За что благодарят инструкторов школы Mazda Sport Academy

Mazda 3,Mazda 3 mps,Mazda academy. Летом занятия будут проводиться по субботам во второй половине дня. На сегодняшний день заявлены даты 19 июня, 3 и 31 июля.
Константин Болотов, . Фото: DRIVE.RU и фирмы Mazda

Летом занятия будут проводиться по субботам во второй половине дня. На сегодняшний день заявлены даты 19 июня, 3 и 31 июля.

«Короче, приехали однажды сюда, в Мячково, двое каких-то очень крутых мужиков. На Мерсах, с охраной, все дела. И на эвакуаторах привезли им две новенькие „эм-шестые“ в тюнинге Hamann. Ты не представляешь, как они на них дубасили друг друга! Рвали просто. Потом попрыгали в Мерсы и укатили. А убитые в хлам дымящиеся „эм-шестые“ так и бросили с ключами в замках...» — маздовский техник застывает в мечтательной позе. Присочинил что-нибудь, наверное. А ещё он утверждал, будто курсы академии спортивного вождения Мазды недостатка в клиентах не испытывают и уверенно держатся на плаву. Не врёт?

Чёрные очки на каменном лице, кисти крепких рук покачиваются у предполагаемых на поясе револьверов. Директор школы Mazda Sport Academy Олег Кесельман выглядит терминаторски. Когда он вдруг начинает разговаривать, что-то объяснять, это кажется излишним, странным. Ну надо же, ему не нужны твои одежда, ботинки и мотоцикл. Кесельману достаточно твоих девяти тысяч рублей. Столько стоит четырёхчасовой курс Sport Intensive: 60 минут лекции и три часа полоумного надругательства в извращённой форме над двухлитровой Маздой 3 с «автоматом».

Олегу Кесельману чуть за сорок. Автоспортом он занимается с 13 лет, с Маздой сотрудничает с 2005 года. Чемпион СССР по картингу, чемпион Москвы по нему же, чемпион России в классе «Туринг», участник гонок 24 часа Нюрбургринга и Deutsche Tourenwagen Challenge, а также кубка Porsche Cup.

В трёх словах замысел курса звучит как «контраварийность через спортивность». Mazda арендует не абы что, а главное кольцо страны, автодром «Москва» в Мячково, потому как на профессиональной гоночной трассе есть 17 разноплановых поворотов, тут достаточно места для ураганных ускорений и вытрясающих желудок торможений, в общем — все нужные для обучения элементы присутствуют на трёх километрах трека, сертифицированного Международной автомобильной федерацией.

Занятия идут с размахом: на целом автодроме работает только одна группа численностью до 12 учеников. Наставников на всех полагается трое. Кесельмана среди них нет. Прочитав лекцию, он присутствует вокруг и незримо. Может, впрочем, и визуализироваться — пересадить какую-нибудь пылкую девушку передним пассажиром, степенно устроиться за рулём и показать, как нынче гоняют на кубок Porsche. Даром что на Мазде.

На самом деле до своих учеников Кесельман стремится донести одну и очень простую по сути мысль — перед точкой входа в поворот необходимо оттормаживаться. И чем выше скорость, тем бесчеловечнее нужно останавливать машину. Эту неновую аксиому глава академии многомерно обрисовывает на примерах, вертит перед глазами так, сяк и видит одобрительные кивки обучаемых. Все до единого соглашаются, что, мол, да, пусть без визга шин не так эффектно, но ведь эффективно! А потом по рации от инструкторов только и слышно: «Номер семь, совсем не тормозили перед поворотом», «Пятый, повторяю, не забываем тормозить, повторяю...»

Глава спортакадемии рекомендует клиентам проходить зимний и летний курс каждый сезон.

Ситуацию «сейчас прольётся чья-то кровь» Кесельман всякий раз описывает одинаково. По загородному шоссе со скоростью 150 км/ч едет современная дорогая машина, в ней обязательно играет музыка. Внезапно водитель, который, к несчастью, олух, понимает, что должен войти в крутой поворот или объехать помеху. Он резко выворачивает руль на большой угол и... Вот тут можно было бы вставить мрачную шутку, но если у инструкторов спортакадемии Мазды чувство юмора и имеется, они им совсем не пользуются. Шутки в сторону: олуху следовало до поворота оттормозиться со 150 хотя бы до 60 км/ч. Не притормаживать, как он привык в городе, а жёстко вдавить педаль в пол. «Да, этому препятствует человеческая психология, но тут нужны простые навыки, — убеждён Кесельман, — наша трасса позволяет отрепетировать эти моменты».

