Салютуем лучшим автомобилям 2010-х в первый день 2020 года

Редакция Драйва, . Иллюстрации Алексея Бравермана

Tesla — бренд 2010-х, по мнению Драйва. Временами казалось, что вот-вот схлопнется, но глядь — и акции-таки по 420 долларов. А Model S мы единодушно выбрали автомобилем эпохи. «Эска» мечты — это универсал а-ля Taycan Cross Turismo. Ну и чтобы уже всё делал сам.

Формально десятилетие ещё не истекло, но уже можно понемногу подводить итоги. Приглашаем оглянуться на подошедшие к концу 2010-е. Как ни странно, по-настоящему эпохальных автомобилей за этот период — кот наплакал. Даже наметить основные вехи непросто. Мы в редакции попытались простым большинством определить десятку важнейших машин 2010-х. Мнения разошлись. Тогда решили подобрать их так, чтобы любая позволяла судить о времени, если убрать прочие девять... В итоге нам потребовалось три тура голосования, чтобы выявить героев, без которых 2010-е немыслимы.

Наши суперзвёзды — вовсе не иконы, а благодатная почва для фантазии. Поэкспериментировать с ними мы пригласили дизайнера Алексея Бравермана, работавшего в том числе над линейкой Aurus. Концепция «довести автомобиль до абсолюта» позволила увидеть знакомые машины 2010-х под совершенно неожиданным углом на рисунках Алексея. Совместное творчество подарило нам как абсолютно утопичные проекты, так и дрим-кары, воплотившие мечты журналистов Драйва о недостижимом идеале. Кстати, каждый из нас выносит на суд и свою личную десятку в алфавитном порядке. А какой будет ваша?

Даже ребёнок знает: спорткар — это круто. Мощно, быстро и дорого. Но ездят на таких седые дяденьки. «Не мощный, не быстрый и не дорогой автомобиль может быть спортивным», — c этими словами Toyota дала денег Subaru на заднеприводную Импрезу для молодёжи. Так появились «тройняшки» Subaru BRZ, Toyota GT86 и канувший в Лету Scion FR-S. Увы, то, что казалось массовым билетом в спорт для вчерашних водителей педальных машинок, осталось нишевым продуктом. Но быть последним лучиком на закате доступного «тру-автомобилизма» — миссия всё равно достойная, хотя и печальная...

В такие тачки, как GT86 и BRZ, нужно сажать детей раньше, чем они начинают ходить. Тогда, может быть, что-то и изменится в их головах. А пока молодняк всё меньше интересуется автомобилями. Эта глобальная тенденция не может не тревожить.

Помимо автомобилей и бренда 2010-х мы попытались выбирать ещё и технологию эпохи. Голоса разделились, поэтому каждый рассказывает самостоятельно, какую инновацию следует считать определяющей. По-моему, 2010-е — время камер. Лидары — это круто, но единственный на сегодня массовый автопилот Теслы обходится без них. Машинное обучение здорово продвинуло распознавание образов. Возможно, быстро дешевеющая технология ускорит бум беспилотников. Сколько мы ещё протопчемся на месте, ожидая его? Для меня это главный вопрос к наступающим 2020-м.

Duster перевернул мир дважды. Во-первых, он дезавуировал догму о том, что настоящий внедорожник должен быть рамным и «зависимым», а различные фрикционные муфты в полном приводе ― это беззлобно. Сегодня именно Duster, а не любая из Нив или УАЗ ― автомобиль глубинной России «по умолчанию». Агломерации тоже подтягиваются на Каптюрах и Арканах. А второе ― вопреки снобскому брюзжанию, Duster и его «последыши» доказывают: максимально экономичная (и дешёвая на выходе!) крепкая логановская концепция востребована в разных сегментах. Всё развалится ― останется Сибирь, глубинный народ и Duster.

В любой праздник найдётся место бесовщинке. Как вам Duster-кюбельваген постапокалиптического периода? Есть теория, что производство дешёвых машин способно пережить серьёзные геополитические потрясения.

