Россиянин предложил альтернативу сити-карам Smart

Константин Болотов, . Иллюстрации Александра Малышева. Фото Игоря Ермилина и фирм-производителей

Длина концепта в точности соответствует старому хэтчу Smart Fortwo (2695 мм). При этом машинка значительно шире, чем новый Smart Forfour: 1980 мм без боковых зеркал против 1665 с зеркалами. Высота ни с какими Смартами несопоставима — 2045 мм (в салоне от пола до потолка — 1800).

Москвич Александр Малышев прислал в редакцию Драйва проект широкого четырёхместного сити-кара Mirrow Provocator длиной со Smart Fortwo предыдущего поколения. Доступ в салон осуществляется через сдвижную заднюю дверь с проёмом 170×60 см, а кресла расставлены по бокам от центрального прохода. Машинка по сути рамная, а модульный кузов — комбинация полимеров, в том числе полученных при переработке вторсырья. Выглядит как очередной студенческий проект, но автор — 42-летний бизнесмен, хотя и не связанный с автопромом.

Небольшие двери по бокам предназначены исключительно для аварийной эвакуации из автомобиля. Для максимальной жёсткости кузова они расположены высоко от земли и снабжены силовым элементом, играющим роль «щита безопасности». Набор подушек избыточен — 12 штук.

В проекте не прописаны ни целевые эконормативы, ни расход топлива, зато указана желаемая динамика — разгон до 100 км/ч за 8,7 с, максималка — 140 км/ч. Переднеприводной машинке хватит бензинового или дизельного трёхцилиндрового турбомотора объёмом до 1,5 л из тех, что найдутся на рынке. Коробка передач — любая. Малышев вообще не собирается выпускать Провокаторы, а намерен продавать лицензию на проект и, возможно, поставлять заинтересованным фирмам кузова, изготовленные на действующих полимерных предприятиях. Причём базовую цену якобы можно удержать на уровне 3500−4500 евро, то есть 315 000 рублей. Сегодня самый дешёвый Ravon Matiz без подушек и АБС стоит 314 тысяч.

Широкий проход по центру автомобиля используется для перевозки багажа: там будто бы можно разместить несколько чемоданов или пару велосипедов. (Процесс погрузки/выгрузки представляется с трудом: потребуется грузчик?) Чтобы при аварии поклажа не летала по салону, будут предусмотрены специальные крепления.

Идея проекта возникла в 2013 году. Собственные расчёты показали, что сокращение длины автомобиля — эффективный способ борьбы с пробками: короткие машинки повышают пропускную способность дорог. Под этим-де соусом можно подать Mirrow государству, например. Первый прототип OneDoorCar (ODC) в соответствии с названием имел лишь одну заднюю дверь. Теперь пришло понимание необходимости боковых эвакуационных проёмов. На компоновочное решение поданы международные патентные заявки. Над проектом Малышев работает, привлекая фрилансеров.

Платформу, мотор и коробку автор намерен получить у существующих автопроизводителей, возможно, азиатских. Под полом есть место для батарей — возможен гибрид или даже электромобиль с запасом хода 350−400 км. Целевые рынки — Индия, Китай и даже Япония.

Пока есть только 3D-модель, на основе которой сделаны приведённые здесь рендеры. Идёт поиск инвесторов и спонсоров для создания неходового полномасштабного макета, который надо возить по выставкам. Александр ведёт переговоры с химическими концернами: говорит, те проявляют интерес. Автор убеждён, что у машин вроде Провокатора есть перспективы и в коммерческом сегменте. Модульными могут быть развозной и курьерский транспорт, мини-фургоны, фудтраки, такси и так далее. При необходимости можно изготовить удлинённые до 3,5 м версии на шесть мест или больший объём грузов. (Подобное решение предлагало в 2010 году ателье Pininfarina.)

Сменные полимерные блоки выполняют защитную функцию и могут служить средством индивидуализации. Как ни пародоксально, но создатель этого малыша передвигается на пикапе Nissan Titan с четырёхместной кабиной.

Если название Provocator в переводе не нуждается, то значение слова Mirrow стоит прояснить. Оно образовано слиянием Mirror и Tomorrow: машина как отражение будущего. Прототип вызывает массу вопросов, прежде всего — в плане безопасности. Малышев хочет чуть ли не 12 надувных подушек, но при этом люди у него уязвимы в случае ударов сбоку и сзади, а проход завален вещами. Нам симпатична лицензионная модель, по которой выпуском занимаются специализированные компании. Однако рыночная ниша, на которую претендует Mirrow, не пустует: созданием модульных проектов кто только не занимается. Впрочем, наш читатель просто хочет знать общественное мнение, и мы можем ему помочь.

