Штутгартцы позвали к себе журналистов на технический семинар, чтобы живьём, с тактильными ощущениями и визуализацией, воспроизвести пресс-релиз о «дороге в будущее» (TecDay Road to the Future). Букв в документе много — 54 страницы. Известия важные, в России мало распространённые. Это так называемая дорожная карта Мерседеса на ближайшие два года, обещающая следующий технологический скачок в 2017-м, причём действительно мощный. Почти что революция семнадцатого года.
У художника Васнецова витязь на распутье силится выбрать одну из трёх дорог. Перед компанией Mercedes-Benz такая проблема не стоит — немцы решили двигаться в будущее по четырём дорогам одновременно. И это равнозначные направления развития «трёхлучевой». Благо деньги есть. Концерн Daimler в течение двух лет инвестирует 14,5 млрд евро в научные исследования и разработки, больше половины этой суммы будет потрачено на «зелёные» технологии. Конкретно на экологичные легковушки — 5,4 млрд. Яйца раскладываются по всем возможным корзинам: бензин, дизель, гибриды, электрокары, водород. Мерседесовцы утверждают, что это не признак дезориентации, а необходимое разнообразие.
Оптимизация ДВС проходит под девизом «Всё старое — новое». Модульное семейство дизельных моторов, дебютировавшее весной на «ешке» 220 d, распространится на другие модели. Реформа бензиновых агрегатов заключается во внедрении сажевого фильтра, который ранее ставился только на дизели, а также двух стартёров-генераторов: ISG (интегрированного) и RSG (с ременным приводом). Первый в начале 2017-го получит трёхлитровая рядная «шестёрка» M 256, второй достанется двухлитровой «четвёрке» M 254. Одновременно произойдёт переход на 48-вольтовую гибридную систему. Всё это делается ради снижения расхода топлива и уменьшения вредных выбросов: тут и рекуперация энергии, и дополнительный источник питания для бортовых систем. В общем, обещаны новые стандарты эффективности.
Мы прошли только по одной «дороге» Мерседеса. Следующая — подключаемые гибриды, «лучшее из обоих миров», ДВС и электричества. В портфеле компании таких моделей сейчас шесть (вместе с параллельными гибридами их 13). До конца года поспеют седьмая (GLC 350e 4Matic Coupe) и восьмая (E 350 e). Шаг вперёд будет сделан опять же в 2017-м, когда флагманский S 500 e переживёт рестайлинг и увеличит пробег на электротяге с 30 до 50 км. Всё потому, что «дочка» Даймлера, фирма Deutsche ACCUmotive, сумела увеличить ёмкость аккумулятора с 8,7 до 13,3 кВт•ч. А ещё покупателям гибридного S-класса будет предложена бесконтактная зарядка батареи. Угадаете когда? Правильно, в 2017 году.
Наряду с бесконтактной штутгартцы развивают зарядку по кабелю. Грядущее предложение — комбинированная система CCS (2018 год), совмещающая постоянный и переменный ток. Её преимущество в быстродействии благодаря зарядной ёмкости 150 кВт, которая в перспективе вырастет до 350. Такие станции войдут в общенациональную сеть Германии, чьё развёртывание немецкое правительство уже поддержало, выделив 300 миллионов евро. Заметим, что новые гибридомобили Мерседеса касаются России напрямую: S 500 e у нас продаётся по цене от 7 280 000 рублей, E-класс должен прибыть в сентябре. Чего пока не стоит ждать, так это водородников. Остальные «зелёные» подтянутся со временем.
Дальше немецкие витязи обращают наш взор на «дорогу» № 3 — электрическую мобильность. Здесь пока только Mercedes-Benz B-Class Electric Drive, готовящиеся к премьере Смарты, которые выйдут на рынок до конца года, упомянутый выше GLC F-Cell и концепты F 125!, F 015 Luxury in Motion, Vision Tokyo (грузовики и автобусы сейчас в расчёт не берём). Крупные легковушки нуждаются в нескольких видах новой архитектуры, её разработка продолжается. Первая модель появится лишь в конце десятилетия. Мерседесовцы возлагают большущие надежды на литиево-серные аккумуляторы (Li-S) и топливные элементы, рассчитывают на сокращение стоимости батарей вдвое к 2020 году, а пока вместе с партнёрами ведут исследования.
Наконец, четвёртое направление «штутгартской звезды». Речь идёт о сервисах, сопутствующих электрической мобильности, которая, в том или ином виде, однажды накроет весь модельный ряд Мерседеса. Речь о поставках зарядных устройств Mercedes-Benz Wallbox для дома и офиса, инновационных дополнениях общедоступной инфраструктуры, активности в сетях проката, каршеринга и такси, включении электромобилей в домашнюю и городскую электросети, обо всяких онлайновых приложениях. Но ни о каком автономном вождении в программном документе не сказано ни слова. Видимо, слишком рано наносить его на «дорожную карту», спланированную на короткий срок.
С 2017 года абсолютно все батареи для Мерседесов и Смартов будут поставляться дочерней Deutsche ACCUmotive, поэтому Daimler инвестирует 500 млн евро в строительство её второго завода по производству литиево-ионных аккумуляторов в Германии. Продолжится развитие «экспертной сети»: укрепление совместных предприятий, таких как EM-motive (выпуск электромоторов вместе с Bosch), AFCC (товарищество с Фордом в сфере топливных элементов), H2 Mobility GmbH (многоотраслевая контора для создания водородной инфраструктуры) и ряд других. Одним словом, эра электрической мобильности неминуемо надвигается, и Mercedes-Benz её всеми силами подталкивает. И результаты реформы Мерседеса мы вскоре увидим своими глазами и покатаемся на них.