На Женевском автосалоне норвежская компания TH!NK представила симпатичный концепт-кар с говорящим именем Ox. Это полностью электрический автомобиль, рассчитанный на пятерых. Точнее нет, не так — это прототип новой серийной машины, которая должна попасть на конвейер в 2011 году.
Это уже интересно. Серийных электромобилей в мире не так уж много. Причём в большинстве случаев речь идёт о крошечных ущербных повозках. На таких только по центру города и кататься. А если нет-нет да и появляется модель с более приближенными к нормальным авто параметрами, так это почти наверняка оказывается дорогущий электрический спорткар вроде Tesla Roadster, который, кстати, уже начал производиться.
Конструкция Ox — модульная, и идеологически напоминает концептуальные разработки GM Autonomy. Нижняя часть таких авто может быть одинаковой для целого ряда моделей. В ней устроены отделения для аккумуляторов. Вверху же располагается силовая структура салона, на которую можно навешивать разные панели. Интересно, что панели эти — преимущественно неокрашенный пластик. По задумке компании, они, как и большая часть обивки интерьера, подлежат повторной переработке после утилизации авто.
Из полутора тонн, которые весит этот автомобиль, 350 килограммов приходятся на батареи. В базовом варианте — это литиево-ионные аккумуляторы компании A123 Systems. Американская фирма специализируется на тяговых литиево-ионных батареях, отличающихся очень высокой удельной мощностью, так необходимой электромобилям или автогибридам.
Электромотор Ox, вращающий передние колёса, обладает номинальной мощностью 60 и пиковой — 100 киловатт, что обеспечит тяжёлой, в
В качестве альтернативы литиевым норвежцы намерены ставить на Ox батареи типа ZEBRA от швейцарской компании Mes Dea. Они обладают рядом достоинств: приличной удельной ёмкостью, хорошей удельной мощностью и весьма умеренной ценой. Существенный недостаток один — это горячие батареи, рабочий режим которых 300 градусов Цельсия. Зато с ними Ox сможет проехать до 450 километров на одной зарядке. Если ещё и цена на такую машину окажется не заоблачной (а она пока не объявлена), можно сказать, что на горизонте действительно вырисовывается альтернатива семейным авто с ДВС.
И неважно, сохранятся ли все особенности концепта при постановке Ox на конвейер. Ради снижения стоимости, полагаем, можно отказаться от некоторых комплектаций. Например, от солнечных батарей на крыше (они, может, и не очень мощные, но всё же увеличивают пробег в солнечную погоду). Или от электронной системы бесключевого доступа в салон, которая узнаёт водителя и настраивает положения руля, сиденья, зеркал, включает любимую радиостанцию и выводит на дисплей поступившую за время вашего отсутствия дома электронную почту.
Спутниковая навигация и постоянное интернет-соединение, предусмотренные в платформе Ox, подразумевают регулярное общение машины с владельцем и подключение её ко всяким сервисам. А ещё тут есть двухсторонняя перекачка электричества (не только из сети в машину, но и из машины в сеть).
Логичен вопрос: концепт, конечно, выглядит соблазнительно, но готова ли (и насколько) никому не известная компания TH!NK стать массовым автопроизводителем? Спокойно. У TH!NK уже имеется многолетний опыт в постройке электромобилей. Причём серийных. В арсенале норвежцев — модель City (это уже пятое поколение данного авто). Продавала их компания только в Норвегии. Но всё же по дорогам этой страны ныне бегает 1200 TH!NK. Не так уж мало.
Однако последняя версия City должна пойти дальше. Её продажи в Норвегии начнутся вот-вот — нынешней весной, по цене порядка 20 тысяч евро. Позднее, в нынешнем же году, City придёт в Данию и Швецию. А в