатитового концентрата, остро востребованного российскими предприятиями по производству фосфорсодержащих удобрений. Также в карьере добываются железорудный концентрат, который поставляется на металлургические предприятия России, Восточной Европы и Китая, и бадделеитовый концентрат — уникальное сырье для изготовления огнеупоров и абразивных материалов.
Работы в Ковдорском месторождении всегда отличалась повышенной сложностью. Суровый заполярный климат с зимними морозами, достигающими — 40°, многокилометровые трассы транспортировки грузов, крутые склоны гигантского кратера — все это создает массу препятствий для добычи. При этом сложность работ постоянно растет — ведь глубина карьера ежегодно увеличивается на 15 метров. Тем не менее, руководство каждый год ставит перед предприятием все новые и новые задачи по росту объемов прибыли и сокращению издержек.
Экстремальные условия и амбициозные бизнес-задачи предъявляют повышенные требования к горному транспорту. Закупая технику, руководство предприятия изначально делало ставку на машины, которые обладают повышенной выносливостью и производительностью. Однако к середине 90-х стало ясно, что парк, сформированный в советские годы, не отвечает современным требованиям. К этому времени трассы транспортировки превышали 5 километров, а высота подъема горной массы достигла 300 метров. Возникла необходимость в машинах, которые бы не только смогли работать в экстремальных климатических условиях, но и не имели бы ограничений по расстоянию транспортировки и высоте подъема груза.
В первую очередь предприятию требовался новый крупнотоннажный самосвал. Именно он выполняет в карьере основную работу, вывозя вскрытую породу в отвал и транспортируя добытую руду до горно-обогатительного завода.
«Нам нужны были машины, которые смогли бы работать в любых условиях и не имели никаких ограничений, ни по расстоянию, ни по высоте подъема груза. Мы изучали опыт наших коллег, родственных предприятий в Якутии. Изучив предложения поставщиков, мы остановили свой выбор на Caterpillar, заключили с ними договор», —
Михаил Курильчик, начальник цеха технологического транспорта
ОАО «Ковдорский ГОК»
В 1995 году был проведен тендер на поставку. Изучив предложения компаний и опыт родственных предприятий, руководство комбината приняло решение о покупке самосвала Cat® 785В грузоподъемностью 136 тонн. Его цена составила около 1,4 млн. долларов, что было несколько выше стоимости аналогичных моделей других производителей. Однако экономически выбор был оправдан: один самосвал Cat заменял в Ковдоре сразу три машины. Дело в том, что используемая в те годы техника с электрической трансмиссией нередко перегревалась и надолго выходила из строя. Самосвал Cat 785В отличался повышенной производительностью, так как был оснащен более надежной и выносливой механической трансмиссией. Кроме того, машина практически не имела ограничений ни по расстоянию, ни по высоте транспортировки.
По результатам успешных испытаний самосвала Cat 785B было принято решение о дальнейшем сотрудничестве с Caterpillar и новых закупках техники Cat.
«Из-за того, что глубина добычи ежегодно увеличивается на 15 метров, возрастают нагрузки на горный транспорт. При этом самосвалы Cat 785 нисколько не снижают своей производительности», —
Михаил Курильчик, начальник цеха технологического транспорта
ОАО «Ковдорский ГОК»
В настоящее время на предприятии задействовано свыше 70 единиц техники Cat: крупнотоннажные карьерные самосвалы Cat 785C и Cat 777D, занятые на перевозке горной массы, фронтальные погрузчики, бульдозеры, экскаваторы и двигатели.
Руководство предприятия привлекает не только надежность машин Cat, но и качество сервиса, организованного официальным дилером спецтехники Cat в России. Чтобы своевременно снабжать транспортное подразделение предприятия, прямо на объекте развернут склад оригинальных запасных частей. А для решения неотложных вопросов дилер создал техническую службу, специалисты которой работают прямо на объекте: они обучают операторов и механиков техники Cat и обеспечивают круглосуточную техническую поддержку.
Благодаря отличным эксплуатационным характеристикам оборудования Cat и оперативной сервисной поддержке дилера, на Ковдорском руднике удалось достичь одной из самых высоких наработок горной техники в отрасли. Сейчас она приближается к 8 000 моточасам в год. Машины эксплуатируются практически круглосуточно. Это способствует снижению себестоимость добычи, а соответственно повышению прибыльности предприятия. Рекордная производительность обусловлена уникальной конструкцией машин Cat, в котором использованы особо прочные материалы, приспособленные к работе при низких температурах, на трудных рельефах местности.
Даже при возрастающих нагрузках производительная и выносливая техника Cat помогает ежегодно увеличивать объемы добываемой руды на Ковдорском ГОКе, позволяя руководству комбината планировать его развитие на десятилетия вперед.
«В основном карьере у нас сейчас запасов руды — 750 миллионов тонн. Этого хватит при открытой разработке до 2040-2045 годов. И после этого запасы прослеживаются до 2 километров, там уже будет вестись их подземная разработка. Кроме того, уже сегодня ведутся первые горные работы на новых месторождениях», —
Алексей Данилкин, технический директор Ковдорского ГОКа
Находящийся на пике своего развития, комбинат наметил в ближайшем будущем запустить несколько новых производств. Уже начались работы по подготовке площадки и вывозу грунта с месторождений апатит-магнетитовых и апатит-штаффелитовых руд. В настоящее время проведена геологическая разведка, подсчитаны общие рудные запасы: они составляют порядка 45 миллионов тонн. На новых участках комбинат планирует активно использовать доказавшую свою надежность технику Cat. Соответственно, будет расширяться и парк этих машин. Горняки уверены, что с такой техникой можно успешно выполнить поставленные задачи: по плану, ежегодный объем добычи должен составить порядка 7 миллионов тонн, а вывоз породы — около 8 миллионов кубометров в год. Так что технике Cat, колесящей сегодня по дну гигантской воронки, в ближайшие годы предстоит немало потрудиться.
«С начала 2000-х годов грузооборот на нашем предприятии увеличился в 2,4 раза. В том числе благодаря технике Cat, которая изо дня в день подтверждает свою репутацию», —
Михаил Курильчик, начальник цеха технологического транспорта ОАО «Ковдорский ГОК»
На правах рекламы*.
* Редакция Драйва не несёт ответственности за содержание рекламных материалов. |