Хондовцы время от времени сверялись: «Ну как, понравилось?» Коллективная реакция была неизменной — «Понравилось!» Подошёл и тронул за локоть старший инструктор: «А лично вам понравилось?» — «Понравилось. Всё замечательно». Там, в стенах нового подмосковного комплекса Хонды, ответ не мог быть иным. Теперь всё не так однозначно. Понравилось ли мне ездить с максималкой 40 км/ч? Ну... А парковать в тесноте Pilot и Civic? Скорее нет. А как мне змейка на CR-V и экстренное торможение на Аккорде? Да никак. Но что-то ведь понравилось. Да! Идея.
Здешняя река зовётся Незнайка, деревня называется Шарапово. Над головой постоянно снуют внуковские самолёты, из иллюминаторов которых новенький офис компании «Хонда Мотор Рус» выглядит огромным серым контейнером. Honda в Шарапово буквально стоит стеной в полкилометра. Гигант без окон — это склад запчастей. Пристроенное к нему зданьице — административный корпус. Напротив складского ангара разлеглась площадка тренировочного центра. Её изюминка — лукаво поблёскивающий на солнце скользкий-скользкий участок с базальтовой плиткой. Автомобиль на ней совсем не рулится и не тормозит — а лишь правдоподобно делает вид, что ты теряешь его навсегда. На этой площадке Honda посвящает россиян в свою концепцию безопасного вождения.
Тренинг-центр построили не для нас. Предназначен он исключительно для обучения дилеров — сюда не ступает нога клиента и вообще человека с улицы. В учебном классе, как и во всём новом офисе компании, царит минимализм — просторно, практично, чисто и пусто. Здесь набираются знаний прежде всего продавцы-консультанты, которые впоследствии стремятся донести обретённые навыки до рядового потребителя. Донести бесплатно, всеми правдами и неправдами, при массированном потребительском сопротивлении и весьма невысоком, мягко говоря, уровне его водительского самосознания и мастерства. Преодолев снобизм, жлобизм и оправдывающую то и другое завсегдашнюю нашу нехватку времени.
Кстати, чтобы пригласить всезнающего клиента на мини-семинар по безопасности к дилеру, нужно нечто нетривиальное — нашего человека звоночком из колл-центра не проймёшь. Поэтому хондовцы усердно разрабатывают специальные методики. И всё равно организаторам ликбезовской кампании можно только посочувствовать: даже в крупных российских городах от трёхчасового курса у дилера отказываются около 70% автовладельцев. Озабоченных нашей безопасностью японцев, трогательно окрестивших программу Safety Russia, в контексте столь грубого игнора со стороны соотечественников искренне по-человечески жаль. С чем же хондовцы пытаются достучаться к потребителю?
Местные инструкторы обучают тем скучным необходимым навыкам, которыми пренебрегают даже дядьки из старой доброй/злой автошколы. На первый взгляд, набор до обезьяньего примитивен. Правильная посадка водителя, регулировка зеркал, сиденья и руля, мёртвые зоны, как закрыть капот... В простейших действиях на поверку обнаруживается масса нюансов. Разумеется, что признаваться в незнании элементарного — несмываемое позорище, ведь кажется, в части базовой подготовки экспертом себя считает каждый второй. Но если разобраться, выяснится, что в этой иллюзии и рождённом через неё ложном стыде прячется изрядное коварство.
На самом деле автошкольным примитивом в совершенстве владеют немногие. Взять, к примеру, параллельную парковку — настоящих мастеров этого дела меньше, чем космонавтов. Или возьмём ощущение габаритов автомобиля — секрет успеха словами вроде не передать, а хондовцы обещают научить этому за одно занятие, разложив на асфальте палки-ориентиры: по осям, колее, бамперам (на фото вверху). Пока инструкторы Андрей Демидов и Алексей Морунов рассказывали, что при посадке обходить машину безопаснее спереди, что кузов в боковом зеркале должен занимать не больше четвертинки и что, садясь и вставая с водительского кресла, удобно опираться на руль, — их никто не перебивал.
