Ретроавтомобили окружали меня с детства, но никогда особо не занимали. Отец постоянно торчал в музеях, и круг его кишел техническими историками, реставраторами и прочими энтузиастами, однако ж надо было дорасти самому. И вот щёлкнул внутри какой-то ржавый тумблер... Я стал чаще искать встречи с классическими машинами.
В прежние времена автомобильный антиквариат водился в центральных музеях: Политехе, Историческом, музее Ленина... Собственные коллекции собирали автозаводы, но к ним не всегда допускали с улицы. А куда идти сегодня? Не найдя в Интернете исчерпывающего ответа, я решил обойти по возможности все заметные московские автомобильные музеи и рассказать коротко, где и что посмотреть. Надеюсь, фотографии и затравочные видеоролики разбудят в вас желание повторить это путешествие и увидеть всё своими глазами.
Музей «Московский транспорт»
Адрес: Рогожский вал, 9/2
Свыше 240 экспонатов в пяти залах
Взрослые билеты по 400 рублей, экскурсии от 600 рублей
В шаговой доступности от метро
Это крупнейший на сегодня автомобильный музей Москвы. Вдобавок самый дешёвый, потому что государственный. Послевоенное здание автокомбината отлично подходит для новых задач. Пять больших залов — с асфальтированными дорожками с разметкой для двустороннего (!) движения. Здесь много естественного света. Искусственного тоже хватает, но поскольку хорошее дневное освещение — редкость для музеев, рекомендую наведаться засветло.
Очень понравились лавочки — эксклюзивная фишка музея на Рогожском валу: нигде больше вам не предложат присесть с видом на автостарину. Летом тут нежарко, а зимой прохладно — одевайтесь теплее, ибо залипнуть можно надолго. Такому большому музею, кстати, не хватает своего кафе. Зато есть большая бесплатная парковка...
Костяк Музея ретро-автомобилей (МРА для кратости) — бывшая заводская экспозиция АЗЛК, с которой я хорошо познакомился ещё в детстве. Есть экспонаты из фондов Политехнического музея (помню тоже некоторые) и Гаража особого назначения. Плотным заполнением площадей и минималистичным оформлением МРА как раз и напоминает этакий идеалистический европейский запасник. Увы, далеко не так на самом деле выглядят запасники российских госмузеев...
Изрядная часть коллекции составлена из частных машин, в основном иностранных, которые расставлены чуть свободнее, чем, скажем, заводские Москвичи. Хорош подбор американских автомобилей, много «итальянцев». Есть даже такой аукционный хит, как Ferrari 250 GT. Машины группируются по хронологии или по тематике: у американского автопрома 50–70-х годов свой зал, например, выделены военная и милицейская техника... Внушительна коллекция советских раллийных автомобилей.
У музея нет своей реставрационной мастерской (хотя руководит им известный реставратор Д. Октябрьский) или фондов. Тем не менее сюда есть смысл наведываться регулярно: примерно полтора десятка экспонатов находятся в ротации. Экскурсии зовутся авторскими: у каждого гида свой конёк, а то и собственные автомобили в экспозиции. Отрадно, что люди, не будучи профессиональными музейными работниками, мечтают о настоящей научной работе, сетуя на то, что она требует большего финансирования.
Музей техники Вадима Задорожного
Адрес: Московская область, Красногорский район, п. Архангельское, 4-й км Ильинского шоссе
Свыше 70 экспонатов в трёх залах
Взрослые билеты по 250–350 рублей + 150 рублей за съёмку, экскурсии от 1000 рублей
Добираться на машине, автобусе или маршрутке
В частном загородном музее богато. Помещение спроектировано под него, а не адаптировано, и это чувствуется. Приятны мелочи: от каменной кладки полов и точечного освещения до подлинных агитплакатов, рекламных афиш и предметов быта разных стран и эпох. На Рогожском валу тоже есть своя коллекция винтажных вещей, но у Задорожного они гармонично вписаны в экспозицию. В залах, занимающих нижние этажи бизнес-центра, звучит музыка. Джаз и easy listening хорошо ложатся на визуальный ряд. Хотя я бы предпочёл, чтобы это было не радио: отвлекает реклама...
Автомобили, которые нас интересуют, — лишь часть разносторонней экспозиции. Здесь великолепная коллекция мотоциклов, обширная площадка бронетанковой техники и артиллерии, аэропланы Первой и Второй мировых войн, редкие самолёты КБ Яковлева. А скоро сюда перекочует и авиахлам с Ходынки, так что прибавится работы в собственном реставрационном центре. Из танковой мастерской вот доносится кузнечный звон: восстанавливают какого-то «японца»...