Технология эпохи? В противовес нашим детским ожиданиям, в 2020 году автомобили не то что не летают, они автоматизированы лишь слегка. Тотальная электромобилизация как минимум отложена. Десятилетие не принесло прорыва в области батарей или автопилотов. В мировых топах ― аналоговые, практичные машины. Как инженер приветствую хотя бы локальное применение новых технологий. Особенно тех, что нужны именно в этой жизни ― типа матричного головного света. Глобальный прогресс оказался заложником политического нытья и научного бессилия. Вне зависимости от навязываемой модели владения, революцией в конструкции автомобиля не пахнет.

Берлинетта Ferrari 458 Italia разорвала шаблон представлений о суперкарах. Неподражаема на треке, покладиста и эмоциональна на дорогах общего пользования — она показала, сколь эффективна и дружелюбна бывает мехатроника. Даже у покупного «робота» Getrag характер Ferrari. Диапазону атмосферной «восьмёрки» позавидует оперный певец. Интерьер — сама оригинальность. А уж Speciale — контрольный в голову и сердце. С уходом последнего среднемоторного Ferrari без турбоанаболиков краски автомобильного мира потускнели.

Италии не хватило только практичности. Хотя по характеру она идеально подходит на каждый день. Если возить ёлку на F1 GTR, прослывёшь чудаком. На Италии она смотрится заводской опцией. Ещё бы полный привод… Впрочем, тогда Ferrari превратится в Lamborghini, а на такое никто не подпишется.

При этом 458 — автомобиль с ключом. А главное завоевание 2010-х, на мой взгляд, заключается в том, что ключ больше не нужен ни в каком виде. Всё, что нужно современному автомобилисту, — это смартфон. Даже новый Golf можно открыть с телефона. И вообще, личные гаджеты становятся центром мобильности: у всех установлены приложения для вызова такси или краткосрочной аренды. За считанные годы стало нормой переносить в машину привычную рабочую среду, благодаря протоколам Apple CarPlay или Android Auto. Из-за этого интерьеры утратили долю индивидуальности. Мы меньше привязываемся и проще меняем автомобили. Сгораю от любопытства, как повлияют 2020-е на модель владения.

Я внесла новый Mercedes G-класса в список лучших машин 2010-х, не сомневаясь, что он попадёт в финал. Немцы подарили вторую молодость модели с 40-летней историей. И до чего элегантно исполнено: проделан колоссальный объём работы, а кажется, что секрет успеха кроется в нескольких лёгких штрихах. Теперь к внедорожнику не придраться. Оставшись брутальным и узнаваемым, он стал по-настоящему роскошным, комфортным и дружелюбным. Конечно, и его накроет тотальная электрификация, но, кажется, харизматичный Гелик ничто не может испортить...

После выхода нового Дефендера стало ясно, что G-классу остро не хватает трёхдверной версии. А где короткобазник, там и новый Professional — рассудил Браверман. И кому тогда нужен Land Rover?

Мне 2010-е запомнились бурным развитием всевозможных систем помощи водителю. Начиная с открытия багажника взмахом ноги, заканчивая продвинутыми автопарковщиками. Все эти активные круиз-контроли, камеры кругового обзора и прочее перестали быть прерогативой премиальных брендов и появились на по-настоящему массовых моделях. Автомобиль сегодня как никогда удобен в быту. И хотя я обожаю водить, жду, что 2020-е позволят мне просто упасть в мягкое кресло, назвать адрес и коротать время в пути за просмотром какого-нибудь сериала.

Можно сказать, Porsche 911 представляет в финале две машины марки. Одного голоса для выхода в финал не добрал новичок Taycan. Ничего, хватит нам тут и двух электромобилей. А применительно к «девятьсот одиннадцатому» мы предельно конкретны: место в золотой десятке заслужило рестайлинговое семейство 991.II. Оно демонстрирует завидную гибкость: Carrera стала ещё универсальнее благодаря наддуву, а GT-машины на радость пуристам вернулись к безошибочной шестиступенчатой «механике». Получился эталон для любого сегмента, где присутствовал 991-й. Найден рецепт идеального автомобиля? Судя по преемнику серии 992, нет — просто звёзды сошлись.