Специалисты Хонды будут рады, войди у нас в привычку регулярные проверки автомобиля перед поездкой. Это касается и внешнего осмотра (светотехника, шины), и заглядывания под капот на предмет уровня технических жидкостей, и внимания к другим деталям. Ценных советов насчёт таких инспекций у хондовцев вагон. Среди других подсказок выделяется, к примеру, контраргумент для водителей, которые не пристёгиваются, потому что боятся в случае чего не успеть вовремя отстегнуться. Чтобы быстро освободиться от ремня безопасности, надо всего лишь с умом задействовать левую руку — избавление гарантирует одно изящное движение. Так что уклоняющиеся от дилерских курсов сограждане не знают, от чего отказываются.
«Мы хотим поделиться опытом и раскрыть в полной мере все аспекты безопасного вождения, — говорит президент компании „Хонда Мотор Рус“ Тошиаки Микошиба (на фото). — Наша основная цель — повысить уровень ответственности водителей, сделать езду безаварийной и комфортной». Кстати, хондовцы ни единым словом не поминают спортивность и не пользуются термином «контраварийность». По их мнению, вытаскивание себя за волосы из критической ситуации — это уже слишком. «Не доводи до предела, до предела не доводи», — слова известной песни просятся в гимн программы Safety Russia, советующей ездить так, чтобы не беспокоилась АБС.
Свою концепцию безопасного вождения Honda совершенствует с начала
Понятно, что в улучшении статистики заслуга не одной лишь Хонды, тут общий успех, однако в отношении нашей страны это дела не меняет. Посмотрим цифры по России: в прошлом году у нас было примерно 32 миллиона автомобилей и 26 084 погибших в ДТП. То есть соотношение размера автопарка и смертности на дорогах в России в 10 раз выше, чем в Японии. Потому хондовцы и спешат поделиться с нами собственной концепцией безопасности, с которой, кстати, уже успели познакомить миллионы людей в 36 странах. Нигерия в их числе, к примеру.
Инструкторы Хонды не чураются такой снотворной работы, как обучение парковке в стеснённых условиях. Задача № 1 — затолкать слон-внедорожник между двумя воображаемыми самосвалами, пристроив машину вплотную к бордюру. Задача № 2 — закатить седан Civic в схематический бокс, при том что пространство перед въездом ограничено предполагаемой китайской стеной. К сожалению, ни одно из заданий волшебного решения не имеет. И в том и в другом случае победа неспешно завоёвывается задним ходом в несколько приёмов с выворачиванием баранки туда-сюда во время остановок. Наверняка каждый водитель примерно представляет себе, как всё это должно быть, хондовцы же чётко разбивают процесс на этапы и примерно за час дают методику, которая преспокойно ложится на любой имеющийся опыт.
Название программы Safety Russia сконструировано не по нормам английского языка, и перевести его как «Безопасная Россия» или «Безопасность — России» не получается. Ни дать ни взять — «Безопасность Россия». С Safety Japan аналогичная история. Два самостоятельных слова, ничем друг с другом не связанных, выпестовались из иероглифов. Международный логотип — тучка и радуга в цветах светофора. Он пропагандирует дефисное написание: Safety-Russia. Адаптация японских инициатив к чужим реалиям, тем более российским, — та ещё задача. Безопасность, Россия... Наша привередливая почва кое-чего категорически не приемлет, а другого элементарно не воспринимает.
Ну о чём нашему человеку говорит высказывание Соичиро Хонды «Где нет безопасности, там нет производства»? Фактически ни о чём — у нас производство там есть. А японцы между тем считают, что фраза подчёркивает связь продукта и тех, кто его производит. Или взять другой хондовский постулат — «Безопасность начинается с уважения к личности, равенства в отношениях, взаимного доверия». Звучит красиво, но как-то... неконкретно, что ли. Попробуем-ка представить концепцию Хонды в максимально упрощённом виде.
