Главные на данный момент источники энергии на борту экологически чистых автомобилей — аккумуляторы и топливные ячейки. Лихтенштейнская компания nanoFLOWCELL на примере своего концепта Quant e-Sportlimousine собирается предложить миру третий путь. Внутри четырёхместного седана длиной 5,25 м будет работать батарея, которую создатели называют Nano Flow Cell. Авторы проекта называют её революционной и обещают дать толчок в развитии электротранспорта. Никаких подробностей о сути технологии до автосалона в Женеве разглашать, разумеется, не собираются. Но давайте попробуем разобраться, что же это может быть.
Потоковые батареи (Flow Cell) — технология, известная довольно давно. Основана она на использовании двух отдельных жидкостей с растворёнными в них активными веществами, которые разделены ионообменной мембраной. Потоковыми их называют потому, что две помпы постоянно прокачивают электролиты через рабочую зону. Преимуществ у таких батарей перед, скажем, литиево-ионными несколько — это практически нелимитированное количество циклов перезарядки, отсутствие эффекта памяти, быстрый отклик и, что самое важное, возможность вместо подзарядки от сети заменять отработавшие электролиты новыми. Ещё один плюс, в данном случае перед водородными машинами, — отсутствие компонентов под давлением.
Но пока есть и минусы. В первую очередь — низкая плотность энергии. Потоковая батарея, построенная на одном из известных на данный момент принципов и обладающая достаточной ёмкостью, будет слишком велика для установки в автомобиль. Именно поэтому их используют в основном в стационарном виде. Судя по всему, лихтенштейнским исследователям удалось-таки решить проблему размера и поместить перспективный источник питания в обычный автомобиль, при этом сохранив пространство для четырёх пассажиров. О багажнике, правда, ни слова не говорят. Совершится революция или нет — узнаем уже в марте.