Разбуди вас среди ночи и спроси: «Эй, а что такое инновационная дорога?» Вы наверняка не сможете ответить. Пожалуй, вы не найдёте нужных слов и среди рабочего дня. Ясно одно — если это дорога, то по ней ездят машины, а раз она инновационная, значит, чем-то отличается от обычной. Хочется думать, что она лучше. Однако ведь не факт, поскольку пресловутые инновации не принесли в нашу жизнь прорывных улучшений. И всё-таки вопрос про инновационную дорогу не праздный, так как в России её твёрдо решено построить! Причём сразу три: одну в Татарстане, другую в Рязанской области, а ещё одну — в самом центре Москвы. Мы детально разобрались в этой затее прямо на стартовой площадке федерального проекта, который так и называется: «Инновационная дорога».
Дело было в «Экспоцентре» на Красной Пресне. Мероприятие именовалось международным форумом «Открытые инновации». С порога было понятно, что форум очень крутой: организовано по-зарубежному живо и красочно, денег не жалели, руку приложило правительство РФ, в числе участников заявлен премьер-министр. Само собой, без каких-то совковых элементов не обошлось и в этот раз, но в целом смотрелось впечатляюще.
Куда ни глянь, везде лоснились холёные мужчины в дорогих костюмах, это чиновники и бизнесмены, между ними тенями сновала обслуга, кругом царил деловой гул, позвякивали кофейные чашечки, блюдца и ложечки, кое-где негромко играла музыка. Всюду ярко переливались мультимедиа, экспонировались инновации: «РОСНАНО», ГЛОНАСС, Яндекс, иже с ними. На огромных экранах пресс-центра шла прямая трансляция ключевого собрания: выступал Чубайс, его сменял Вексельберг. За выстроившимися шеренгой компьютерами журналисты строчили оперативные донесения в свои СМИ. Будоражащая атмосфера, одним словом.
Под презентацию федерального проекта «Инновационная дорога» выгородили зал мест эдак на двести. Заполнен он был процентов на 60–70. Тут собрались дорожники, транспортники, строители, экономисты, сотрудники институтов типа РосДорНИИ и МАДИ, представители коммерческих и не очень компаний, ну и, конечно, чиновники всех мастей — от членов региональных правительств до уровня замминистра России. Не хватало разве что ГИБДД, которая в проекте отчего-то не участвует вообще.
Перво-наперво выяснилось, что главная цель проекта «Инновационная дорога» — вовсе не дорога. Основными задачами представляются оценка технологий, чтобы понять, чего не хватает для счастья, и создание нормативно-правовой базы, как бы скучно это ни звучало. Другими словами, проектанты взялись изучить все применимые к дорогам ноу-хау, выбрать лучшие из лучших и в максимальной концентрации опробовать их все скопом на тестовых участках в реальных условиях.
А чтобы эксперимент был успешен и его результаты можно было распространить повсеместно в виде типового набора, надо для всех новшеств прописать стандарты, технические регламенты, провести экспертизы и должным образом «изменить нормативку». Итогом этой деятельности станет развитие рынка инновационной продукции в автодорожной отрасли — тогда, дескать, и заживём.
Интересно, что представление о госсобраниях, будто бы это такое а-ля КПСС, то бишь полусонные посиделки зубров под монотонное бу-бу-бу, неверно в корне. Теперь это выглядит действительно как бойкая заинтересованная работа на результат. Всё проходит очень живенько, с шутками-прибаутками, предметными дискуссиями и, главное, с искренней вовлечённостью в дело, высоким уровнем компетенции, стремлением решить возникающие вопросы сразу же, на месте, а если невозможно, незамедлительно назначить для этого новую встречу.
Бесспорно, дорожная отрасль славится коррупцией, откатами, взятками и прочим, однако распиливание средств, видимо, проходит на каких-то других этапах. Во всяком случае запуск «Инновационной дороги» приятно удивил именно своей правильностью, что ли. Наблюдаешь за ходом работы и думаешь: ну да, вот так оно и должно быть, эти люди и впрямь хотят сделать классные дороги, пусть у них получится.