Три основные причины ДТП — это, грубо говоря, водитель, дорога и автомобиль. Японцы подсчитали, что среда вождения и недостатки транспортных средств по части виновности не идут ни в какое сравнение с человеческим фактором, который ответствен за 90% всех ДТП. Даже так — до 94%! Неудивительно, что для Хонды работа над «хардом», то есть безопасностью автомобилей, не менее важна, чем труд над «софтом», установленным между рулём и сиденьем, — довольным собой человеческим существом.
В Хонде гордятся тем, что в Японии обучение безопасному вождению ведётся на каждом этапе жизни человека. С четырёх-пяти лет этим занимаются родители по пособиям-комиксам и спецпрограммам. Когда ребёнок идёт в первый класс, подключается школа, где, между прочим, детишек учат управлять велосипедом. Потом молодой человек проходит подготовку перед получением водительского удостоверения, а затем каждые три года или пять лет выслушивает лекции при обмене прав. Плюс к этому водителю дают полезные советы в дилерских центрах на всех этапах покупки машины, а после приобретения автомобиля он знакомится с основами безопасности на мини-семинарах и в школе вождения у дилера. Таким образом, курсы Safety Japan стартуют с детства, а программа Safety Russia (теоретически может начаться) — с прихода россиянина в автосалон Хонды.
Пожалуй, ничто другое не даёт в такой степени прочувствовать разницу в 5 км/ч, как уложенное базальтовой плиткой и обильно смоченное водой покрытие. Скользкий тип! Если на 40 км/ч после торможения на «базальтовом льду» Аккорду ещё удаётся уйти от столкновения с препятствием, то с минимальным превышением седан уже принимает мягкую преграду на лобовое стекло. То же происходит и с конусами змейки, если перебрать со скоростью на бананово-базальтовой кожуре. После продолжительных занятий на сверхскользком участке, кажется, что в реальной жизни полная потеря управления автомобилем неожиданностью не станет. Кажется...
Заметим, программа «Safety Раша» стартовала в одном году с телепередачей «Наша Russia» — в
Лично мне главное, что понравилось, — программа Safety Russia занимается всякой фигнёй. Не отстраняется от заурядной повседневности, не срывается в управляемый занос. Хорошо, что вместо отключения системы стабилизации бережёт АБС, что не соблазняется атакой шпилек, а разбирает бытовые вопросы. Понравилось, что люди деловито возятся с будто бы всем знакомой с детства элементарщиной, в которой на самом деле полно белых дыр и чёрных пятен. Эту базовую подготовку и за деньги далеко не в каждой школе купишь — почти никто не продаёт. Понравилось, что хондовцы адаптируют японские пособия и печатают для нас бесплатные брошюры, что готовят и вскоре выпустят методические материалы по детским креслам...
Не понравилась разве что нечаянно проигранная игра слов Safety Russia. Примеров, в которых «безопасность» с «Россией» столь показательно разобщены, ещё поискать. Honda тут ни при чём — не её вина в том, что сегодня между этих отличных слов можно воткнуть только союз или запятую, хотя по идее должно быть согласование. Не понравилось, что между Россией и безопасностью зияет непозволительный пробел. Понравилось, что хоть кто-то его мало-помалу восполняет.
Искусственный лёд
Площадка с низким коэффициентом сцепления (
Российские и японские инженеры проектировали площадку полтора года, рабочая документация состоит из 70 листов текста и 30 чертежей. Замысловатый вышел бутерброд. Базальтовая плитка наклеена на несколько слоёв бетона разной степени армирования. Швы для минимизации последствий температурного расширения бетона имеют специальную конфигурацию и располагаются на точно рассчитанном расстоянии друг от друга. Ещё ниже расположен пирог подложки толщиной более двух метров, заколдованный с учётом конкретного местоположения площадки.
Смысл всех этих ухищрений в том, чтобы на достаточно большой площади отклонение по плоскостности всей поверхности не превышало считанных градусов. Определённый уклон всей площадки не должен изменяться с течением времени, верхний слой рассчитан на большие нагрузки в различных направлениях, а также на серьёзное воздействие как низких, так и высоких температур. А с виду плитка как плитка, ничего особенного.