Любительские гонки интересны только их участникам. Увы. Отправляясь на екатеринбургское соревнование журналистов Mazda MX-5 Ice Race, я соглашался на сделку с совестью. Очень хотелось выйти на лёд (ведь я уже пропустил по болезни прошлогоднюю международную гонку в Швеции, где сборная России победила), хотя при этом было совершенно непонятно, о чём писать. Родстер MX-5 досконально изучен. Быстрые журналисты у нас всё те же. Урал... я его, считай, и не видел. Сюжет обеспечили люди.
Mazda — единственный иностранный автопроизводитель, который держит в России свой гоночный автопарк и регулярно проводит спортивные мероприятия для клиентов и прессы. Боевые родстеры MX-5 нарекли именем собственным, как самостоятельную модель, — Aori. Ветер стремительный. Машинка и впрямь резвая: стандартный 160-сильный двигатель дышит свободнее благодаря системе выпуска со сниженным сопротивлением и тащит на себе на 120 кг меньше. Хороший пример бюджетной подготовки автомобиля для любительских гонок и трек-дней.
Тут нет съёмной крыши, выпотрошен салон. Зато каркас безопасности существенно повышает жёсткость открытого кузова. При меньшем клиренсе, регулируемой подвеске и отличных от серийных углах установки колёс Aori гораздо отзывчивее донора. Не зря выводок разноцветных двухдверок отметился не только на российских гоночных треках — в Нижнем Новгороде, Смоленске, Мячково, под Питером и в Красноярске, — но и на легендарной формульной трассе Спа-Франкошам...
Но не одними машинами... Из самой Австралии прикатили журналисты-антиподы брать реванш за прошлогодний проигрыш в Швеции. Бог знает сколько летели они в Екатеринбург и, кажется, немного расстроились, увидев дорожные шипованые шины Michelin X-Ice II. Ребята рассчитывали на боевой шип, некоторые даже тренировались ради этого на грунте. Но лёд, как известно, сразу даст ответ: лучшие австралийцы не объехали на тренировках лучших россиян. К тому же у организаторов была чёткая установка сберечь технику, сохранив наиболее рискованный формат очной гонки. В ней должны были стартовать сразу шесть машин. С боевыми шипами ничем хорошим это бы не кончилось.
При всём уважении к усилиям заокеанских коллег и вопреки общероссийской любви к иностранцам австралийцы не стали для нас гвоздём программы. Всё наше внимание было сосредоточено на шести звёздных российских спортсменах, которых Mazda пригласила шефствовать над журналистами в гонке. Козанков, Черевань, Сотников, Грязин, Шульмейстер, Левятов — на постсоветском пространстве эти фамилии говорят сами за себя. Жаль, антиподам никогда не объяснишь, какие это значительные люди в нашем не избалованном вниманием автоспорте. Слишком издалека придётся начинать...
После отборочных заездов самых быстрых журналистов разделили на команды по трое. Жеребьёвка определила тренеров для каждой тройки (тут и правда был как бы один коренной и пара пристяжных). Я попал к знаменитому кольцевику Александру Сотникову, который и внешне, и по темпераменту напоминает молодого Подорожанского. Это как-то сразу располагает. Прежде я всего раз участвовал в командном состязании — на длинной гонке серии Legends. Интереснейшая работа — вместе чего-то добиваться. Наличие общей цели определяет поведение: например, двое в нашей команде по жизни не общаются. Ничего, отработали, где надо помогали друг другу.
Другим командам повезло не меньше нашего. Вон сам Виктор Козанков, многократный чемпион СССР и России по кольцевым гонкам «на спортивных и гоночных автомобилях». Самый тихий из асов, уравновешенный. Но чувствуется в нём будто бы военная выправка. Только не в советскую форму его надо переодевать, а в солдата первой империалистической — прям вылитый георгиевский кавалер. А за соседним столом наставляет своих Владимир Черевань, легенда ралли и трека. Сотников, живущий неподалёку от него, знает о Череване миллион весёлых историй — да все, кажется, могут порассказать о Владимире Владимировиче! Гроза дорог и обочин. Как отгремел хохот после очередной байки, Черевань подсаживается к нам. Человек в возрасте — с имиджем взаправдашней рок-звезды. Ему комфортно в центре внимания. Чувствуется, что непростой по характеру. Не из теста слепленный. Наверное, за то и любят.
Собираются все за нашим столом. Мой добрый приятель, потомственный раллист Денис Левятов. Катал он в школе девчонок на закаркашенных «Жигулях» отца, тренировавшего сборную СССР по ралли. А потом были и призы в Кубке России, и подиумы на этапах чемпионата Европы. Но сперва были одноклассницы. Женат на одной до сих пор! Уважаю. Тут же — Станислав Грязин, чемпион России по ралли, перевернувший в своё время представление о бизнес-драйверах. Талант. Фактура — не стой под стрелой, но обаятельный — хоть делай с него мягкие игрушки для сувенирных лавок любимого им Нюрбургринга. Борис Шульмейстер: вроде очень быстрый кольцевик — а вот поди ж ты, лучше всех тут присутствующих профи прочувствовал гражданский Michelin на льду и оказался самым быстрым за рулём Aori. Олег Кесельман, которого вы все знаете по нашим power-тестам, сегодня на правах хозяина, директора гонки. Черевань резюмирует: все мы тут автотрахнутые. Это подхватывается и вырастает в общий тост. Перед гонкой пьют мало. Но за это пьём.
