Вооружённые пулемётами и автоматами террористы поджидают президента Франции в пригороде Парижа. Они хотят убить его за то, что дал независимость Алжиру. Citroen DS 19 генерала Шарля де Голля, едущего с женой из Елисейского дворца в аэропорт Орли, появляется в сумерках, отчего боевики атакуют неслаженно, но всё же открывают шквальный огонь. На месте покушения найдут 187 гильз, в машину попадут 14 пуль, у неё будут пробиты два колеса, двое мотоциклистов из кортежа погибнут. Но смекалистый водитель быстро увеличит до максимума клиренс за счёт гидропневматической подвески и даст газу. Де Голль и его супруга не пострадают, а DS 19 станет легендой и шестого октября 2015 года справит 60-летний юбилей. Но уже не как Citroen.
В момент нападения 22 августа 1962-го на месте де Голля не хотел бы оказаться никто. Сейчас я на этом самом месте сижу и испытываю некоторый трепет. Машина, правда, другая — это DS 21, который генерал использовал после ухода в отставку. Но именно тут, на мягком заднем диване, восседал знаменитый государственный деятель, болтая с водителем-полицейским, хранящим пистолет в ящике передней панели.
На жизнь президента было совершено три десятка покушений, и случай с Деэсом — один из самых известных. Де Голль умер от аневризмы аорты, лишь 13 дней не дожив до 80-летия. Бренд DS, отделившись от Ситроена, отмечает день рождения загодя — в мае. Мы во Франции на празднике DS Week: гуляем в шоу-руме DS World, на выставке в саду Тюильри, автодроме Лина-Монлери и на парижской площади Согласия.
Cалон DS World Paris открылся 23 ноября 2013 года и стал вторым в мире после шоу-рума в Шанхае, распахнувшего двери на восемь месяцев раньше, что говорит о приоритетности китайского рынка (например, модели DS 5LS и DS 6WR предлагаются только там). Парижский бутик находится в так называемом золотом треугольнике, где квадратные метры просто брильянтовые, да и места очень мало. Поэтому домашний DS World уступает по размаху аналогу в Поднебесной. Но это не просто магазин: здесь проводятся культурные мероприятия, сменяются выставленные на показ раритеты. Мы застали два.
Выходим из салона и оказываемся на улице Франциска Первого. У дверей нас ждут три автомобиля с водителями: DS 21, упрощённая версия Деэса — ID и выросшая из неё в конце 1960-х модификация DSuper. Сажусь на задний диван Супера и прямо-таки проваливаюсь в мягчайшие подушки. Ремней безопасности на галёрке нет, кондиционер отсутствует, поэтому прогулку по солнечному Парижу мы совершим с открытыми окнами. Если я правильно понимаю человека за рулём, нас повезёт «четвёрка» 1.9 (103 л.с.), работающая в паре с полуавтоматической коробкой. Для плотного движения по центру столицы хороший выбор.
Катим по булыжной мостовой и отмечаем, что плавность хода у старичка — под стать современным автомобилям. Знаменитая подвеска позволяет «на мягких подушках въехать в вечность». Движемся без рывков и клевков — спасибо и водителю, и коробке передач. С опущенными стёклами шумоизоляцию не оценишь, но ясно, что мотор работает невозмутимо и по ушам не ездит. Между тем за окнами проплывают Триумфальная арка, Эйфелева башня... Это, знаете ли, «немного» отвлекает от восприятия машины!
В отличие от меня, коллега уже бывал в Париже и интересуется, за сколько сейчас можно купить DS. Водитель разводит руками — цена зависит от огромного количества факторов. Ушатанный экземпляр стоит копейки, но восстановление способно разорить. Правильнее всего обращаться в клубы по месту жительства и выбирать машину внутри тусовки. Во Франции небогатые версии в приемлемом состоянии предлагают за 12–15 тысяч евро, и всё равно придётся дополнительно вложиться. Ценники коллекционных экземпляров — космос.
Прогулкой наш первый день DS Week завершился. Следующим утром мы в саду Тюильри, в двух шагах от Лувра. Внушительных размеров павильон собрал под своей крышей всё, что французы могут сегодня показать в контексте бренда DS: олдтаймеры и современные модели, исторические артефакты и новые разработки, а также кинокартины, в которых снялся юбиляр, — «Фантомас разбушевался» и вторую часть фильма «Назад в будущее». Виновник торжества приветствует гостей на входе.
