На конкурсе Design Challenge, что пройдёт в рамках автошоу в Лос-Анджелесе, дизайн-центры восьми крупнейших автопроизводителей представят свои дерзкие идеи относительно автомобилей будущего. Robocar 2057 — так в этом году звучит тема творческого соревнования. И она поставила перед проектировщиками нелёгкую задачу — показать, какими будут транспортные средства через полвека. Победители после жёсткого отбора будут объявлены в ноябре, ну а сейчас можно полюбоваться мыслями и идеями, которые креативщики вынашивали почти целый год.
Проект GM-Onstar ANT калифорнийской студии General Motors Advanced Design — не что иное, как саморегулирующаяся система, которая способна самостоятельно оптимизировать транспортные потоки. По своей сути ANT является персональным средством передвижения, но в некоторых случаях «пирамидки» могут двигаться и коллективно. Всё зависит от того, куда вам нужно ехать. По задумке авторов, малютки, словно атомы, способны определённым образом «связываться» с подобными себе и образовывать самодвижущиеся цепочки «молекул» — для дальнейшего совместного перемещения по крупным артериям транспортной сети.
Передвижение «атомов» и «молекул» происходит под неусыпным контролем искусственного интеллекта. Авторы говорят, что для достижения какого-либо места пользователю будет необходимо лишь ввести пункт назначения. Дальнейшее действо будет осуществляться под началом электроники. В жизни GM-Onstar ANT должны быть абсолютно безопасны для окружающей среды, поскольку способны запасать электроэнергию благодаря специальным батареям, которые распределены по площади поверхности транспортного средства.
Команда дерзких дизайнеров Honda Research & Development покажет своё видение транспорта будущего, представив проект под названием Honda 14. Эти аппараты посредством неведомой силы (которую хондовцам, видимо, ещё предстоит обуздать в ближайшие 50 лет) передвигаются благодаря реактивной тяге (благо у Ноnda есть немалый опыт производства реактивных двигателей). Honda 14 может использовать солнечную энергию и способна передвигаться на автопилоте. Такие «чумалёты», возможно, будут выпускаться со специальными панелями, которые смогут менять свою форму и окрас.
В свою очередь Mercedes-Benz концепцию Robocar 2057 реализовал в проекте SilverFlow. Автомобиль примечателен тем, что в нём могут применяться специальные ферромагнитные материалы, которые под действием электромагнитного поля меняют свою геометрию. Форма и габариты автомобиля поддаются корректировке — это удобно при хранении и транспортировке. Передача механической энергии к колёсам, по мыслям мерседесовцев, передаётся специальной жидкостью, молекулы которой приводятся в движение электростатическими наномоторами. Четыре поворотных колеса позволят автомобилю разворачиваться на месте и парковаться боком. Руля и привычных педалей в SilverFlow вы не найдёте, ускорение и направление движения будут задаваться двумя рычагами, установленными по бокам водительского места.
Nissan OneOne размывает грань между людьми и машинами. Дружелюбный симпатяга в пространстве будет перемещаться, самостоятельно ориентируясь, нет, совсем не по звёздам, — по сигналам спутников системы GPS. Малявка независимо ни от кого сможет отвезти детей в школу, а вечером доставить их обратно. Кроме того, детище Nissan Design America с удовольствием возьмёт на себя некоторые задачи бытового плана. Оно сумеет, например, самостоятельно забрать бельё из прачечной или совершить покупки.
Североамериканское подразделение Mazda R&D полагает, что мир в ближайшее время ожидает глобальное уплотнение. Для того чтобы передвигаться в стеснённых условиях, ушлые американцы решили, что Homo sapiens целесообразнее упаковать внутрь транспортного средства, которое будет повторять его анатомию. Mazda Motonari RX — это своего рода костюм-робот, который оснащён большим количеством электроприводов и механизмов с обратной связью, позволяющих «водителю» чувствовать рельеф местности, по которой он передвигается.
Экономить место в городе двухколёсный Volkswagen Concept Slipstream сможет благодаря вертикальному расположению кузова. Удерживаться «неваляшка» будет за счёт гироскопической системы динамической стабилизации, наподобие той, что устанавливается на самокаты Segway. С увеличением скорости фюзеляж наклоняется назад под действием набегающего потока. Смельчаки-затейники заявили, что такой автомобиль сможет развивать скорость не менее 400 километров в час. Чтобы обеспечить хоть какую-то курсовую устойчивость, в задней части корпуса фантазёры пририсовали автомобилю оперение как у самолёта.
Когда мы увидим такие разработки в действии? Что-то подсказывает, что некоторые из рацпредложений могут быть внедрены в наш быт уже в ближайшее десятилетие. Но какими бы красивыми ни были дизайнерские фантазии, над большинством из них, скорее всего, останется висеть огромный знак вопроса.