Делимся увиденным на Фестивале скорости в Гудвуде

Михаил Петровский, . Фото автора

По традиции на площадке перед главным зданием, Гудвуд-хаусом, воздвигается скульптура, символизирующая основную тему фестиваля. В этом году лейтмотивом было 50-летие Ягуара E-type. Купе из стилизованных органных труб — символ триумфа британской автомобильной культуры.

Фестиваль скорости в британском Гудвуде проводится с 1993 года под патронажем лорда Марча, десятого герцога Ричмонда. Он не только владелец этой земли, но и председатель Британского клуба автомобильных гонок (BARC). Гудвудский фестиваль — одно из самых престижных исторических автомобильных шоу. В отличие от конкурсов элегантности где-нибудь в Пеббл-Бич или на Вилле д'Эста, у Гудвуда есть своя узкая специализация: здесь правят бал гоночные машины. Особый шарм фестиваля в том, что это не выставка — я бы назвал это балом классических автомобилей. Гламурные суперкары и дорожная ретротехника тут в кордебалете. А всё внимание приковано к легендарным, бесценным спортивным снарядам. За редким исключением на трассе подъёма на холм демонстрируются сплошь орудия высших достижений: машины — призёры и победители Ле-Мана, Тарги Флорио, Милле Мильи, чемпионские раллийные болиды... Это не двигатели дымят — это за каждой машиной вьётся длинный шлейф спортивной славы. Настолько длинный, что кажется, на него наступает машина, стартующая следом. За рулём как богатые коллекционеры, так и именитые спортсмены прошлого и настоящего: от Стирлинга Мосса до Дженсона Баттона.

Гудвуд — это нечто большее, чем просто заезды участников фестиваля. Только ленивый не привёз сюда какой-нибудь рекламно-развлекательный стенд. Тут есть и небольшой салон с новинками массового автопрома, и статическая экспозиция антиквариата. Простите, но я ничего не расскажу вам о них — засел на трибуне и не мог оторваться от феерического хоровода легендарных автомобилей на треке. Этот чудо-калейдоскоп заставил, забыв о ежедневной суете, снова и снова ловить в видоискатель фотоаппарата ожившую историю. Многие из этих машин я видел только на картинках, прочие были знакомы как музейные экспонаты. Но чтобы оно вдруг всё понеслось мимо вихрем цветов, звуков и запахов — об этом можно было только мечтать! Смотрите фотографии и коротенькую видеозарисовку.

Да, мы не пишем о двухколёсной технике, но британский спорт немыслим без мотогонок. Тем более что эстетика этих машин никого не оставит равнодушным. Norton 500 был одним из самых успешных мотоциклов в истории гонок Tourist Trophy на острове Мэн. На этом экземпляре с одноцилиндровым верхнеклапанным мотором объёмом 490 см³ Тим Хант выиграл гонку Senior TT 1931 года.

Alfa Romeo Tipo B 1934 года считается первым автомобилем класса Grand Prix, специально спроектированным как одноместный...

У трёхлитрового двигателя V8 каждому блоку цилиндров положен свой собственный приводной нагнетатель. А диагональные приводные валы позволили как можно ниже усадить пилота.

Всего год отделяет эту Альфу от предыдущей, а они словно из разных эпох! Модель Alfa Romeo Aerodinamica Spider была создана в 1935 году для гонок на выносливость под двигатель V12. Но до наших дней доехала на рядной «шестёрке» объёмом 2,3 л.

Двухцилиндровый оппозитник объёмом 497 см³ у BMW Type 255 Kompressor, как следует из названия, оснащался приводным нагнетателем. Это ещё один байк-победитель гонки TT на острове Мэн — 1939 года. Тогда немецкие мотоциклы взяли два первых места, а выиграл Георг Майер.

В 1940 году три BMW 328 Mille Miglia Kamm Coupe оккупировали подиум гонки, в честь которой были названы. Двухлитровая рядная "шестёрка" отличалась полукруглой камерой сгорания, а под панелями аэродинамически эффективного кузова скрывался трубчатый каркас.

Jaguar C-type — по сути облегчённый вариант родстера XK120 с «шестёркой» 3.4 — выиграл Ле-Ман в 1951 году. А затем стал первым автомобилем, на котором были успешно применены в гонках дисковые тормоза всех колёс.

Mercedes-Benz W194 1952 года из заводской коллекции. В тот год "крылья чайки" взяли дубль в Ле-Мане и на мексиканской гонке Carrera Panamericana. А к финишу итальянской Милле Мильи Mercedes c трёхлитровой рядной "шестёркой" мощностью 176 л.с. пришёл вторым.