Экспозиция постоянна. Подавляющее большинство экспонатов принадлежит Задорожному, есть и техника его друзей. Скоро должны добавиться семь автомобилей. Пока больше не влезет. Авиационная коллекция, возможно, обзаведётся собственным жильём, тогда, наверное, что-то ещё поднимется из запасников. Вообще, несмотря на впечатление законченного проекта, музей только обретает себя: принят новый план развития, обновилась эмблема, появился слоган «Живая история».
Мне бы не хотелось, чтобы музей в итоге расселили по интересам: другой такой представительной политехнической площадки у нас нет. Вдобавок тут очень комфортно приобщаться к истории (есть, где подкрепиться), а это не последнее дело, когда специально выбираешься за город, чтобы потратить на старину добрых полдня. Хорошо бы, кстати, иметь возможность присесть рядом с экспонатами. С экскурсоводами здесь пообщаться не довелось...
Музей частных коллекций "Автовилль"
Адрес: ул. Усачёва, 2, стр. 1
До 50 экспонатов в трёх залах
Взрослые билеты по 300 рублей, индивидуальная экскурсия — 1000 рублей
В шаговой доступности от метро
По сравнению с музеем Задорожного «Автовилль» — камерное место. Этакая малая сцена МХАТа. Пара экспонатов в вестибюле и два уровня весьма свободной расстановки. Шарм «Автовилля» заключается в том, что автомобили, заключённые в красивых интерьерах, в массе своей не загорожены. Можно ходить вокруг, и даже виденная уже машина воспринимается по-новому. Впрочем, некоторые экспонаты ставят сюда только с условием огородить их.
У «Автовилля» своя ниша. Это галерея для тех, кто, не желая «чахнуть над златом», стремится выставить свои сокровища на обозрение. Музей гарантирует коллекционерам конфиденциальность, первоклассное хранение, достойное соседство, ну и вообще общую премиальную атмосферу. Собственные машины партнёров — основателей музея составляют пятую, постоянную часть коллекции.
В силу своей галерейной специфики «Автовилль» — наиболее динамично обновляющаяся площадка. Отправившись на Фрунзенскую сегодня, вы, вероятно, уже не застанете чего-то из моей съёмки. Тем интереснее почаще туда заглядывать. Пусть это самый дорогой музей (по соотношению цена / количество экспонатов), зато он очень удобно расположен. И нигде больше нет такого количества Роллс-Ройсов — это местный фетиш.
Собираясь в «Автовилль», проверьте, открыто ли — музей часто резервируют для корпоративных мероприятий. Зато если открыто, то аж на 12 часов в день, с десяти до десяти. То есть можно спокойно забежать после работы. Обновления коллекции анонсируются на страничке в Фейсбуке. Экскурсия — удовольствие примерно на час. Но экскурсоводов всего двое, так что я бы бронировал их время заранее. Единственно пожелание к администрации: подправить несколько светильников в цокольном этаже. Свет в "Автовилле" играет очень важную роль.
Моторы войны
Адрес: ул. Братьев Фонченко, д. 10
Около 30 единиц техники в одном зале
Билеты по 70 рублей
Добираться на машине или на метро
Государственный музей Великой отечественной войны, что на Поклонной горе, прирастает новыми помещениями. А заполнять площади помогают частные коллекционеры. Филиал музея под названием «Моторы войны» — по сути собрание военной техники, известной в реставрационном мире семьи Лен. Собственных экспонатов музея ВОВ тут всего пяток. Но статус госмузея позволяет «Моторам» пускать нас с вами задёшево.
Зал делит надвое этакая «ось зла» — техника Германии и её сателлитов. Врага берут в клещи СССР, США и Великобритания, представленные по периметру. Крупногабаритные экспонаты превращают просторное помещение бывшего транспортного цеха в уютную комнату. Иногда даже в игровую: за небольшую доплату можно сфотографироваться в каком-нибудь Виллисе. Всё-таки военные машины не назовёшь недотрогами.
Вячеслав Лен — реставратор и при этом вкладывается в поисковые экспедиции, организуемые музеем. Так что экспозиция «Моторов» периодически обновляется. Мне показали свежеотстроенную неотапливаемую площадку с навесом: туда встанет погодоустойчивая техника, освободив место для новых теплолюбивых раритетов.
Кстати, если вы уже видели замечательный журнал Rolling Wheels, который издаёт семья Лен, то вам приятно будет узнать, что экскурсии в «Моторах» ведёт его военно-исторический редактор Юрий Пошалок. Немного неудобно, что филиал находится на закрытой для проезда территории, но идти от музейного КПП всё равно ближе, чем от метро. И всё же хотелось бы проще добираться.