Помимо курса Sport Intensive академия предлагает программу Active Sport. Она рассчитана на продвинутых водителей: час теории и три часа занятий на двухлитровой Мазде MX-5 с «механикой» или «автоматом», на выбор. В группе — до 10 человек. Стоимость курса — 15 тысяч рублей.

Маздовская школа исповедует спортивное, так называемое скупое вождение, а это прежде всего работа рулём в малых углах под сброс газа. На змейке выглядит так: сброс — скупой поворот баранки — газ. «Эффективность быстрой езды заключается не в быстрых входах в поворот, — неустанно твердит директор академии. — Протяжённость поворотов и прямых несоизмерима, экономить время надо на прямых. Важно, с какой скоростью вы выйдете на прямую, и ускоряться надо непосредственно в повороте».

Тем, кто решит захватить на занятия семью в качестве зрителей, следует учесть, что наблюдать за резвящимися «синими ведёрками» со стороны — скучно.

Изобразив поворот в виде подковы, Кесельман вертикально делит его на две равные части. Вот он обозначает точку, в которую оттормозившийся водитель входит на низкой скорости. Здесь, в середине поворота, хорошо бы сориентировать автомобиль на прямых колёсах и надавить на газ под возврат руля «в ноль». Там, где простой смертный всё ещё притормаживает, перенёсшая резкое замедление машина Кесельмана уже вовсю набирает скорость. Попрактикуемся?

  • Шпилька, поворот на 180 градусов, — одно из самых сложных мест в Мячково, но лучше всего подходит для демонстрации того, что надо и чего не надо делать.
  • Занося слишком большую скорость в поворот (слева), мы тратим много времени на то, чтобы развернуть машину к выходу. В идеале на это нужно потратить первую часть поворота, чтобы в его середине автомобиль уже смотрел в сторону следующей прямой. Вторая часть поворота — разгонная. Мы добавляем газ после середины поворота, таким образом удлиняя следующий за поворотом прямик.

Пхафффшшш! — взметнулась над «трёшкой» оранжевая масса пластмассы, а самый невезучий конус отправился в недолгое путешествие под днищем машины. «Москва» слезам, быть может, и не верит, но ошибки такого типа благосклонно прощает. Начинающим гонщикам о своём новичкизме инструкторы предлагают думать в последнюю очередь. Пхафффшшш! Перед началом занятий всем ученикам оформляют страховку.

Спортакадемия Мазды работает на протяжении трёх лет. В прошлом году занятия проводились на полноприводных машинах, в нынешнем — только передний привод. Ещё одна новинка — использование автомобилей с изменёнными углами установки колёс и отличными от стандартных шинами. По мнению Олега Кесельмана, это позволяет сделать реакции машины более ярко выраженными.

«Интенсивный» курс предполагает выполнение трёх упражнений, которые в конце занятия складываются в кульминационное «Четвёртое кольцо», охватывающее почти полный мячковский круг. Как правило, ученик делает подряд три попытки, после чего уступает место товарищу по счастью. Таким образом, каждое упражнение проезжается дюжину раз. Наставники маздовской школы разделяют мнение, что многократное повторение простых элементов — мать учения.

Инструкторы говорят, что раньше в школу приходило много владельцев машин других марок, и являлись они не то чтобы за знаниями. Теперь 80% учеников — клиенты, имеющие автомобиль Mazda и желающие реально чему-то научиться.

Разгон в пол до 100 км/ч, затем экстренное торможение, левый поворот — и газ в середине... Объезд препятствия, разгон, резкое торможение, переставка, полная остановка в заданной точке... Змейка, торможение, правый поворот, за которым ещё одна змейка... Поворот ходом, поворот с торможением... Я ошибаюсь, ошибаюсь, меньше ошибаюсь, ещё меньше... По окончании занятий с непривычки кажется, будто тобой топили печь или мыли пол. С привычки — что мало и хочется ещё. С непривычки, кстати, тоже хочется повторить, но на следующий день.

С одного занятия новичок полный портфель знаний, конечно, не унесёт, но карманы определённо набьёт. В них будут новые скорости, небывалые торможения, а также две большие кучи: одна из ошибок, другая — из примерных представлений об их исправлении. Скарб нехитрый, однако в академии важно не только обретённое в её «стенах», но и утерянное в них. Например, оставленные на трассе ненужные страхи перед интенсивным замедлением.

