Автомобильный мир и вселенная моды пересекаются куда чаще, чем кажется на первый взгляд. Модельеры порой принимают участие в создании специальных серий машин или концептов и нередко используют красивые легковушки как фон для представления своих новых коллекций. В свою очередь в рекламе автомобилей участвуют фотомодели, одетые в соответствии с трендом. И никуда не деться от взаимного косвенного влияния. Циклы автомобильной моды, с её чередованием пышности и минимализма, простых или сложных линий, нередко находят отражение в стиле одежды, и наоборот. Об этой давней связи двух миров решили напомнить посетителям Парижского автосалона устроители сопутствующей ему выставки Cars and Fashion. Нас, конечно, интересовал автомобильный аспект, ведь тут были представлены десятки классических моделей самых разных эпох.
Panhard & Levassor M2F 6CV
Открытый Panhard & Levassor M2F 6CV (1897) представляет один из 20 кузовов, имевшихся на тот момент в каталоге фирмы, которая, кстати, была первым серийным автопроизводителем в мире (с 1891-го). Двигатель — двухцилиндровый Phénix 1.6, позволявший развивать 25 км/ч.
Hotchkiss AD 20/30 HP
Лимузин Hotchkiss AD 20/30 HP второй серии (1914). Постройка этого экземпляра совпала с началом Первой мировой войны, сразу с конвейера он отправился в армию, где прослужил аж до конца 1950-х, после чего перекочевал в музейные экспозиции (время от времени меняя место жительства). Для самой фирмы Hotchkiss это была во многом пионерская модель. Например, здесь была внедрена смазка под давлением. Двигатель (четырёхцилиндровый, объёмом 5,7 л, 55 л.с.) позволял разгоняться до 85 км/ч, расходуя 25–30 л/100 км (не так уж удивительно при массе в 2120 кг). Проезжать автомобиль мог на одной заправке приличное расстояние: бак вмещал 100 литров.
Fiat 508 S Balilla Coppa d'Oro
Обтекаемый родстер Fiat 508 S Balilla Coppa d'Oro (1935) с необычным хвостом был создан в честь побед марки в ралли Mille Miglia по эскизам ателье Ghia. Базовый литровый четырёхцилиндровый агрегат на нём был модернизирован (нижнеклапанная головка блока уступила место верхнеклапанной, поднята степень сжатия), что позволило увеличить мощность до 46 л.с. против 36 л.с. на 508 S и 20–24 л.с. на исходной модели 508. Коробку передач инженеры тоже поменяли — с трёх- на четырёхступенчатую.
Citroen Traction 11 B
Кабриолет Citroen Traction 11 B (модель 1937 года, данный экземпляр — 1939-го) был престижным вариантом Traction Avant, одной из первых в мире переднеприводных серийных моделей. Причём он был пусть не первым, но по-настоящему массовым, определив автомобильную моду на следующие десятилетия. Число 11 относится к налоговой мощности, реально же установленная тут двухлитровая «четвёрка» развивала 56 л.с.
Voisin C28 Aerosport
Прототип Voisin C28 Aerosport (1935) несколько опередил своё время — столь экзотичными были его обтекаемые формы. В массовых машинах нечто похожее появилось только лет через двадцать. Редкостью было и широкое использование алюминия. Но для основателя фирмы Avions Voisin Габриэля Вуазена это было совершенно естественным решением: до и во время Первой мировой Вуазен выпускал самолёты. Компания запустила было такую модель в серию (с некоторыми доработками), но цена оказалась слишком высокой, и только друзья Габриэля да несколько его поклонников приобрели около 60 экземпляров. Это была не единственная модель компании, но в те годы дела шли уже неважно и окончательно фирма свернула деятельность в 1946-м.
Talbot Lago T150C SS
Купе Talbot Lago T150C SS (1939) — один из нескольких примеров необычной французской модели SS марки Talbot. Необычна она тем, что принципиально не имела своего штатного кузова. Клиентам предлагалось выбирать из ряда «оболочек» от разных кузовных ателье, в данном случае — от французской компании Figoni & Falaschi, которая постаралась максимально скруглить формы купе. Есть несколько моделей тридцатых годов с похожей внешностью. Данный образец — один из самых гармоничных.
Citroen 2CV
«Гадкий утёнок» Citroen 2CV (1948) — своего рода французский Ford T. Один из самых узнаваемых образов в истории автомобилестроения. Как удачно нарисованный костюм, он оказался способен продержаться на конвейере аж до 1990 года (последние образцы собирали в Португалии). Для нескольких поколений 2CV стал чем-то вроде простой повседневной или рабочей одежды.
Renault Juvaquatre Fourgonnette
Далёкий предок Kangoo — фургон Renault Juvaquatre Fourgonnette (1950), он основан на легковой модели 1937 года. Это был первый Renault с несущим кузовом. Фургончик перевозил до 300 кг груза и полюбился не только пекарям или курьерам — его покупали и в качестве недорогого семейного автомобиля. В послевоенной Франции вопрос цены для многих был решающим.
Facel HK II
Писатель и художник Жан Кокто говорил: «Мода — это то, что не модно». Следуя моде, вы уже проигрываете, устареваете. Нужно идти вперёд. Этим принципом руководствовался создатель компании Facel Vega Жан Данинос. Низкая (1280 мм) двухдверка Facel HK II, конечно, задавала новый тон автомобильной эпохе, а не слепо следовала традициям. На фоне её линий уже мало кому интересна начинка. А это были агрегаты Крайслера (V8 6.3 и 6.7, «механика» или «автомат»).
