Кружим вокруг чемпионов гонки «24 часа Ле-Мана»

Константин Болотов, . Фото Драйва, Stefan Baldauf / Robert Kah, ACO

Экспозиции лемановских героев в комплексе Palexpo отрядили зал площадью 1800 квадратных метров. Для двадцати экспонатов из музеев и частных коллекций места оказалось вполне достаточно.

Женевское мотор-шоу и гонка «24 часа Ле-Мана» могут считаться ровесниками. Первый автосалон состоялся в 1905 году, а соревнования, пусть пока и без официального статуса, начались в 1906-м. Нынешние европейские автосмотрины 6–16 марта уже восемьдесят четвёртые по счёту. Ближайшие суточные автобдения в Ле-Мане пройдут 14–15 июня в восемьдесят второй раз.

Не каждый сталкивался с фактом, что надо различать Le Mans и Leman. Первое — это французский город Ле-Ман, второе — Женевское озеро (на фото). Гонку с выставкой роднит и такая деталь.

Неудивительно, что организаторы обоих мероприятий относятся друг к другу с большим уважением и охотно сотрудничают. В этом году устраивающий гонку Западный автомобильный клуб (Automobile Club de l’Ouest — ACO) проводит в Женеве специальную выставку Les 24 Heures du Mans. И хотя приурочить показ было вроде не к чему (ни юбилея, ни чего-то другого не случилось), повод всё же нашёлся.

Это самый древний экспонат. Он отсылает нас на 90 лет назад, когда состоялась первая суточная гонка на выносливость. Было это 26-27 мая 1923 года. Раньше всех к финишу тогда пришли Андре Лагаш и Рене Леонар, управлявшие автомобилем Chenard & Walcker Sport с номером девять на кузове. И машина, и гонщики были французского происхождения. Достоверных данных о Шенар-Валькере немного: задний привод, трёхлитровый мотор мощностью 98 л.с., четыре цилиндра, восемь клапанов, четырёхступенчатая «механика». Говорят, средняя скорость в Ле-Мане составила 92 км/ч, максимальная — 150.

В 2012 году Национальное географическое общество провело исследование и выяснило, что «24 часа Ле-Мана» — одно из главнейших спортивных событий на планете, которое даже поважней, чем Олимпийские игры и Чемпионат мира по футболу. Можно и поспорить, но нужно признать: круглосуточное состязание на трассе протяжённостью 13,6 км на глазах 250 тысяч зрителей — легенда, миф и по-прежнему тяжелейшее испытание автомобильных технологий.

Есть на выставке ещё один Шенар-Валькер — Chenard & Walcker Tank, гонявшийся в Ле-Мане в 1925 году и привёзший создателям лишь десятое место. Зато «танк» заработал награду Index Of Performance как самый производительный в классе: литровая «четвёрка» разгоняла машинку до 152 км/ч.

Вообще говоря, на месте Шенар-Валькера в Женеве должен был стоять другой «танк» — Bugatti Type 57G Tank (на фото), пришедший первым в Ле-Мане 1937 года. Тогда он установил новый рекорд средней скорости (137 км/ч). Но, видимо, с Бугатти что-то не срослось (исторические экземпляры постоянно путешествуют по миру), и организаторы выставили вместо лидера симпатичного неумёху.

Ле-Ман — это бой, который мечтает выиграть каждый машиностроитель. К тому же в этом году на гонки категории LMP1 возвращается команда Porsche, вооружённая новейшим гибридным болидом с индексом 919, а значит, нынче соперничающим Audi и Тойоте придётся несладко. Всё, перечисленное выше, и есть повод для выставки двадцати лемановских машин, построенных за период с 1923 года до наших дней.

Спорткар Bentley Speed Six — двукратный чемпион Ле-Мана: он побеждал в суточном марафоне в 1929 и в 1930 годах. Спасибо мотору объёмом 6500 «кубиков», развивавшему от 144 до 197 л.с.