Военно-технический музей в Черноголовке
Адрес: Московская область, Ногинский район, городской округ Черноголовка, село Ивановское
Около 300 экспонатов в трёх корпусах и на открытых площадках
Взрослые билеты по 200 рублей, экскурсии по 1000 рублей
Добираться на машине или на электричке
Изначально я планировал ограничиться столичными площадками. Однако меня убедили, что Черноголовка — неотъемлемая часть московского фонда. Потолкавшись в пробках на Щёлковском шоссе и преодолев небольшой участок разбитой грунтовки, я попал в особенное место. Государственный областной музей арендует для своих нужд бывший пионерский лагерь. Здесь не просто получаешь удовольствие от большой коллекции самой разнообразной техники, но ещё и от детских воспоминаний. Вряд ли я был именно в этом лагере — но они же все похожи, как две капли!
Одна из экспозиций развёрнута прямо в спальном корпусе! Там, где стояли в несколько рядов наши с вами кровати с аккуратно заправленными одеялами и подушками «домиком», выставлены попарно автомобили. Техника в палатах смотрится странно. Тем, кто понятия не имеет, что такое пионерлагерь, подобное размещение покажется нелепым. Но для нормального советского ребёнка — это кайф! Атмосфера лагеря неубиваема — машины и мотоциклы, выглядывающие в коридор, где мы строились на линейку, смотрятся круто.
В столовке стоят военные грузовики, бронемашины, мотоцикл с турелью на коляске и пушка — сон пионера-бунтаря. Вот вам, Марь-иванна, за клейкий кисель! Вот вам, вожатые, за ваше ночное пьянство и за то, что кошмарили нас в полуприсяди после отбоя! И плевать, что стены обшарпаны — так и должен выглядеть лагерь после бунта с применением тяжёлой техники.
Знаменитая коллекция пожарных машин разместилась в специально построенном просторном и хорошо освещённом ангаре. Тут же выгорожена антресоль, на которой выставлены в ряд два десятка автомобилей Ford T разных модификаций. Очень нарядно! И для такой внушительной коллекции доля частных экспонатов невелика — около 30%. До 80% единиц хранения — на ходу.
Персонал в Черноголовке, как и везде, полон энтузиазма. А экскурсии ведут все, включая директора. Меня провели не только по корпусам музея, но и по комплексу реставрационных мастерских. Обширное хозяйство! У каждой бригады — будь то жестянщики, маляры, арматурщики или краснодеревщики — по собственному цеху. И работа кипит. В процессе восстановления находится масса интересных советских и европейских автомобилей. Коллекция пополняется — очень хочется для неё новых просторных павильонов. Жаль, что музей открыт только три дня в неделю. Ну так это зависит от нас, посетителей.
Государственный Политехнический музей
Адрес: Новая площадь, 3/4
18 автомобилей в трёх залах
Взрослые билеты по 150 рублей + 70 рублей за съёмку
В шаговой доступности от метро
Отпраздновав 140-летие, Политех вот-вот закроется на многолетнюю реконструкцию, но без него наш рассказ был бы невозможен. Отдел транспорта, каким мы помним его с детства, можно будет увидеть только на фотографиях или на портале ютюб. Не планируется восстанавливать отдел в нынешнем формате: в основной экспозиции Политеха останется вообще одна-единственная машина. Зато должны появиться отдельные выставки на филиальных площадках обновлённого музейного комплекса.
Сегодняшний Политех — старый советский музей. Поэтому в экспозиции представлены в основном советские автомобили, а малочисленные «иностранцы» относятся к дореволюционному периоду. Тем и замечательны! Только тут есть экипаж Grosser Stoewer Motorwagen 1899 года или Bébé Peugeot 1913-го... Естественно, в холодном подвальчике выставлено далеко не всё, чем владеет Политех. В распоряжении музея всего около 90 «голов», и, что радует, у руководства обширные планы реставрации.
Отрадно, что на время ремонта никто не собирается прятать коллекцию в запасники. Жемчужина Политеха — коллекция мотоциклов — отправится погостить в Музей техники Задорожного, где верхняя галерея будет реконструирована в целый мотоэтаж. А автомобили займут один из залов на Рогожском валу — скорее всего, тот, где сейчас выставлены «американцы». Это переезд с существенным улучшением условий: вместо 300 квадратов экспонаты займут полторы тысячи.
И всё-таки сходите ещё раз на Новую площадь! Ведь помимо собственно техники тут есть ещё и красивейшие масштабные модели, стенды с фотографиями, чертежами, узлами и агрегатами. Когда и в каком виде это будет экспонироваться в следующий раз, большой вопрос. Я уж не говорю о том, что Политехнический музей вообще-то — это нечто несравнимо большее, чем просто отдел транспорта.