При том что по цене Mazda Sport Academy сравнима с другими школами, тот факт, что занятия проводятся на профессиональном автодроме «Москва», — бесспорный козырь. Судите сами: в «учебке» Audi quattro подобный маздовскому курс называется «Базовым», проводится на автополигоне в парке «Яхрома», длится почти весь день (чистого вождения около двух часов) и стоит 9900 рублей. У BMW аналог — курс «Безопасный»: те же час теории плюс три практики на Ходынском поле. Занятия на «единичке» — 8500, на «трёшке» — 9100, на «икс-пятом» — 10 900. На той же Ходынке работают наши друзья и партнёры — представляющая Mitsubishi школа Driving Art, у которой есть программа активной подготовки. Двухчасовое занятие на неназванной школьной машине (вероятнее всего, Colt или Lancer) стоит 5300, на Mitsubishi L200 — 6500, на Лансере Evolution — 10 200. Однако рекомендуемое количество часов — шесть, так что умножаем расценки на три. Но и это не самое дорогое удовольствие. То ли дело Jaguar Experience...

Главной проблемой российского автоспорта в академии Мазды называют нехватку современных автодромов.

Даже если история о брошенных гонщиками-миллиардерами «эм-шестых» — лишь продукт помрачения сознания, я верю в рассказы о «запасе плавучести» маздовской школы. Недаром Олег Кесельман сорвал аплодисменты видавших виды журналистов. На открытии летней сессии академии все благодарили всех: «Спасибо вам» — «Нет, это вам спасибо». Тут-то и придумалось подходящее академии словечко — «Маздоровье». А я, выйдя из машины, облегчённо вздыхаю: «И всё-таки „трёшка“ — классная машина!» Но никто, кроме своих, не знает, откуда-то же берётся это «всё-таки», будто бы противопоставляющее Мазду чему-то...

Несостоявшийся Long-DRIVE

Эти твари в «Аватаре», помните? Ну на которых летают инопланетяне... Икраны, да. Чудовищные транспортные средства, которые первым делом пытаются тебя убить. В том, что Mazda3 MPS — икран и постарается меня прикончить, никаких сомнений не было изначально. Только посмотрите: эта довольная морда так и просит копья Георгия Победоносца. Пожалуй, такой дизайн — достаточный повод повернуть голову, оглянуться, но не столь же веская причина свернуть себе шею.

Для начала я решил побыть инвалидом Джейком Салли, вжившимся в аватара — спокойного человека за рулём. И безучастно пристегнулся на переднем пассажирском. Тронулись с таким рывком, которого оказалось достаточно, чтобы поставить в истории «Праздник жизни с MPS» жирную точку. Дальше была только грязная, очень грязная, мерзкая скорость, и ничего более. Хотя, извините, ещё кое-что — ужасный шум, страшная тряска. Ради чего, кстати? А, ну так ведь ради скорости, ненужной, неразрешённой, запрещённой скорости.

Ввиду отсутствия суицидальных настроений я просто отказался садиться за руль. Нет, нет и нет. И ещё раз — нет. Мы не договаривались, что в эстафете будем передавать друг другу кишечную палочку. Но главред на меня давил, ходил за мной попрошайкой и даже поручил Лёше Смирнову пригнать мне «эм-пэ-эску» в Мячково. Он надеялся, что хоть в условиях трека я изменю своё предвзятое отношение. А мне даже думать об этом не хотелось. Я считал, что на трассу её нужно везти на эвакуаторе — нельзя выводить таких существ без намордников и цепей.

Петровский своего добился: я согласился выгулять Мазду безопасно, в контролируемых условиях чистого поля. Но на автодроме я ездил недолго, небыстро, некомфортно, некайфово. Шум и гам — ещё ладно. Главное — выламывающее ногу сцепление, которое на пару с дурным газом выплёвывает машину в никуда. Городской автомобиль, в котором заложен всего один сомнительный смысл, и это, чёрт возьми, скорость, для меня абсолютно бессмыслен. Есть такая песня «Ты — дрянь». Может, слышали?

Знаю, есть мнение, что практически на любой машине можно ездить так, как тебе хочется. Но Mazda3 MPS уточняет: существуют автомобили, на которых не хочется ездить так, как хочется. В первую очередь потому, что это небезопасно и просто физически тяжело. Меня нет и не будет в этой Мазде, на болиде Петрова нет креплений Isofix, на Пиканто Сидорова нет системы впрыска закиси азота, одним икраны, другим экраны — всё предельно логично. Пусть не в обиду будет сказано, но для меня «эм-пэ-эс» так и останется (кто-то же должен провести эту банальную аналогию) министерством путей сообщения.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...