Национальное управление по дорожной безопасности США (NHTSA) уведомило компанию Google в ответ на её запрос, что в юридическом смысле рассматривает систему автономного вождения как водителя, — передаёт Reuters. «Мы согласны, что полностью автономные машины будут ездить без водителя в традиционном понимании. В таком случае NHTSA будет интерпретировать понятие «водитель» как относящееся к системе (автопилоту), а не к лицам, находящимся в автомобиле», — говорится в заявлении регулятора.
Это колоссальный шаг вперёд в деле легализации беспилотников на дорогах. Грядущее внедрение таких легковушек в серию уже вызвало целую волну аргументов как за, так и против. Причём и сторонники, и противники подобных систем сходятся в том, что разрешение юридических проблем, связанных, к примеру, со страховкой и ответственностью за ущерб в случае ДТП, является ключевым моментом. Ведь техника-то давно и существенно продвинулась.
До сих пор многие политики и даже представители автокомпаний считают, что автопилоты должны лишь помогать человеку. Следовательно, водитель обязан взять на себя управление в случае какого-либо сбоя. В понимании Гугла это неверный подход, так как со временем на рынке появятся «окончательно» автономные машины, то есть без руля и педалей. Более того, в наличии этих атрибутов современного автомобиля Google видит даже опасность. Мол, в критической ситуации человек инстинктивно захочет перехватить управление у компьютера, не понимая до конца, что тот делает, и только ухудшит положение. А ведь реакция у нас ограничена, и органы чувств не воспринимают в ультразвуковом или радиодиапазоне, как это доступно машинам. Кроме того, точность программы может превосходить точность действий живого водителя.
Агентство NHTSA отмечает, что в таком случае придётся основательно скорректировать законодательство в части требований к транспортным средствам. Ведь сейчас наличие рулевого управления, педалей, активирующих тормозную систему, и наружных зеркал — обязательно. В частности, закон требует проверять фактическое перемещение управляемых колёс при отклонении баранки. А если руля нет — это невозможно. Для подобной процедуры в отношении компьютера, управляющего рулевым механизмом, просто нет утверждённой методики.
На полную перекройку всех аспектов законодательства в этой области потребуются месяцы, если не годы. А пока NHTSA предлагает Гуглу обходной путь: рассмотреть и подготовить для полностью автономных машин некие «льготы и исключения из правил», согласно которым их можно было бы выпускать на дороги. При этом чиновники отмечают, что на производителе подобной техники лежит бремя доказательств, что она соответствует всем федеральным стандартам безопасности.