В этом стихийно образовавшемся кружке единомышленников, я, маскируюсь под мебель, боясь спугнуть момент, впитываю каждое слово. Даже если автоспорт некрасив и небогат, люди в нём прекрасны. Трудно представить себе ситуацию, в которой я бы мог вот так коротко познакомиться с ними. Попробуй-ка подойди во время гонки, ага... И ни в одном интервью не прочтёшь того, что тут обсуждается. И не запишешь, к сожалению. Здесь они живые, среди своих. И мало того что они все вместе. Они открыты, настроены на общение, они рады друг другу, и этот позитив распространяется на нас, везунчиков. Все асы азартны. Все профессионалы. Командный вызов принимают как личный. Шульмейстер, который накануне щедро делился советами с нами, переключается на австралийцев. А ведь это он отобрал у них золото в Швеции.
По окончании мероприятия зубры автоспорта вернутся к делам насущным. Кто-то продаёт и ремонтирует китайские машины, кто-то строит, кто-то занимается организационной работой, кто-то технической, кто-то тренерской... Как и в советские времена, зарабатывают, чтобы заниматься любимым делом. Их преданность спорту вызывает зависть. Их частная жизнь останется за линией реза книжки с комиксами, где, надевая шлем и комбинезон со спонсорскими нашивками, они становятся супергероями. Не могу отказать себе в удовольствии романтизировать их образы. Всем нам сильно не хватает героев...
В спортивные таланты журналистов мастера не поверили. Как Сотников сказал, перестраховались. Накануне на тренировках было много разворотов и вылетов. Пикап-буксир с тросом беспрестанно сновал с одного конца озера на другой. Тренеры не рассчитывали на то, что мы сможем взять себя в руки и провести безошибочную гонку. Стратегию выбрали сдержанную, чрезмерно, по их же признанию, пеклись о безопасности. А мы смогли. Ни одного разворота, обошлось почти без помарок. И наставники назвали это приличным профессиональным уровнем. Приятно, чёрт возьми!
В почти часовой гонке было два обязательных пит-стопа, чтобы поменялись все три пилота в команде. Мне достался финальный отрезок, и я даже пролидировал какое-то время. Но самым быстрым в этот день был Володя Мельников из «Авторевю»: он тоже ехал последним в своей тройке и вёз мне в среднем по паре секунд с круга. Я потерял время за кем-то из австралийцев, отстающих на круг, и Володя стремительно возник в зеркалах. Несколько минут я сдерживал его вплоть до контакта. Самое смешное, Мельников не знал, что мы обошли их команду на пит-стопе и я защищаю первую позицию. Он ругал меня как неуступчивого кругового.
Моя команда не писала на пит-борде количество оставшихся кругов, только позицию. Я не знал, сколько ещё нужно обороняться в таком духе. В какой-то момент уступил натиску Мельникова, а уже через круг дали финиш. Был бы приказ держаться до конца, держался бы. Но, честно говоря, рад, что его не последовало и нас ждал правильный, гармоничный финал. Обошлось без грубостей, я пропустил Володю деликатно, там, где он действительно вырвался на полкорпуса. Все были счастливы в итоге. Мельников радовался заслуженному первому месту. Я — тому, что не испортил нам обоим гонку.
Если бы я промурыжил его до клетчатого флага, вышло бы по-дурацки: более быстрый Мельников честно выполнил указание Кесельмана беречь машины, а Петровский повёл себя как упрямый тщеславный дурак. А так вышло правильно. И всё же очень странно — радоваться второму месту. Обычно мы зациклены на победе. Выиграть-выиграть-выиграть... Оказывается, красиво проигрывать не менее приятно. Отчего-то все, включая уважаемых спортсменов, остались очень довольны увиденным и щедро благодарили нас с Володей «за шоу».
Жизнь с педалью в полу — классно. Но я впервые осознал, что иногда полезно на мгновение прикрыть дроссель. Там, где всё по-честному, результат всё равно получается отменный. Нельзя пропускать напористых без боя: самые умные из них жаждут взаправдашней борьбы. Если же превратить своё неизбежное поражение в зрелище, то в итоге, проиграв гонку, ты приобретаешь благодарных соперника и зрителя. Это бесценно для атмосферы таких товарищеских встреч, как Mazda MX-5 Ice Race.
Обычно то, что пробуется на журналистах, потом применяется на клиентах. Нужно и далее привлекать звёзд к программе Mazda Sport Cup! Хождение героев в народ полезно для автоспорта в целом. Решая маркетинговые задачи отдельной марки, можно сделать нечто большее. Гоночный парк — сильный инструмент популяризации спорта, а в связке с харизматичными чемпионами, уверен, он способен на чудеса.
А то ведь у нас появились современные скоростные треки, но интерес к автоспорту пока отстаёт. Серия Mazda Sport Cup с её обширной географией мероприятий должна стать рассадником автоспортивной заразы в национальном масштабе. А машины продают сами себя. Я лично после этих мероприятий попадаю под отражённую волну. Три года назад, проехав демонстрационную гонку в Мячково, я купил MX-5. А после Екатеринбурга захотелось удалить все объявления о продаже и перестроить свою машину в Aori.