На стенах внутри павильона красуется полное название бренда — DS Automobiles. (Имя марки из двух букв слишком короткое.) Citroen при нём настоятельно просят не упоминать. Теперь это будто бы самостоятельная третья сила в альянсе PSA, хотя о какой-либо независимости от «двойного шеврона» говорить слишком рано. И поздно тоже! Историю ведь не перепишешь. Предшественником Деэса был Citroen Traction Avant, преемником — Citroen CX. Выходит, чтобы обособить нынешний DS, нужно отказаться от легендарных старых Деэсов? Вот уж дудки. Олдтаймеры продолжают славить, «забывая» добавлять, что те были Ситроенами!
Находясь в Париже и глядя в глаза имениннику, гораздо проще перенестись в октябрь 1955 года и ахнуть вместе с публикой. Передний привод тогда ещё был в диковинку, но самой поразительной стала гидросистема, объединившая привод коробки передач, усилители руля и дисковых (!) тормозов, а также пневматическую подвеску. Для облегчения погрузки несущий кузов опускался почти на девять сантиметров, а для лучшей проходимости поднимался почти на десять: заявленный клиренс — 65–250 мм.
Удивлял и каплевидный дизайн: узкая щель вместо радиаторной решётки, безрамочные двери. Шикарный салон радовал, а вот управление озадачивало и требовало привыкания. Нет педали сцепления, тормоза активируются ножной круглой кнопкой, руль с одной спицей «короток» и очень лёгок, путает неочевидная схема переключения передач. С чем-то люди свыклись, что-то впоследствии было исправлено и забылось. В сухом остатке — Богиня.
Из-за того что старые и современные модели DS стоят на выставке локоть к локтю, ты неизбежно сравниваешь их, хотя это и некорректно. Сейчас ставка сделана на стиль, и в этом достигнут успех. Однако ошарашивающих технических инноваций, которые наряду с дизайнерскими изысками так старательно внедряли создатели первых Деэсов, теперь не видать — всё довольно традиционно. Даже шоу-кары в небо не рвутся, будоражат лишь роскошью. Это как, по-божески?
Мы покидаем модерновый премиум и отправляемся «в народ». На автодроме Лина-Монлери, которому год назад исполнилось 90 лет, собрались на праздник владельцы DS-олдтаймеров со всей Европы. Родственные души организовали более 500 клубов, ласково называют Citroen Ситро, используют юбилейные фестивали для дела и потехи. Такую концентрацию свободных счастливых людей ещё поискать.
Ни концерта, ни сцены. Централизованное действо одно — групповые заезды по кольцевой трассе. Это не соревнование, а чистый фан с радостными визгами, смешной какофонией клаксонов, съёмкой друг друга из машин. Порядок поддерживают сэйфти-кары DS 3 и маршалы на треке. Катание длится часа три, так что возможность есть у всех желающих. Не хочешь ездить — наблюдай с трибуны, с горки, а лучше присядь в тенёчек у бенкинга (наклонной части кольца), самые лучшие виды — на повороте.
Кульминацией юбилейной недели становится парад в центре Парижа. В этом году участие принимают 700 машин. Ранним утром они сбиваются в стаи у просторного парка Сен-Клу, затем, задорно сигналя, движутся на площадь Свободы. Там образуется целый массив Деэсов, который стоит несколько часов, а потом разбредается по домам. Жаль, движение на этот раз не перекрывают: в общем потоке на Елисейских полях автомобили смотрятся не так ярко. Оп, автобус всех перегородил, улыбки гаснут. Вот 10 лет назад был всем парадам парад — 1600 DS-ветеранов прошли по зачищенным улицам.
Во время DS Week довелось увидеть столько автомобилей с шильдиком DS, что хватит на ещё одну жизнь. Потребовалось время, чтобы попытаться сложить цельный трёхмерный образ марки: из олдтаймеров, Ситроена, нынешних и будущих двухбуквенных машин. Не вышло. Сегодняшние щегольские Деэсы выбиваются, они ступили на отдельную стезю. Решение об автономии кажется правильным. Началась новая история. Кстати, президент Франции Олланд выбрал служебной машиной DS, как однажды генерал де Голль. Я тоже хочу за руль. Но только чтоб не пришлось удирать из-под пулемётного обстрела на дырявых колёсах.