Несмотря на то что инновационные дороги — не самоцель, всё-таки три пилотных отрезка (образцы трёх разных типов: магистраль, дорога, улица) должны быть построены к концу 2014 года. В Татарстане надо преобразить участок новой трассы Шали — Бавлы, в Рязанской области нужно внедрить новшества на сельской двухполоске Касимов — Елатьма, а в Москве ни много ни мало модернизировать Пятницкую улицу, что в километре от Кремля. Если не удастся уложиться в срок, то, как заметил один из выступавших, английское слово execution поменяет для участников проекта значение с «выполнение работ» на «экзекуция».
Наименее проблематичной кажется инновационная дорога в Татарстане. Это часть федеральной трассы Казань — Оренбург, на которую выделены бюджетом и инвестором сотни миллиардов рублей. Причём «Шали (М-7) — Бавлы (М-5)» протяжённостью 97,5 км — скоростная четырёхполосная автомагистраль, которая позволит развивать 150 км/ч, однако изначально будет платной. Судя по всему, инновационные решения, коих тут больше 120, заложены в смету с самого начала.
Для повышения сдвигоустойчивости и трещиностойкости (ах, какие слова!) дорога в Татарстане получит модификатор асфальтобетонного покрытия, фибробетоны и армирование геосинтетическими материалами. Стальная арматура в строительных конструкциях будет заменена базальто- или стеклопластиковой. Элементы дорожного обустройства (крышки люков, фонарные столбы, шумозащитные экраны, опоры дорожных знаков и прочее) будут выполнены из композиционных материалов. Из них же сделают надземные пешеходные переходы. Светодиодные системы будут использованы для освещения, в светофорах и для подсветки дорожных знаков.
На трассе задействуют интеллектуальную транспортную систему, которая, похоже, в основном будет полагаться на технологию радиочастотной идентификации. Например, при помощи RFID-меток с проезжающих автомобилей будет дистанционно взиматься плата за проезд, заработают автоматическая система противогололёдной обработки и мониторинг деформации и смещения конструкций инженерных сооружений и так далее. Вдобавок ко всему обещаны покрытия противоскольжения и структурированная дорожная разметка из термопластика.
Сельской дороге в Рязанской области, которая на протяжении 13 км петляет между населёнными пунктами с названиями Новая Деревня, Елатьма, Савастьяново, Ардабьево и Дмитриево, до статуса инновационной ой как далеко: сейчас на ней и освещения-то нет. А когда оно появится, это будут светодиодные светильники с солнечным модулем. Диодами же подсветят дорожные знаки. Разметка, очевидно, тоже будет структурированной термопластиковой.
Также для модернизации этой дороги чиновники собираются добавить в асфальтобетон универсальный модификатор «Унирем» — сыпучий композит, получаемый из переработанных покрышек. Другая планируемая добавка — полиакрилонитрильные фиброволокна (ПАН-фибра) для микродисперсного армирования цемента или асфальтобетона (упрощённо, по укрепляющему воздействию их сравнивают с кевларом).
И «Унирем», и ПАН-фибра представляют собой мешок порошка весом 0,5 или 1 кг, который высыпают в тонну смеси. Они улучшают водостойкость и сдвигоустойчивость, предотвращают колееобразование (ещё одно замечательное слово). В основание, скорее всего, будут заложены геосетка и пенностекольный щебень. Впрочем, на 100% рязанцы пока не определились, и возможно, их дорога будет инновационной за счёт каких-то иных решений.
Самая туманная перспектива, как ни странно, у дороги в Москве. По составу асфальта тут всё будет примерно так же, как в Рязани и Татарстане. Но что сделает её инновационной внешне, что придаст модерновый облик — пока одна сплошная загадка. Чиновники только начали присматриваться, никаким виденьем делиться не хотят.
Выбор в пользу Пятницкой улицы объясняется не только её близостью к Кремлю, Третьяковке и туристической активностью, хотя это важно для общего эффекта от проекта и популяризации инноваций, «повышения осведомлённости горожан об инновационной продукции». Главной причиной назван квартал «Футурополис», эдакий мини-город будущего, который построят в границах Пятницкой, Малой Ордынки, Климентовского и Черниговского переулков. Сделать самую инновационную улицу страны в самом её продвинутом квартале вроде как сам бог велел, верно?