Кажется, существуют 911-е на все случаи жизни: от полноприводного кабриолета до инструментального GT2 RS. И всё же художники раз за разом возвращаются к теме Сафари. Кстати, Браверман считает боковой план одной из сложнейших задач автомобильного дизайнера.

К технологии десятилетия я отношу комплекс наработок в области беспилотного транспорта. Десятые годы породили огромный массив нового софта и «железа», а также сформировали бурный рынок теоретических и прикладных специальностей. С особой симпатией слежу за попытками небольших стартапов превратить обычные автомобили в дроны. Всё-таки хочется, чтобы у наиболее удачных машин дня сегодняшнего появился шанс на интеграцию в транспортную систему будущего. Петролхэды должны иметь возможность выразить себя в том, на чём они ездят. Даже после того, как мы откажемся от бензина и будем вынуждены выпустить руль из рук.

Баварцы первыми среди крупных премиальных брендов запустили массовый электрокар. Хэтчбек BMW i3 оказался по-настоящему прорывным, благодаря инновационной конструкции с композитным пассажирским отсеком, пластиковыми кузовными панелями, открывающимися против хода дверями и удивительно просторным салоном. Как выяснилось, он и едет на зависть многим. И достаточно далеко, благодаря гуманной версии с бензиновым генератором. В комплексе i3 удалось то, что не получилось у таких электромобилей, как Jaguar I-Pace или Porsche Taycan, — сломать стереотипное восприятие бренда и предложить его поклонникам принципиально новый опыт. Для нас именно i3 стал символом инноваций в традиционном автопроме...

С первой поездки на i3 нам хочется поменять узенькие экономичные шинки на что-то более зацепистое и посмотреть, на что в действительности способен этот очень даже горячий хэтчбек. Браверман фантазирует: каким был бы этот электрокар, обладай он спортивным амбициями.

Одной из важнейших технологий 2010-х мне видится электрическая платформа-скейтборд. После Теслы такие есть у многих, и инвестиции всё идут. Подобная «тележка» принесла миллиарды долларов стартапу Rivian, и в ближайшие годы эта тема будет масштабироваться со страшной силой. Кроме того, уходящее десятилетие запомнится новыми союзами автопроизводителей. Мы увидели несколько важных сделок с Китаем, слияние Крайслера с Фиатом, а теперь — PSA и FCA. В историю войдёт арест Карлоса Гона и последующие пертурбации в альянсе Renault-Nissan-Mitsubishi. Сошлись даже BMW с Даймлером! Как будет укрупняться бизнес в 2020-х — вот, по-моему, главная интрига.

Конечно же Vesta. Первый вазовский автомобиль, поспевший ко времени. Несколько силовых агрегатов, универсал SW, приподнятые версии Cross, «подогретый» Sport — сегодня это целое семейство, замеченное покупателями даже в Европе. Для отечественного автопрома Vesta — главная веха не только 2010-х, а последних лет 30. Правда, рождена эпохальная Lada усилиями большого концерна: оригинальная платформа ВАЗа дополнена узлами из портфолио Renault-Nissan, а чтобы вывести на конвейер актуальный дизайн, потребовались варяги Стив Маттин и одиозный Бу Андерссон. Так или иначе, в 2010-х у нас появился автомобиль, за который не стыдно...

Идеальная Vesta — это универсал. И мы знаем для него отличную рекламную площадку. Ещё со времён Volvo 850 британский кузовной чемпионат BTCC поддерживает традицию быстрых «сараев». Где, как не здесь, пятидверная Vesta имела бы право называть Sport Wagon.

