В 1989 году, когда начались продажи марки Infiniti, мне было 12. Помню, как папа привёз несколько американских журналов, в которых встречалась реклама необычного, похожего то ли на огурец, то ли на мыльницу, автомобиля. Текст не говорил ни о чём: что за Infiniti, что за Q45? Кому, зачем? А на соседних страницах красовались понятные квадратные Кадиллаки и роскошные Мерседесы. И вот прошло 30 лет. Infiniti празднует юбилей. Только посетив празднования, совмещённые с конфиденциальным показом новых моделей, я начал что-то понимать.
Каюсь: пока не объяснили, я не понимал смысла логотипа. Оказывается, сходящиеся линии в середине ― это устремлённая вдаль лента дороги. Тема вечного движения вперёд, перекликающаяся с названием Infiniti ― перековерканным ради визуальной симметрии английским словом Infinity, «вечность». В 1985 году в стенах Ниссана образовали группу Horizon Task Force для разработки премиального бренда. Там и придумали название с эмблемой. Любопытно, что тойотовский Lexus тоже начал продажи в 1989-м. Но пионером, точнее пионеркой, была «дочка» Хонды Acura, известная с 1986-го.
Однако Q45 и его ровесник, невыразительное купе M30 (типичный представитель 80-х), — не самые старые автомобили в юбилейной экспозиции. В паре с «тридцаткой» демонстрируется роскошная двухдверка Prince Skyline Sport, выпускавшаяся мелкими партиями с 1962 года. Произведение итальянца Джованни Микелотти должно олицетворять давнюю страсть Ниссана к премиуму. Но не стоит забывать, что японская фирма Prince была поглощена Ниссаном только в 1966-м...
Ни на одном из выставочных образцов поездить не дают, даже Q45 закрыт наглухо. Так и останется для меня загадкой, за что эта малоизвестная модель ценится на вторичном рынке. За те самые «мыльницы» первых лет выпуска с глухим передком (решётку радиатора вернули на место при первом рестайлинге) просят по полмиллиона рублей! Неужели до сих пор исправно работает первая в мире серийная активная пружинно-гидравлическая подвеска, применённая за десять лет до мерседесовской системы Active Body Control? Ведь даже интерьер не манит: выгнутая в саабовском духе передняя панель заполнена банальными квадратными кнопками.
Пожалуй, следующая запоминающаяся модель появилась только в 2003 году ― это был залихватский кроссовер FX. А технологический напор первого Q45 сменился традицией переделывать ниссановские модели. Провал? Нет, инновационная бизнес-идея. Infiniti была одной из первых марок, нацеленных на удовлетворённость потребителя не от автомобиля как такового, а от всей цепочки владения: выбора, покупки, сервиса, перепродажи… Отсюда ― и оригинальная реклама без акцента на продукте, и вышколенные дилеры. В ноябре 1989-го при наличии всего двух нераскрученных моделей в США открылась разом полусотня салонов!
Есть ощущение, что в погоне за улучшением всего «комплекса владения» в Infiniti выплеснули ребёнка вместе с водой. Запоминающиеся не только по дизайну машины за 30 лет можно перечислить по пальцам одной руки. С другой стороны, намного ли интереснее Лексусы? А за тот же срок тойотовская дочка добилась продаж примерно вдвое больших, чем у Infiniti. Судя по речам топ-менеджеров, сегодня снова важен сам продукт, автомобиль. План — вывести пять полностью новых моделей в ближайшие три года. Причём три из них должны быть электрическими или гибридными.
Нам показали QX55 ― хэтчбек на базе кроссовера QX50. Все отличия, по сути, в дизайне задней части и заниженной крыше. Решённые в прямоугольном духе фонари и обилие граней и мелких визуальных акцентов навевают ассоциации с BMW X4. Преемственность с Infiniti FX, который некогда казался «летающей тарелкой», усмотреть сложно, но в этом нет ничего плохого: QX55 безусловно найдёт симпатизирующих покупателей. Под капотом стоит ожидать тот же турбомотор 2.0 VC-Turbo с переменной степенью сжатия, которым комплектуется «пятидесятка». Готовимся встречать в России в конце 2020 года.
В чуть более далёкой перспективе, примерно годом позже, появится среднеразмерный кроссовер QX60. Дизайн перестанет быть подчёркнуто округлым, все линии заострятся, но пропорции останутся узнаваемыми. Чтобы понять, в каком стиле будет решён интерьер, стоит присмотреться к концепт-кару Q Inspiration: визуальным центром салона послужит крупный центральный дисплей. Мне показалось, что новый QX60 будет в целом построже, и это должно привлечь новую аудиторию.
Долгосрочный курс бренд держит на глобальную электрификацию. Все три показанных в последние годы концепта (Q Inspiration, QS Inspiration, QX Inspiration) — провозвестники серийных машин. Их объединяет новая платформа, хотя электромобилем будет лишь большой седан Q Inspiration, идеологический наследник флагмана Q70. Ожидаем два мотора, батарею в полу и прочие решения Теслы и Тайкана. Вплоть до выдвижных дверных ручек. На показанных нам компьютерных эскизах изображён аккуратный, не громоздкий кузов с ниспадающей линией кормы — сегодня модно маскировать седаны под хэтчбеки.
Легковой автомобиль, созданный по мотивам проекта QS Inspiration, будет сравним габаритами с нынешним Q50 и внешне решён аналогично. Однако электрическая батарея у него совсем небольшая. А под капотом — всё тот же бензиновый мотор VC-Turbo в паре с генератором. Только колёса они не приводят — это будет типичный последовательный гибрид. Так же устроен и кроссовер, прототипом которого считается QX Inspiration. Экстерьер представляется мне чем-то средним между концептом и нынешними кроссоверами Volvo: с наклонными, довольно прямыми панелями и вытянутыми по вертикали задними фонарями.
Главное, чтобы представленные нам проекты дошли до конвейера. Потому что положение дел в Infiniti не может не вызывать тревоги. Торжества торжествами, но марка покинула европейский рынок, штаб-квартира возвращается из Гонконга в родную Японию, сказывается и общая лихорадка внутри Ниссана после ареста Карлоса Гона… Шеф-дизайнер Карим Хабиб, разработавший облик всех перечисленных моделей, прослужил всего два года. Теперь на его посту ― Таисуке Накамура, за 26 лет работы в Ниссане сделавший немало машин, включая российский Nissan Terrano. Хватит ли задора и инерции тридцати лет, чтобы дотянуть до следующего юбилея?