Alfa Romeo 3000CM с шестицилиндровым мотором 3.5 представлена заводским музеем, который переживает не лучшие времена. На этом 275-сильном спайдере с трубчатым каркасом Хуан-Мануэль Фанхио выиграл Гран-при Мерано 1953-го и пришёл вторым на Милле Милье в том же году.

Спайдер Ferrari 375MM 1953 года оснащался легкосплавным верхнеклапанным двигателем V12 4.5. Мотор, разработанный Аурелио Лампреди, изначально создавался для Формулы-1 и обеспечил спорткару победу во многих гонках, включая Милле Милью.

Алюминиевый Jaguar D-type с рядной «шестёркой» 3.8 выигрывал в Ле-Мане три раза подряд с 1955 по 1957 год. Правда, первой победой англичане обязаны команде Mercedes, снявшейся с гонок в знак траура по жертвам страшной аварии, унёсшей жизни 80 человек. Зато в 1957-м пять из шести первых экипажей в Ле-Мане были ягуаровскими. А машина на фотографии — чемпионка 1957 года.

Частников на данном Ягуаре XK140 3.4 сняли с Ле-Мана 1956 года, когда они шли на 11 месте в абсолюте. Те опротестовали решение судей, а в качестве компенсации получили возможность бесплатно участвовать в следующем марафоне.

Этот E-type 3.8 1961 года — первый, выигравший гонку. Грэхэм Хилл привёл родстер с заводским номером ECD400 к победе в Олтон-парке всего через месяц после мировой премьеры модели в Женеве.

В 1962 году только семь мотоциклов дошло до финиша в марафоне Lightweight TT. Но весь подиум был занят гонщиками на таких вот Хондах RC162. Четырёхцилиндровый мотор объёмом 249 "кубиков" развивал до 14000 об/мин и 40 л.с.

Jaguar E-type Lightweight Lowdrag 3.8 1964 года — не самый счастливый автомобиль. Алюминиевое купе с низким аэродинамическим сопротивлением (low drag) было восстановлено после аварии в Ле-Мане, которая стоила жизни Петеру Линднеру.

Двухкилевой CD-Panhard 3 1964 года конструкции Чарльза Дойча, несмотря на грозный вид, оснащался двухцилиндровым двигателем объёмом всего 0,85 "кубика". Но при беспрецедентно низком коэффициенте аэродинамического сопротивления (Cx=0,12) автомобиль развивал до 225 км/ч!

Ford GT40 1965 года с двигателем V8 4.7 — гнев, выраженный в металле. После того как Энцо Феррари отказался продать свою компанию концерну Ford, Генри Форд II поручил инженерам разработать собственный спорткар, способный унизить заносчивого итальянца в Ле-Мане. Им это удалось: купе GT40 выигрывали марафон четыре раза подряд в 1966-1969 годах.

Jaguar XJ13 1965 года проектировался как конкурент Форду GT40. Однако первый среднемоторный Jaguar, да ещё и пионер V12 с впрыском топлива и четырьмя распредвалами остался прототипом и в гонках не участвовал.

Новозеландец Брюс Макларен сделал себе имя на прототипах McLaren M1B c двигателем Chevrolet V8 5.4 в серии Can-Am. Конкурентоспособность своего детища он подтверждал собственными выступлениями, хотя на данном экземпляре в 1966 году гонялся не Макларен, а его второй пилот Крис Эймон.

Двухлитровый шестицилиндровый оппозитный двигатель 580-килограммового Porsche 906 построен с применением магниевого и титанового сплавов — в 1966 году! Форма гоночного кузова впервые отрабатывалась в аэродинамической трубе. Максимальная скорость машины, омологированной для движения по дорогам общего пользования, достигала 280 км/ч. О «девятьсот шестые» точили когти первые японские спорткары. Этот экземпляр выиграл европейскую серию гонок по подъёму на холм.

В спортпрототипе Chaparral-Chevrolet 2E 1966 года с двигателем V8 5.3 использовалась полуавтоматическая коробка передач. Освободившейся ногой пилот регулировал угол атаки антикрыла, изменяя прижимную силу.

На этом Лотусе 49B конструкции Колина Чампена с трёхлитровым двигателем Cosworth V8, являющимся силовым элементом шасси, Грэхэм Хилл выиграл титул чемпиона мира в классе Формула-1 1968 года.

Alfa Romeo Tipo 33/2 Daytona 1969 года с двухлитровым 270-сильным двигателем V8 была второй в абсолюте на Тарге Флорио и первой в классе на «1000 км Нюрбургринга». Автомобиль, созданный отделением Autodelta, получил своё название в честь победы в классе на «24 часах Дайтоны».