Технология десятых, по-моему, — это быстрая зарядка постоянным током в пределах часа. Ключом к массовому распространению электрокаров стали системы CHAdeMO, Combined Charging System и Tesla Supercharger. В последних опытах мощности зарядки дошли до 450 кВт, позволяя подзарядиться на 100 км пути быстрее трёх минут. Чем не аргумент в споре с набирающими темп электромобилями на топливных элементах вроде седана Toyota Mirai. Надеюсь, в 2020-х всем нам будет интересно наблюдать за схваткой принципов хранения энергии: батарей против водорода.

Не обошлось и без ретрокара. Но это не какой-нибудь электрический Mini или Fiat 500, а чистокровный driver’s car A110. Трудно представить, какое давление испытывали специалисты Renault, возрождая бренд Alpine, замахнувшись на эталонный Cayman… Сам Итан Хант не взялся бы за такую миссию. Но у французов получилось! Да так хорошо, что уже никто не вспоминает про СП c британской фирмой Caterham, чья разработка легла в основу A110. В массовом сознании это стопроцентный «француз» и полноправный наследник легендарного спорткара с тем же названием. Несмотря на скромные 285 сил, лёгкая среднемоторная машина покорила прессу, но что важнее — искушённого клиента.

Алюминиевому малышу не хватает лишь старой доброй «механики» и открытой версии. Ведь лучший Cayman ― это Boxster.

Выбрать автомобили 2010-х было сложно, а технологию эпохи ― нет. Что наиболее ценно для человека? Жизнь! Поэтому по-настоящему важным стало внедрение подушки безопасности для тех, кому крепкая конструкция кузова с продуманными зонами деформации несёт только беду. Эйрбэг для пешеходов, впервые появившийся на хэтчбеке Volvo V40, прикрыл жёсткие основания лобового стекла и передних стоек, тем самым значительно уменьшив риск летального исхода при наезде. Жду, что 2020-е принесут не только новые виды краш-тестов, но и станут прорывными для технологий превентивной безопасности.

Может показаться, что след, оставленный Audi Q7 в 2010-х, не слишком глубок. Но если присмотреться, увидишь не просто отпечаток протектора, а колею, пробитую на годы вперёд. Правда, пионер общекорпоративной платформы MLB Evo, по иронии судьбы, остался самым гармоничным автомобилем на ней. Ни один из родственников не обеспечил такого же баланса комфорта и драйва, такой отрешённости и внутреннего покоя. Инженеры Audi задрали планку на недостижимую высоту. Но они больше не позволяют себе лишнего. Сегодня предел мечтаний — это восьмицилиндровый SQ7. Разве это размах?

Будь наша воля, под капот Q7 вернулся бы 12-цилиндровый дизель. Как в старые добрые времена, когда на таких моторах даже гонялись в Ле-Мане. Кроссовер Audi с монструозным турбодизелем под 1000 Н•м — вот идеальный скоростной поезд.

В зеркале заднего вида растворяется десятилетие. Там, в сизой дымке, старый добрый ДВС ещё не проиграл битву с электромоторами. Но дизель в ней уже, считай, не участвует. Ставший неизбежным крах легкового дизелестроения — бесспорно разочарование 2010-х. А то и всего десятилетия — вряд ли в 2020-м произойдёт что-то столь же ужасное. Массовые моторы на тяжёлом топливе погубила жадность автопроизводителей и популизм политиков. В итоге легковые автомобили постепенно прощаются с воспламенением от сжатия. А 2020-е грозятся покончить с ДВС, по крайней мере на некоторых ключевых рынках. Как это скажется на нашем — вот уж интрига так интрига.

За кадром

Изначально у нас была идея отрисовать членов редакции вместе с автомобилями. Для этого мы фотографировали друг друга во всех возможных ракурсах. Увы, Лёша Браверман взялся только за машины, а хорошего иллюстратора в преддверии Нового года не найти — все завалены работой. Зато у нас осталась на память куча забавных снимков, а Насте Корольковой ещё и достался авторский скетч Бравермана с G-классом и поздравлениями.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Крупным планом


Комментарии

Загружаем комментарии...