Jaguar XK 120 OTS
Родстер Jaguar XK 120 OTS (1951) — великолепный образец из семейства 120, первого послевоенного спортивного Ягуара, появившегося в 1948 году. Число 120 означает паспортную максималку в милях, стало быть, это 193 км/ч. Ещё более впечатлял современников разгон до сотни за 9,5 с. Мотор — рядная «шестёрка» объёмом 3,44 л (160 л.с.).
Matra 530 Simultanée Sonia Delaunay
Купе Matra 530 Simultanée Sonia Delaunay (1968) — скорее пример влияния живописи, нежели моды. Соня Делоне вместе со своим мужем Робером основала художественное направление орфизм (связанное с кубизмом, футуризмом и экспрессионизмом). Основная идея — выразить динамику движения через взаимопроникновение основных цветов спектра и пересечение криволинейных поверхностей. Свои орфические картины супруги Делоне писали в 1910-х годах, а в конце шестидесятых французская компания Matra решила выпустить серию из пяти спортивных машин, посвящённых французским художникам, и пригласила саму Делоне. Соня оценивала свою работу над данным экземпляром довольно сдержанно.
Peugeot 203 Coupé
Двухдверка Peugeot 203 Coupé — представитель семейства 203 (1948), получившего шесть типов кузовов. Это предопределило успех: впервые модель Peugeot преодолела планку в полмиллиона экземпляров. Но конкретно этих купе было собрано намного меньше — всего 955 штук. Ещё бы — оно стоило на четверть дороже седана!
Citroen DS
Начинка четырёхдверки Citroen DS заслуживает отдельного описания: гидропневматическая подвеска с регулировкой клиренса, полуавтоматическая трансмиссия, дисковые тормоза на передней оси, стеклопластиковая крыша... Для 1955 года (начало производства) — очень смело. Но куда важнее, что «Богиня» (Déesse по-французски), с её революционной внешностью, оказалась вне времени и моды.
Alfa Romeo 33 Carabo, Maserati Boomerang, Mercedes-Benz C111-II
Концепт Alfa Romeo 33 Carabo (1968) кисти Марчелло Гандини (первенец эпохи клиновидного дизайна) и Maserati Boomerang (1971) работы Джорджетто Джуджаро — попытка автомобильных дизайнеров заглянуть в далёкое будущее. Подобным стремлением были одержимы и модельеры 1970-х. Для этой эпохи характерны эклектичность, разноплановость, неутомимые поиски нового. Главное — отличаться от других. Тот же Boomerang, с его теоретической максималкой 300 км/ч, вполне подходил под такое определение. Компанию «итальянцам» на стенде составил немецкий концепт Mercedes-Benz C111-II 1970 года. Позади сидений в нём был установлен четырёхсекционный двигатель Ванкеля, развивавший 350 л.с. С ним купе разгонялось до 300 км/ч, а спурт до сотни давался ему за 4,8 с.
Toyota 2000 GT
Купе Toyota 2000 GT впервые было показано в 1965 году, а в производство пошло с 1967-го. Эту модель иногда называют предком всех японских суперкаров, хотя ничего особенного под капотом не было: там стояла двухлитровая рядная «шестёрка» в 150 лошадиных сил. Но задний привод, низкая масса (1,12 т), дифференциал повышенного трения делали машину очень интересной и живой в управлении.
Alfa Romeo Montreal
Купе Alfa Romeo Montreal (выпуск с 1970 года) работы Марчелло Гандини как концепт появилось в 1967-м. Это продолжение темы экспериментов. Элегантный кузов, как хорошо пошитый наряд, снабжён одним ярким и приметным аксессуаром — жалюзи на фарах. Модным этот приём не стал, но запомнился надолго.
Peugeot 304 S Coupé
Двухдверка Peugeot 304 S Coupé (1972) была создана при сотрудничестве бюро Pininfarina. Как и всё семейство, «триста четвёртый» обладал характерным для Peugeot тех лет стилем. Буква S в названии модификации означает претензию на спортивность. Но, конечно, спорт там был условный. Что не помешало машине (и семейству) быть модной и продвигать компанию на рынке.
Citroen C3 Dolce & Gabbana
Хэтчбек Citroen C3 Dolce & Gabbana (2002) — единственный образец декорированного известными итальянцами «це-третьего», показанный на автошоу в Болонье. Позже пятидверку продали с благотворительного аукциона. А в 2004 году на итальянский рынок вышла ограниченная партия из 4000 экземпляров C3 Dolce & Gabbana с изменённой обивкой салона, специальными ковриками и прочими малоинтересными мелочами.
Courrèges Bulle, Zooop, Pixi
Прототипы Courrèges Bulle, Zooop и Pixi — это уже 2002–2010 годы. Серия крохотных (Bulle — 3,12 м, два его брата — по 2,78 м) капсул с электроприводом. Созданы они, как ни странно, не автопроизводителем, а домом моды Courrèges, хотя и при содействии специалистов. Желание модельеров обратиться к теме машин не столь странное, если подумать. Так французы пытаются предсказать визуальную среду, в которой будут носить их авангардную одежду лет эдак через десяток.