Трогать руками бесценные экспонаты на выставке нельзя. Разрешается касаться лишь айпэдов, прикреплённых у каждой машины и дающих о ней краткую информацию. Всё остальное рассчитано на глаза и слух, для которых предлагается и фильм-хроника об истории гонки в Ле-Мане. Кино воспроизводится проекторами на экранах позади некоторых автомобилей, создавая атмосферу, но его мало кто смотрит подолгу. Вместо кинокартины в Женеве есть чему посвятить драгоценные время и силы...

На «24 часах» в 1931, 1932, 1933 и 1934 годах был один победитель — Alfa Romeo 8C 2300 Le Mans type.

В названии Альфы 8C 2300, одного из самых успешных автомобилей в мировом автоспорте, заложены восемь цилиндров и 2336 «кубиков». Максималка — 200 км/ч. В ходе блестящей карьеры менялись габариты модели, росли мощности двигателей (от 140 до 180 л.с.) и их объёмы (до 3,2 л). Всего было построено лишь 188 экземпляров лемановской модели. Один из них в 2009-м ушёл с аукциона за $4 180 000. Это не так уж дорого, поверьте.

В 1949 году в суточной гонке впервые побеждает «конюшня» Ferrari. В этой истории есть любопытный факт. Болид Ferrari 166 MM должны были вести по трассе известный итало-американский спортсмен Луиджи Кинетти и некий шотландский барон Селсдон (он же лорд Питер Митчелл-Томас). Так вот, барон провёл за рулём всего лишь 20 минут, оставив 23 с лишним часа трудиться Кинетти. Это не помешало Селсдону сделаться официальным штурманом и войти в энциклопедии как победитель Ле-Мана. После той гонки Митчелл-Томас выкупил Ferrari 166 MM на память.

Хвостатый D-type дебютировал в Ле-Мане в 1954 году, но пришёл вторым, отстав от лидировавшей Ferrari 375 Plus на целый круг. Причиной тому стали проблемы с топливными фильтрами, для решения которых потребовались дополнительные пит-стопы. Не будь их, Ягуар наверняка пришёл бы первым, ведь он показал максимальную скорость 278 км/ч против 257 км/ч у более мощной Ferrari. Сильно помогла ягуаровская аэродинамика. Вскоре Jaguar D-Type отыгрался — в 1955, 1956 и 1957 годах он порвал в Ле-Мане всех.

Ferrari 250 Testa Rossa (или просто Ferrari TR), выпущенная тиражом 34 экземпляра, доминировала на лемановской трассе в 1958, 1960 и 1961 годах.

Модель 250 TR считается вторым по ценности автомобилем за всю историю «конюшни» из Маранелло. Совсем недавно, в феврале, неотреставрированный экземпляр Ferrari 250 Testa Rossa образца 1957 года некий господин выкупил на британском аукционе за $39,8 миллиона. Выходит, что другой богатей, отдавший в 2011-м за аналогичный экземпляр $16,4 млн, отлично инвестировал свои средства. Дороже Ferrari TR ценится только легендарная Ferrari 250 GTO. В 2012 году этот автомобиль, построенный в 1963-м, ушёл с молотка за $37,3 миллиона. А в октябре 2013-го — уже за $52 млн. Похоже, новых мировых рекордов аукционной цены на раритетные Феррари долго ждать не придётся. Охотников за «красной головой» (так можно перевести Testa Rossa с итальянского) в нашем мире хватает.

Ford GT40 изначально разрабатывался в Великобритании и США для Ле-Мана как соперник Ferrari, которая на тот момент выиграла суточную гонку шесть раз подряд (с 1960 по 1965 год). И Ford GT40 оправдал ожидания — стал четырёхкратным триумфатором: в 1966 году победило второе поколение (на фото), в 1967-м — четвёртое, а в 1968 и 1969 годах — первое. Бывало и такое! Ещё одна занятная деталь: в 1966-м на гонке лично присутствовал внук Генри Форда (Henry Ford II), то есть тогда в Ле-Мане можно было встретить два «вторых» Форда — Генри и GT40.