Chaparral-Chevrolet 2J 1970 года оснащался двумя двигателями. В движение машину приводила 700-сильная V-образная «восьмёрка» 7.6. А сзади был установлен 45-сильный моторчик от снегохода с вытяжными вентиляторами, создававшими разряжение под днищем, опоясанным эластичной юбкой. Это создавало так называемый граунд-эффект, прижимая машину к дороге. Машина была быстрее всего, что ехало в серии Can-Am, но механические проблемы так и не дали ей реализовать преимущество раньше, чем она была запрещена.

Porsche 917K образца 1970 года оснащался 12-цилиндровым оппозитным двигателем 4.5 воздушного охлаждения мощностью под 630 л.с. и дважды подряд выигрывал Ле-Ман.

Porsche 917/30 мощностью 1500 л.с. — самый мощный кольцевой автомобиль всех времён. Хотя на овале Талладега в 1973 году Марк Донахью показал среднюю скорость "всего" в 355 км/ч (221 миля/ч). В Ле-Мане тогда ездили быстрее. Было построено всего две такие машины.

На прототипе Ferrari 312PB, взявшем серебро в Ле-Мане 1973-го, тоже применялся 12-цилиндровый оппозитник, но трёхлитровый...

Этот же мотор использовался Скудерией и в Королевских гонках. С болида 312 B3 начался период доминирования Ferrari в Формуле-1 во второй половине 70-х. На конкретно этой машине Ники Лауда выигрывал в сезоне 1974-го.

Renault RS01 1977 года — первый автомобиль Формулы-1 с наддувным двигателем V6 1.5. Его называли Жёлтым чайником за постоянные взрывы мотора. К 1979 году турбоформула превратилась в оружие победы.

Этот Lotus-Cosworth 888 Чапмена был дисквалифицирован в 1981 году раньше, чем успел проехать свою первую гонку. Машина, использовавшая граунд-эффект, оснащалась двойной подвеской: мягкой для гонщика и силового агрегата, жёсткой — для кузова, дабы юбка плотно прилегала к асфальту.

Porsche 956 главенствовали в чемпионате спорткаров с 1982 по 1987 год. Машина с алюминиевым монококом оснащалась наддувным шестицилиндровым оппозитником объёмом 2,65 л. В 82-м "девятьсот пятьдесят шестые" пролидировали в Ле-Мане от старта до финиша.

Lancia тоже участвовала в гонках на выносливость. Прототип Lancia LC2 1984 года c наддувным двигателем Ferrari V8 3.0 трижды квалифицировался лучше Porsche в топ-группе С. Однако повышенный расход топлива не позволил LC2 подняться выше четвёртого места в карьере.

Об успехах Лянчи в ралли знают все. Lancia Delta S4 1986 года оснащалась двигателем 1.8 с комбинированным наддувом, оснащённым турбокомпрессором и приводным нагнетателем. То есть конструктор машины Джорджио Пьянта боролся с турбоямой точно таким же способом, как сегодня создатели серийных моторов концерна Volkswagen.

Суперзвезда раллийной группы B — Audi Sport quattro S1 E2 1985 года. Машину из заводской коллекции по трассе провёл легендарный раллист Ханну Миккола. Полноприводное купе оснащено "турбопятёркой" 2.1 мощностью свыше 500 л.с. и механической коробкой передач с двумя сцеплениями.

Porsche 961 1986 года — тоже из заводского музея. Этот экземпляр с наддувной оппозитной «шестёркой» объёмом 2,85 л — единственная версия Porsche 959, предназначенная для кольцевых гонок. Автомобиль был слишком сложен и тяжёл, чтобы быть успешным, но это не помешало ему финишировать седьмым в Ле-Мане 1986-го.

Ford опоздал, представив для ралли своего среднемоторного монстра RS200 в 1986 году. Либеральная по техтребованиям группа B, для которой была подготовлена машина с турбомотором 1.8 и монококом из углепластика и кевлара, была упразднена в 87-м по соображениям безопасности.

Jaguar XJR12 с семилитровым двигателем V12 был построен фирмой TWR к сезону 1990 года и выиграл "24 часа Ле-Мана". По треку в Гудвуде машину провёл Мартин Брандл — один из членов того чемпионского экипажа.

Легендарное купе M3 E30 (1989), созданное для участия в туринговых чемпионатах разных стран. Форсированная атмосферная "четвёрка" объёмом 2,3 л, собранная с использованием технологий спорткара M1, развивала свыше 250 л.с.