На поверку, правда, оказывается, что первичной была идея с улицей, построить суперквартал решили потом, войдя во вкус. И с «Футурополисом» площадью с гектар ясной картины ещё нет — концепцию обещают подготовить к концу нынешнего года. Пока даже компьютерных рендеров не нарисовали. Поговаривают об офисах для инновационных предприятий, куда позовут, например, компанию Apple, о выставочных залах для демонстрации всяческих новинок, о пешеходных зонах с «зелёным маршрутом». Будто бы самым заметным изменением в облике домов станет их внешняя подсветка, а памятники архитектуры никто и пальцем трогать не будет.
У идеи квартала, а значит, и инновационной Пятницкой есть противники. Они указывают, что новые офисы и выставочные залы — это усиление нагрузки на исторический центр Москвы, который решено, наоборот, разгружать. Мол, в столице полным-полно мест, где можно хоть целый город инновационный построить, — вон в той же «Новой Москве» на недавно присоединённых территориях! Сторонники «Футурополиса» отвечают: мы проведём практически обычную реконструкцию, неопробированных решений не будет (всё испытано на других пилотных проектах), посмотрите в Мюнхене на Fünf Höfe, знаменитый центр «Пять дворов», чем плохо? У нас-де будет не хуже.
Оставив Москву собирающей идеи, участники собрания вернулись к масштабам страны. Ёмкое определение инновационной дороги дал Алексей Рахманов, замминистра промышленности и торговли РФ: мы должны строить быстрее, дешевле и надёжнее, чтоб получались дороги с качественными покрытием, освещением, знаками и прочим обустройством, от этого зависит безопасность и комфорт участников движения.
Развивая мысль, господин Рахманов процитировал изречение, которое, по его словам, ввели в обиход в компании Toyota: «Постоянно совершенствуй, а усовершенствовав, стандартизируй». Напоследок представитель Минпромторга высказался на тему «У России есть две беды» (кто-то же должен был это сделать): мол, беда у нас скорее первая, то есть дураки, вот, например, дорожные знаки беспричинно висят кое-где, а дороги — это теперь не беда.
Слово взял зампред правительства Московской области Анатолий Насонов. Мы, сказал он, по поручению губернатора Шойгу до конца года разработаем техзадание по проекту «Инновационная дорога» и включимся в него с участком Каширского шоссе (52-71 км). Это связано со строительством в Подмосковье грандиозного парка «Россия», который будет представлять собой реалистичный макет всей страны, родину в миниатюре: воспроизводить её природу, архитектуру, значимые промышленные объекты. Логично, чтобы дорога в этот мегапарк была инновационной.
Участникам проекта представили иностранца — Ника Бауэрса из компании «АИКОМ» (AECOM), которую гордо назвали официальным оценщиком Лондонской олимпиады. Бауэрс консультирует «РОСНАНО» по организационным вопросам, а в случае с «Инновационной дорогой» его фирма будет привлекать экспертов международного уровня для оценки проекта на всех его этапах. Поручить это дело иностранцам решили именно для признания инициативы на мировой арене.
Николай Быстров, замруководителя Федеральной дорожной службы, рассказал о проблемах со стандартами. Тут натуральная засада. Тех норм, что напрямую касаются дорог, насчитывается 600. Ещё 2500 примыкают. Нужно принимать новые, пересматривать и пополнять старые, устранять непонятки. При этом слепо брать за основу зарубежные стандарты, например еврокоды, в России нельзя. Попытались однажды, хватились — а гидравлических расчётов мостовых сооружений-то и нету! Геосинтетика потребовала введения восьми новых стандартов, по битуму — плюс 12.
Новой практикой стали так называемые предстандарты, которые работают параллельно с ГОСТами и хоть как-то спасают ситуацию. Но всё равно нет чётких правил игры, у нянек дитя без глаз. Сильно мешает Главгосэкспертиза, она заставляет работать по устаревшим СНиПам образца 1985 года — её необходимо реформировать. А вообще, срочно нужен чёткий и понятный всем перечень документов — его, представьте себе, сейчас нет. Прорывные проекты типа «Инновационной дороги» важны не только для рядовых потребителей, но и для профессионального сообщества, дабы проснулся интерес к новым решениям. На днях «РОСНАНО», «Сколково» и Росстандарт договорились о создании Центра стандартизации в инновационной сфере — он должен помочь.
Сложилось ощущение, что едва ли не главным препятствием на пути инновационных проектов является федеральный закон N 94-ФЗ «О госзакупках». Его многократно поминали недобрым словом, потому, например, что во главу угла «фэ-зэ» ставит низкую цену в ущерб качеству. Враг № 2 — бюрократы из Главгосэкспертизы. Неприятель № 3 — общая неразбериха с нормативно-технической базой, отсутствие типовой документации.