Как справедливо замечают энциклопедии, Porsche 917 — один из знаковых гоночных автомобилей всех времён. Рассказывать о нём можно бесконечно, поэтому ограничимся парой фактов. Модель была построена с чистого листа в угоду новым ограничениям регуляторов по объёму моторов. Премьера «девятьсот семнадцатого» состоялась 12 марта 1969 года здесь, на Женевском автошоу. Тогдашняя цена машины равнялась стоимости десяти «девятьсот одиннадцатых». Она чуть не разорила Porsche, но первые победы в абсолюте «24 часов Ле-Мана» в 1970 и 1971 годах того стоили. Мы, кстати, знакомили вас с одним из гонщиков, который привёл «девятьсот семнадцатый» к первой победе, Ричардом Этвудом.

Болид Matra-Simca MS670 напоминает о благословенных временах, когда на спорткарах рекламировались сигареты. Французы из Матры на автомобилях с трёхлитровыми моторами V12 торжествовали в Ле-Мане в 1972, 1973 (модификация Matra MS670B) и 1974 (версия MS670C) годах.

У спортпрототипа Renault Alpine A442 драматическая история. Он пытался покорить Ле-Ман в 1976, 1977, 1978 годах и в третий раз всё-таки выиграл гонку! Дорогущий проект наконец окупился сторицей, ведь Renault и Alpine утёрли нос не кому-нибудь, а Porsche. Гонщик Дидье Пирони в ходе заездов настолько устал, что не смог подняться на подиум (впоследствии пострейсовое бессилие — не редкость для Ле-Мана), так что его напарнику Жан-Пьеру Жоссо пришлось получать трофей в одиночку. Насладившись триумфом, руководство Renault решило отказаться от дальнейшего участия в круглосуточных соревнованиях, чтобы сконцентрироваться на Формуле-1.

Rondeau M379B и её создатель Жан Рондо.

А вот совершенно уникальный случай в истории «24 часов Ле-Мана» — человек выиграл гонку на собственноручно сконструированном автомобиле, носящем его имя. Болид Rondeau M379B построил французский гонщик и инженер Жан Рондо на основе агрегатов и узлов компаний Ford и Cosworth. Жан вместе с упоминавшимся выше Жан-Пьером Жоссо в борьбе против Porsche одержал победу в 1980 году. Увы, Рондо уже нет с нами. Он погиб 27 декабря 1985 года, когда его автомобиль был сбит поездом на железнодорожном переезде.

Болид Sauber Mercedes C9 — отличный повод поговорить о максимальных скоростях «24 часов Ле-Мана». Есть, скажем, такие данные. Выходит, что впервые ровно до 400 км/ч разогнался как раз Sauber Mercedes C9 в 1989 году, победив в той лемановской гонке. Тут, правда, нужно признать, что рекордной эта скорость уже не была: годом ранее принадлежащий Peugeot прототип WM P88 добрался до 405 км/ч (достижение актуально до сих пор). Но именно после результата болида Sauber C9 с трассы Ле-Мана убрали шикарный прямик, установив две шиканы. От греха подальше. Таким образом гонка за максималкой завершилась, и в 1990-м самым быстрым стал Nissan R90C, развивший 366 км/ч.

В 1990 году первое и второе места в суточном соревновании заняли гонщики, пилотировавшие болид Jaguar XJR-12. Этот 900-килограммовый снаряд, оснащённый семилитровым V12 (730 л.с., 785 Н•м), за «24 часа Ле-Мана» прошёл 4882 км со средней скоростью 204 км/ч и максимальной 353 км/ч. Ягуары XJR-12 намеревались оккупировать подиум и в 1991 году, но не получилось — удалось занять все места со второго по четвёртое. Почему? Потому что первое отвоевала Mazda!

Mazda 787B — единственный японский автомобиль, когда-либо выигрывавший Ле-Ман.

Большинство чемпионских автомобилей на выставке для нас — это великие исторические артефакты. Однако об одном из них Драйв знает больше, чем про остальные, и с ним нас связывает личная история. Неспроста наш главный редактор прямо с порога выставки побежал в центр зала к самому пёстрому экспонату. C Маздой 787B Михаил встречался раньше, ему даже посчастливилось поездить на ней. Правда, нам показалось, что в Женеву привезли не саму бесценную лемановскую чемпионку 1991 года, бережно отреставрированную к 20-летию победы, а более привычную для подобных экспозиций реплику.