Williams Renault FW15C был суперкаром даже по меркам Формулы-1. Машина 1993 года успела выиграть чемпионат F1 до того, как были запрещены вспомогательные электронные системы. Здесь активная подвеска с пневмопружинами, АБС, трекшн-контроль, лишённые механических связей органы управления, за исключением руля, оснащённого усилителем, автоматическая коробка передач и система двусторонней телеметрии. Что ж это за гонки были?

Роль почётных гостей фестиваля на этот раз отвели американским автомобилям серии Indy Car. Эта техника была представлена со времён, предшествовавших Первой мировой войне, до наших дней. В честь заокеанских звёзд — легендарных машин и знаменитых пилотов — гитарист Джефф Колман исполнил вариацию на тему государственного гимна США, стоя прямо на крыше Гудвуд-хауса. Некоторые американцы почувствовали себя как дома: шоумен Кен Блок немедленно натоптал лорду Марчу на газоне...

Duesenberg Cummings Diesel Special 1931 года — первый дизельный автомобиль в серии Indy c четырёхцилиндровым двигателем 5.9. Эта машина квалифицировалась последней со средней скоростью 96,9 миль/ч (около 156 км/ч), но в гонке финишировала 13-й, пройдя всю дистанцию без остановки. А потом Клесси Каммингс проехал ещё 8000 км по Европе.

Это послевоенный Indy Car. В 50-х на гоночных трассах США царили родстеры. Одним из первых был Stevens-Offenhauser Jim Robbins Special 1951 года с четырёхцилиндровым двигателем 4.1.

За рулём этого родстера Kurtis Kraft-Offenhauser Dayton Steel Foundry Special 1957 года постройки в разное время сидели и Хуан-Мануэль Фанхио, и американская звезда Майк Маджилл. Но несмотря на многолетние попытки, машина с "четвёркой" объёмом 4,1 л так никогда и не финишировала в "500 милях Индианаполиса".

С автомобиля Cooper-Climax началась среднемоторная революция в гонках Grand Prix. А этот T54 The Kimberly Special, оснащённый "четвёркой" 2.75, наделал много шума в заокеанской серии Indy Car, чуть было не выиграв у более мощных и быстрых машин в "500 милях Индионаполиса". Подвели шины Dunlop.

Этот Panoz Force-Toyota GF09 выиграл в 2003 году знаменитую гонку на овале Indy 500 в руках Жиля де Феррана, который провёл автомобиль и по треку в Гудвуде.

Разные компании используют Фестиваль скорости для рекламы. Автобот Бамблби в натуральную величину красовался на стенде Chevrolet бок о бок с туринговыми седанами Cruze из серии WTCC и купе Camaro. А студия Pixar выставила воплощённые в металле (а вернее сказать, в пластике) "Тачки". На потеху публике построили даже чёртово колесо. А пилоты современной Формулы-1 развлекали народ традиционным дымом из-под колёс.

Две крайности одного мира. Сверхлёгкий мотоцикл Ringhini 50 1976 года с 49-кубовым двухтактником...

...и MTT Streetfighter Turbine с газотурбинным двигателем от вертолёта мощностью 420 л.с. Буквально через мгновение владелец гипербайка его уронит.

В Ле-Мане 1999 года красивейший прототип Toyota TS020 GT-One с наддувным двигателем V8 3.6 остался без победы из-за проблем с шинами. Но в этом есть какая-то высшая ирония, ведь Toyota пропихнула эту машину сквозь лазейку в правилах омологации. Было выпущено всего две дорожные версии, и ни одна не продана.

McLaren-BMW F1 GTR с двигателем V12 6.1 был последним модернизированным под гонки дорожным автомобилем, выигравшим Ле-Ман в 1995 году.

Непрямая наследница F1 — кольцевая версия современного суперкара McLaren MP4-12C категории GT.

Некоторые автомобили участвуют в хронометрируемых заездах, а победители определяются в возрастных группах. Стартовый створ выводит на трассу подъёма на холм длиной 1,85 км. Не для всех скоростные заезды заканчиваются благополучно. Старая мощная техника требует особых навыков пилотажа, и иногда дело оборачивается встречей с соломенными отбойниками. А порой маршрут удаётся преодолеть только на буксире. Параллельно с заездами в небе вдруг появляется пилотажная группа, выступление которой почти не было видно с моей трибуны. Зато я заметил неподалёку Майка Кросса — шеф-тестера фирмы Jaguar. Про него говорят, что он не умеет ездить по прямой — только боком. В Гудвуде он представлял «заряженное» купе XKR-S.

Об уровне мероприятия вполне можно судить и по пейс-кару. В Гудвуде роль машины безопасности играет купе Rolls Royce Phantom Coupe. Словом, это надо видеть!

P.S. Спасибо российскому офису фирмы Nikon за отличный инструментарий.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...