Комментарий специалиста

По нашей просьбе экспертную оценку проекту Mirrow Provocator дал Игорь Ермилин, советник президента Российской автомобильной федерации, главный конструктор проекта Marussia.

«Концепция любопытная и, возможно, имеет право на существование. Кажется, несколько узковаты дверь и проход. Особенно для зимней одежды. Думаю, это можно проверить только на посадочном макете. Дизайн привлекательный, интерьер несколько простоват. Решение с одной дверью интересно, но в ряде случаев непрактично, когда водителю потребуется выйти при трёх пассажирах, чемоданах, сноуборде и паре горных велосипедов в салоне, — объясняет Игорь Ермилин.

— „Несминаемый” каркас и отсутствие деформируемых зон могут привести к превышению критических значений замедлений при краш-тестах. Чемоданы и „остальное” в проходе тоже могут быть опасны при авариях и опрокидываниях. Близкое соотношение базы и колеи сделает автомобиль рыскающим при движении, а в совокупности с огромной парусностью — и опасным на скоростях больше 100 км/ч и боковом ветре. Заявленная цена вызывает сомнение. Но машина симпатичная и при более детальной проработке может быть востребована».

История

Вспоминая однодверки, нельзя не упомянуть крошечную BMW Isetta, у которой в «калитку» был превращён весь передок. Эксперименты со входом в машину только через заднюю дверь, конечно же, в автоиндустрии проводились не раз. Мы обнаружили несколько примеров и выяснили, что решение прижилось только в спецтранспорте для инвалидов. Всё остальное — прототипы.

На раскладном крыльце за единственной дверью, поднимавшейся вместе с панорамной крышей, пассажиров ждали шикарные ковры, бархатные подушки, отделка золотом и грецким орехом, холодильник и система радиосвязи. Обратите внимание на асимметричный зад. Слева машина кажется седаном, справа походит универсал или шутинг-брейк.

Американская Mohs Seaplane Corporation в 1967 году вознамерилась начать мелкосерийное производство однодверной модели Mohs Ostentatienne Opera Sedan. Роскошный автомобиль должен был стать конкурентом тогдашним Кадиллакам, Роллс-Ройсам и Bugatti. За основу энтузиасты взяли шасси грузовика от компании International Harvester, под длиннющий капот поставили пятилитровую «восьмёрку». Дальше единственного прототипа дело не зашло, и машина 40 лет гнила в гараже. Её восстановление было завершено в 2009-м. Сейчас Ostentatienne Opera Sedan экспонируется в музее в штате Иллинойс.

Электрокар Horlacher Saxi был выпущен тиражом десять экземпляров. Они послужили шаттлами на Лейпцигской ярмарке, после чего были проданы частным лицам.

В 1993 году швейцарская фирма Horlacher разработала прототип электрического микрокара Saxikurier. Машинка длиной 2370 мм, шириной 1500, высотой 1885 мм и снаряжённой массой 775 кг приводилась в движение мотором мощностью 12−14 кВт (16−19 л.с.). Свинцово-кислотная батарея заряжалась на 80% за три часа и обеспечивала запас хода в 50 км. Максимальная скорость составляла 80 км/ч. Кузов представлял собой монокок из стекловолокна. Доступ в салон — только через распашную заднюю дверь. Horlacher Saxi был способен принять на борт до пяти человек: пассажирам приходилось сидеть по бокам, лицом друг к другу.

Длина Greenland Kangaroo — 2220 мм, ширина — 1600, высота — 1555, масса — 550 кг. Колёса раскручивают два электромотора мощностью по 2,2 кВт (3 л.с.) каждый. Максималка достигает 55 км/ч, пробег без подзарядки — до 60 км.

В арсенале китайской компании Changzhou Greenland Vehicle имеется электромобиль Kangaroo, также известный под именем Volteco Bonitas. Это одноместная машина для инвалидов: водитель въезжает на рабочее место через заднюю дверь прямо на коляске (она фиксируется креплениями), всё управление — ручное. Машина продаётся и в России по цене около миллиона рублей. Подобный экземпляр под названием Kenguru выпускается в Венгрии и одно время предлагался в Великобритании.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Крупным планом


Комментарии

Загружаем комментарии...