Когда молодой инженер Марк Биркигт (Mark Birkigt) покинул родную Швейцарию, чтобы устроиться по специальности в электротехническую компанию в Барселоне, мало кто мог предположить, что его переезд выльется в создание одной из самых престижных автомобильных марок начала прошлого столетия. Основанная им в 1904 году Hispano-Suiza стала законодателем мод в автомобильном мире, конкурируя с такими компаниями, как Bugatti и Bentley.
Но, в отличие от них, до сегодняшнего дня она не дожила, а была выкуплена в 1944 году компанией Pegaso, ныне и вовсе забытой. Но всё же наследие, которое оставила эта компания испанскому автопрому, было неоценимо. Каждый Hispano-Suiza был не просто мощен и роскошен, он был настоящим произведением искусства.
Но времена таких машин давно прошли — считает Джозеп Рубау (Josep Rubau), основатель компании Tramontana. Современные суперкары создаются уже без той страсти к автомобилям. Компании-производители увлеклись гонкой скоростей, а автомобили разрабатываются при помощи автоконцернов, которых волнует лишь норма прибыли. В итоге в них больше нет духа спортивных автомобилей начала прошлого века, когда каждый рекорд был подвигом водителя и инженера, а автомобили были штучной работой. И Джозеп считает, что его суперкар Tramontana — возрождение традиций того времени.
Этот необычный автомобиль родился на северо-восточном побережье Испании, в местечке с названием Коста Брава. Идея создать его появилась ровно десять лет назад, когда Рубау беседовал со своим знакомым коллекционером автомобилей. Тот пожаловался ему, что современные суперкары уже не те, что в их конструкции лишь тонкий математический расчёт, а дизайн — результат длительных исследований маркетологов.
В последнее время произошёл концептуальный застой — да, автомобили становились всё совершеннее, а скорости всё выше, но кардинально ничего не изменилось. Джозеп, сам являющийся большим поклонником классики, загорелся идеей создать современный испанский автомобиль, который был бы построен с использованием технологий XXI века, но хранивший дух таких автомобилей, как Hispano-Suiza и Pegaso. В компании знакомых экспертов и таких же энтузиастов он основал автомобильную компанию, и к 2005 году создал прототип a.d. Tramontana.
Автомобиль, впервые показанный на автосалоне в Женеве, как магнит притягивал посетителей. Кузов, напоминающий то ли болиды Формулы-1 1960-х годов, то ли самолёты-истребители 1940-х — решение спорное, но очень смелое. Tramontana — это настоящая вещь ручной работы, и всё в ней просто кричит об этом. Кожа ручной выделки, полированное японскими мастерами дерево — это ещё куда ни шло, а вот отделки кузова белым или жёлтым золотом нет ни у кого. При этом сам кузов — из карбона и авиационного алюминия, а позади сидений располагался могучий двигатель V12 мощностью свыше 500 л.с. Но главное — индивидуальное отношение к каждому клиенту, и постройка каждого автомобиля именно под него. В компании заявили, что никогда не выпустят два одинаковых автомобиля.
Среди целевой аудитории автомобиль наделал немало шуму — его возили по многим выставкам, в том числе и в Москву, и интерес к этому автомобилю был довольно большой (учитывая его небольшой объём производства). Это и стало сигналом к началу конвей… простите, штучного производства.
Окончательная версия Tramontana была представлена через год, на том же Женевском автосалоне. Кузов выставленного автомобиля щеголял вставками из полированного дерева, навевая воспоминания о моделях Hispano-Suiza начала прошлого века, таких, как H6C ‘Tulipwood? Torpedo. При этом даже рычаги подвесок заботливо «укутаны» в кожаные чехлы. Такой проработкой мелочей мало кто может похвастать.
При этом технологии — самые современные. В разработке автомобиля принимали участие известные инженеры, причём не только автомобильные, но и авиационные. Карбоновый кузов сделан не только лёгким (снаряжённая масса машины равна 1150 кг), но и тщательно продуман с точки зрения безопасности. Так, центральная часть кузова сделана недеформируемой, но окружена восемью энергопоглощающими зонами, которые призваны максимально снизить перегрузки при аварии.
Посадка в автомобиле — как в самолёте-перехватчике. Пилот сидит спереди, а «штурман» сзади. Причём кресло последнего приподнято так, чтобы обеспечить ему хороший обзор. Аналогии с реактивным самолётом здесь неспроста — ведь на автомобиль ставится 720-сильный двигатель V12 с двумя турбокомпрессорами. Но, при всём при этом, Tramontana не собирается бить рекорды скорости, хотя, если кому интересно, она разгоняется с места до 100 км/ч менее чем за 4 секунды, и развивает более 260 км/ч.
Но Tramontana стремится быть самым эксклюзивным автомобилем в мире. Можно заказать двухместный или одноместный автомобиль, открытую или закрытую версию. Отделать салон можно любыми материалами. Всё зависит от пожеланий клиента, хочет ли он иметь кожу коровы, крокодила, верблюда или змеи. То же самое и с декором — можно выбрать породу дерева, или же вместо него поставить карбон, титан, алюминий и даже золото. А эргономика каждого автомобиля подгоняется под конкретного владельца.
Цена тоже претендует на рекорд. 610000 — это не номер телефона компании, а ценник на автомобиль в евро. Стало быть, у счастливого обладателя этого раритета вряд ли будет шанс увидеть на дороге такой же автомобиль: в этом году компания выпустит три машины, в следующем шесть, а потом каждый год будет строить до двенадцати штук.
Но всё-таки, что такое проект Tramontana? Свежий взгляд на создание суперкаров и начало новой тенденции, или просто ещё один амбициозный проект, обречённый на неудачу? Скорее всего, ни то, ни другое. В принципе, идейные собратья у Трамонтаны уже есть — тот же голландский Spyker тоже делает ставку именно на эксклюзивность и дух прошлого. С другой стороны, неудачных примеров тоже хватает. Но Джозеп Рубау настроен весьма оптимистично. По его словам, у него уже есть несколько заказов, а в будущем интерес к Tramontana будет только больше. И он не исключает, что вскоре многие компании последуют его примеру — и их автомобили будут соревноваться уже не в скорости, а в индивидуальности.