Также очень часто участники проекта заостряли внимание на перегрузке машин по осям или общей массе — загруженные сверх всех норм грузовики ломают асфальт, весовой контроль не справляется, нужно повышать штрафы и вообще ужесточить борьбу. Ну ещё нехорошие отзывы пару раз получила ГИБДД, которая необъяснимыми дорзнаками сбивает с толку ГЛОНАСС. Вот, собственно, и всё, что мешает «Инновационной дороге». На отсутствие денег, специалистов, технологий никто не жаловался.
Заседание длилось без малого пять часов. С презентациями выступили и ответили на вопросы 19 человек. В итоге участники распределили обязанности, утвердили резолюцию и график реализации проекта. До начала 2013 года будет разработано техзадание на проектно-сметную документацию. К середине 2013-го будет готова вся ПСД, и начнётся строительство пилотных участков. В 2014-м состоится ввод дорог в строй, стартует пробная шестимесячная эксплуатация.
Ответ на вопрос, что такое инновационная дорога в России, был получен исчерпывающий. Она очень ровная и красивая, без колеи, трещин и сдвигов покрытия, потому что носит дорожную одежду из геосинтетики (полимерную сетку и пенностекольный гравий, к примеру), асфальтобетонная (или цементобетонная) смесь получила укрепляющие добавки, коих очень много, и все они по-своему прекрасны. Производителей в России достаточно, один из лидеров рынка — фирма «УНИКОМ». Состав покрытия иннодороги оптимален, потому что проверен на соответствие всем правильным нормам. На покрытие нанесена разметка (термопластиковая ли структура — не суть), очень заметная даже ночью в дождь, нестираемая, и сцепление на ней, как на асфальте.
Инновационную дорогу освещают светодиодные светильники. Они висят выше обычных ламп и не слепят водителя. У них большое и равномерное световое пятно. Такие фонари не заливают всё оранжево-жёлтым светом, искажая восприятие окружающего пространства. Они без замены горят 50 тысяч часов. Наконец, они потребляют вдвое меньше энергии, чем традиционные, поскольку выключаются, когда на трассе нет автомобилей. Уличные светильники на диодах производит совместное предприятие «Филипс и Оптоган», десятки тысяч их фонарей уже стоят по всей стране.
Дорожные знаки, световые табло и светофоры иннодороги тоже работают на светодиодах, имеют солнечные батареи и включены в единую интеллектуальную транспортную систему, которая самостоятельно, но под присмотром скучающих без дела людей, управляет дорожным движением, контролирует соблюдение ПДД, мониторит состояние дорог и инфраструктуры, задействуя в нужный момент, например, противолёдные реагенты и вызывая экстренные службы. RFID-метками оборудовано всё, что только можно, включая автомобили: собаку в этом деле съела компания «РСТ-Инвент». И да, машины также оснащены навигаторами ГЛОНАСС — очевидно, обяжут автопроизводителей.
Опоры для светильников, знаков и светофоров изготовлены из композитных материалов (нанотехнологичных в том числе) с тем расчётом, чтобы столб рассыпался в прах, ну почти, если в него врежется машина, пассажиры которой в таком случае не пострадают. Из композитов же сделаны мосты, надземные переходы, крышки люков, элементы дренажных систем и водоотвода и так далее. Материалы для всего этого производят несколько российских компаний: «Рускомпозит», «Гален» и другие.
В идеале по инновационной дороге ездят электромобили, для которых имеется вся зарядная инфраструктура. Но поскольку частные электрокары распространятся ещё не скоро, сейчас в первую очередь речь идёт об электрических автобусах — электробусах, которые по-быстрому подзаряжаются на остановках и потому могут работать на маршруте хоть круглосуточно. Комплексные решения на этот счёт есть у московской компании «Револьта».
В общем, на данный момент проект Innovative Road выглядит замечательно, пусть и с некоторыми оговорками. Искренне хочется пожелать всяческих успехов в его реализации. Больше сдвигоустойчивости, больше трещиностойкости и никакого колееобразования! Посылаем антикоррупционные лучи откатонеполучения и взятконебрания. И чтоб без баблараспиливания!