Начало 1990-х в Ле-Мане ознаменовалось триумфом команды Пежо. Машина по имени Peugeot 905 Evo 1B с мотором 3.5 V10 (715 л.с.) оказалась настолько хороша, что в 1992-м гонщики оттяпали первое и третье места, а в 1993-м захватили весь подиум.

Период с 1994 по 1997 год на выставке в Женеве охвачен не был. Но всё-таки назовём тех, кто тогда чемпионствовал. В 1994-м первыми на финиш приехали немцы на Porsche, в 1995-м победили британцы на прототипе McLaren F1 с мотором BMW. А в 1996-м весь подиум заняли гонщики Porsche. И в 1997 году, и в 1998-м победу снова праздновали в Porsche. На фото выше представлен лидировавший тогда болид Porsche 911 GT1-98.

В 1999 году первыми финишную черту Ле-Мана пересекли пилоты BMW V12 LMR — жаль, их эффектного прототипа на выставке не оказалось. Впрочем, мы видели и слышали его прежде на разных мероприятиях баварцев.

Audi R8 — самый успешный прототип в истории Ле-Мана.

C 2000 года на лемановской трассе начинается новая эра — на «24 часах» воцаряется Audi с прототипом R8, который за свою семилетнюю жизнь (1999–2006) стал пятикратным чемпионом, уступив первенство лишь единожды: в 2003-м «эр-восьмую» обогнал Bentley Speed 8, наделённый её мотором V8 (сильно, впрочем, модифицированным) и кое-какими технологиями. Понятно, что с такой родословной Audi R8 стал одним из самых успешных спорткаров в истории. Преемником «эр-восьмой» назначили дизельный прототип Audi R10 TDI, который сразу занял в Ле-Мане первое место.

В 2009-м дизельные Audi R15 TDI (преемники R10 TDI) потерпели в Ле-Мане поражение по вине болида Peugeot 908 HDi FAP. Гонщики Пежо до того момента жили без лемановских побед целых 16 лет. Можно представить их радость. Однако когда пилоты Peugeot попытались развить успех в 2010-м, выстоять под натиском Audi они не смогли.

Самый современный экспонат женевской выставки родился в 2011 году.

В зале прототип Audi R18 e-tron quattro оказался самым искалеченным из всех. Проломленный местами кузов не везде заклеен заплатками, автомобиль исцарапан, в грязи, в копоти — полное ощущение, будто он только что вернулся с передовой. Организаторы правильно сделали, что не стали приводить машину в порядок. Новёхонький с иголочки Audi R18 e-tron нам встречать приходилось. Так вот, чистюля хорош, но измученный оставил неизгладимое впечатление.

Кроме всего прочего посетители могут увидеть кузов, расписанный известным американским художником Китом Харингом, и перекусить в буфете.

На выставке Les 24 Heures du Mans огорчило только то, что создатели не стали утруждать себя составлением добротного каталога — информации в нужном объёме нет ни в экспозиционном зале, ни на сайте. В крошечной брошюрке, которую выдают на выходе, объём данных стремится к нулю. И что трудно понять и простить — перепутаны или с ошибками даны названия автомобилей...

Сюрприз! На поверку машин в экспозиции оказалось не 20, как сообщается всюду, а на одну больше — двадцать первым стал Porsche 956 (1982 г.) в раскраске от Rothmans, своего табачного спонсора.

В общем, из-за некоторой неразберихи в Женеве приходилось смотреть и фиксировать, а по возвращении домой выяснять, что же такое ты увидел. И ахать-охать, осознавая, сколько интеллектуальных и физических сил требует от людей, какие способности запрашивает у машин всепоглощающий Ле-Ман — великая гонка без конца и края.

За кадром

Надо было пошевеливаться — в Женеве жёсткий тайминг. Так что на всё знакомство с выставкой в общей сложности ушло полчаса. Отснял фото, пошёл дальше и вспомнил, что, ой, забыл про видео! Пришлось вернуться и по-быстрому, кое-как… Но всё же лучше, чем ничего. Когда ещё выпадет такой случай? Болиды Ле-Мана окружают нас не каждый день.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Крупным планом


Комментарии

Загружаем комментарии...