Японский автопром слишком молод, чтобы быть узнаваемым. Его история настолько коротка, что говорить о подлинных традициях неуместно. Удивительно, но подобное я слышу чаще всего от самих японцев. Однако же вот вам беспрецедентный случай: после отставки Лоренса ван ден Акера на пост шеф-дизайнера фирмы Mazda пришёл Икуо Маэда, чей отец Матасабуро Маэда, создатель купе
Правда, Маэда сразу расставляет все точки над i: он не считает сотрудничество с Маздой своим семейным делом. Это бизнес, и он должен быть дистанцирован от частной жизни. Вот и с отцом
Маэде нечего доказывать родителю: своё спортивное купе он уже создал — мы ездим на его Мазде
Журналисту невозможно раскрыть всю подоплёку кадровых изменений в Мазде. Маэда занял кресло ван ден Акера в апреле 2009 года. Следующие несколько месяцев он посвятил поиску единственно верной формулировки для нового стилистического языка бренда. Маэда должен предложить новую философию взамен идеологии Nagare («поток») ушедшего ван ден Акера. Нечто столь же узнаваемое, как сам маздовский zoom-zoom. За неделю такие идеи не находятся: в результате многомесячных поисков Маэда выбрал для определения своего стиля слово «кодо», означающее что-то вроде «души движения». Уж больно тонкие материи, чтобы стопроцентно сохранить смысл при двойном переводе.
Итак, «нагарэ» — в прошлом: застывшая лава расплавилась, чудесным образом превратившись в горячую кровь. Мне импонирует то, что в качестве иллюстрации «кодо» в презентациях используются живые существа, а не стихия, как было прежде. Бегущий леопард или атакующий боец бусидо, взмахнувший мечом, — визуальный ряд, понятный и приятный глазу человека, больного скоростью. Кстати, Маэда тоже из наших: он естественно выглядит в гоночном комбинезоне за рулём машины с каркасом, подготовленной для кузовных гонок.
Команда, с которой предстоит работать Маэде, хорошо ему знакома. Ведь помимо
Старый лис Питер Бёртвисл, шеф европейской студии в Оберурзеле близ Франкфурта, проработавший в компании более 20 лет, хоть и дружит с Маэдой, но признаёт, что после ухода Лоренса ван ден Акера поменяется не только выразительный язык, но и манера управления. Бывший босс, европеец мог, например, запросто позвонить кому-то из сотрудников Бёртвисла, чтобы поблагодарить за удачную находку. У японцев так не принято. С журналистами Маэда может позволить себе быть непосредственным и почти откровенным — это полезно для имиджа. А с коллегами должно соблюдать субординацию.
Программным заявлением Маэды явился концепт-кар Shinari. Имя, само собой, со смыслом: оно обозначает напряжение, возникающее при изгибе клинка или, например, лука. Чтобы после года упорной работы этот лук выстрелил, каждым бюро было подготовлено по нескольку вариантов экстерьера и интерьера. В итоге остановились на салоне француза Жюльена Монтусса из американского отделения, а доводить до ума внешность доверили корейцу Ён Ук Чо. С этим сотрудником студии в Хиросиме у Маэды слаженный творческий тандем: Чо принадлежит авторство финального варианта Мазды 2.
Вехой маздовского дизайна мог стать прогрессивный сити-кар, над которым уже давно работают в Европе, или купе, эскизы которого наверняка будут использованы при проектировке следующего поколения модели RX. Однако Маэда остановился на крупном седане с низкой линией крыши и смещённым назад салоном. Типоразмер, какого нет и не будет в модельной линейке компании: Mazda не планирует выпускать автомобили крупнее нынешней «шестёрки». Но выставочный образец, да ещё и мессенджер, должен быть большим, чтобы не потеряться под софитами мотор-шоу.
Логично было бы предположить, что Shinari покажут публике в Париже, однако японцы рассудили иначе. Парижская выставка — это прежде всего смотр национального автопрома. У французских марок лучшие места и оптимальное расписание пресс-конференций, к ним — всё внимание прессы. Немцы и японцы довольствуются тем, что предлагают им организаторы.
Машина получилась элегантной, но она не поражает оригинальностью. Не нужно быть знатоком, чтобы углядеть сходство силуэта с контурами именитых «англичан», а сзади Shinari отчётливо напоминает Инсигнию. Зато какова проработка деталей! Японская фирма Seiko, известная как подрядчик мотоциклетной компании Kawasaki, воплотила замысел дизайнеров Мазды в мельчайших подробностях, начиная с внешней светодиодной иллюминации и заканчивая клавишами прогрессивной мультимедийной системы в салоне.
Отдельные решения, использованные в концепт-каре, рано или поздно попадут на конвейер. Например, японцы чётко обозначили свой взгляд на интеграцию с внешними мультимедийными устройствами вроде айподов и айфонов: шага навстречу фирме Apple стоит ждать в ближайшем будущем. Ещё одна инновация касается производственного процесса. Дизайнерский язык Маэды сохраняет акцент на экзотике, но он лаконичнее, чем у ван ден Акера, его проще реализовать технологически. Что позволяет избавиться от дорогостоящих элементов декора и сосредоточиться на повышении качества. Речь не только о качестве сборки, но и об использовании лучших отделочных материалов, фурнитуры — всего того, чем отличается автомобильный премиум.
Однако пока Маэде предстоит работать на перспективу и параллельно заниматься ретушью — ограниченными средствами приводить в соответствие с новым стилем машины, готовые к производству. Те, что были созданы под руководством ван ден Акера. Подобную работу уже проделал Вальтер де Сильва с новыми автомобилями Фольксвагена, отпрысками Мурата Гюнака. Только Mazda, в отличие от немецкого концерна, не может позволить себе глубокую переработку дизайна на последней стадии подготовки к производству. Тут, кстати, есть своего рода историческая ирония: Дерек Дженкинс, занимавшийся под началом Гюнака концептом Volkswagen IROC, теперь помогает Маэде стереть следы реформ голландца.
Так или иначе, Mazda не оставляет идею выбраться на один уровень сперва, скажем, с Лексусом, а потом и с немецкими драйверскими брендами. С теми, на стороне которых — богатая история и покупательская лояльность, способная вынести любые стилистические эксперименты. Mazda же не может похвастаться космическими объёмами производства и стеснена в средствах. Зато это единственная на всём белом свете крупная автомобильная компания, где кисть шеф-дизайнера передаётся от отца к сыну. Эпоха регентства подошла к концу: в право наследования вступает династия Маэда. По моему убеждению, думающая творческая личность, которая знает фирму изнутри и разделяет её представление о движении, не может ранить душу этого движения, не в состоянии навредить «кодо».