Москвич Александр Малышев прислал в редакцию Драйва проект широкого четырёхместного сити-кара Mirrow Provocator длиной со Smart Fortwo предыдущего поколения. Доступ в салон осуществляется через сдвижную заднюю дверь с проёмом 170×60 см, а кресла расставлены по бокам от центрального прохода. Машинка по сути рамная, а модульный кузов — комбинация полимеров, в том числе полученных при переработке вторсырья. Выглядит как очередной студенческий проект, но автор — 42-летний бизнесмен, хотя и не связанный с автопромом.
В проекте не прописаны ни целевые эконормативы, ни расход топлива, зато указана желаемая динамика — разгон до 100 км/ч за 8,7 с, максималка — 140 км/ч. Переднеприводной машинке хватит бензинового или дизельного трёхцилиндрового турбомотора объёмом до 1,5 л из тех, что найдутся на рынке. Коробка передач — любая. Малышев вообще не собирается выпускать Провокаторы, а намерен продавать лицензию на проект и, возможно, поставлять заинтересованным фирмам кузова, изготовленные на действующих полимерных предприятиях. Причём базовую цену якобы можно удержать на уровне 3500−4500 евро, то есть 315 000 рублей. Сегодня самый дешёвый Ravon Matiz без подушек и АБС стоит 314 тысяч.
Идея проекта возникла в 2013 году. Собственные расчёты показали, что сокращение длины автомобиля — эффективный способ борьбы с пробками: короткие машинки повышают пропускную способность дорог. Под этим-де соусом можно подать Mirrow государству, например. Первый прототип OneDoorCar (ODC) в соответствии с названием имел лишь одну заднюю дверь. Теперь пришло понимание необходимости боковых эвакуационных проёмов. На компоновочное решение поданы международные патентные заявки. Над проектом Малышев работает, привлекая фрилансеров.
Пока есть только 3D-модель, на основе которой сделаны приведённые здесь рендеры. Идёт поиск инвесторов и спонсоров для создания неходового полномасштабного макета, который надо возить по выставкам. Александр ведёт переговоры с химическими концернами: говорит, те проявляют интерес. Автор убеждён, что у машин вроде Провокатора есть перспективы и в коммерческом сегменте. Модульными могут быть развозной и курьерский транспорт, мини-фургоны, фудтраки, такси и так далее. При необходимости можно изготовить удлинённые до 3,5 м версии на шесть мест или больший объём грузов. (Подобное решение предлагало в 2010 году ателье Pininfarina.)
Если название Provocator в переводе не нуждается, то значение слова Mirrow стоит прояснить. Оно образовано слиянием Mirror и Tomorrow: машина как отражение будущего. Прототип вызывает массу вопросов, прежде всего — в плане безопасности. Малышев хочет чуть ли не 12 надувных подушек, но при этом люди у него уязвимы в случае ударов сбоку и сзади, а проход завален вещами. Нам симпатична лицензионная модель, по которой выпуском занимаются специализированные компании. Однако рыночная ниша, на которую претендует Mirrow, не пустует: созданием модульных проектов кто только не занимается. Впрочем, наш читатель просто хочет знать общественное мнение, и мы можем ему помочь.
Комментарий специалиста
«Концепция любопытная и, возможно, имеет право на существование. Кажется, несколько узковаты дверь и проход. Особенно для зимней одежды. Думаю, это можно проверить только на посадочном макете. Дизайн привлекательный, интерьер несколько простоват. Решение с одной дверью интересно, но в ряде случаев непрактично, когда водителю потребуется выйти при трёх пассажирах, чемоданах, сноуборде и паре горных велосипедов в салоне, — объясняет Игорь Ермилин.
— „Несминаемый” каркас и отсутствие деформируемых зон могут привести к превышению критических значений замедлений при краш-тестах. Чемоданы и „остальное” в проходе тоже могут быть опасны при авариях и опрокидываниях. Близкое соотношение базы и колеи сделает автомобиль рыскающим при движении, а в совокупности с огромной парусностью — и опасным на скоростях больше 100 км/ч и боковом ветре. Заявленная цена вызывает сомнение. Но машина симпатичная и при более детальной проработке может быть востребована».
История
Вспоминая однодверки, нельзя не упомянуть крошечную BMW Isetta, у которой в «калитку» был превращён весь передок. Эксперименты со входом в машину только через заднюю дверь, конечно же, в автоиндустрии проводились не раз. Мы обнаружили несколько примеров и выяснили, что решение прижилось только в спецтранспорте для инвалидов. Всё остальное — прототипы.
Американская Mohs Seaplane Corporation в 1967 году вознамерилась начать мелкосерийное производство однодверной модели Mohs Ostentatienne Opera Sedan. Роскошный автомобиль должен был стать конкурентом тогдашним Кадиллакам, Роллс-Ройсам и Bugatti. За основу энтузиасты взяли шасси грузовика от компании International Harvester, под длиннющий капот поставили пятилитровую «восьмёрку». Дальше единственного прототипа дело не зашло, и машина 40 лет гнила в гараже. Её восстановление было завершено в 2009-м. Сейчас Ostentatienne Opera Sedan экспонируется в музее в штате Иллинойс.
В 1993 году швейцарская фирма Horlacher разработала прототип электрического микрокара Saxikurier. Машинка длиной 2370 мм, шириной 1500, высотой 1885 мм и снаряжённой массой 775 кг приводилась в движение мотором мощностью 12−14 кВт (16−19 л.с.). Свинцово-кислотная батарея заряжалась на 80% за три часа и обеспечивала запас хода в 50 км. Максимальная скорость составляла 80 км/ч. Кузов представлял собой монокок из стекловолокна. Доступ в салон — только через распашную заднюю дверь. Horlacher Saxi был способен принять на борт до пяти человек: пассажирам приходилось сидеть по бокам, лицом друг к другу.
В арсенале китайской компании Changzhou Greenland Vehicle имеется электромобиль Kangaroo, также известный под именем Volteco Bonitas. Это одноместная машина для инвалидов: водитель въезжает на рабочее место через заднюю дверь прямо на коляске (она фиксируется креплениями), всё управление — ручное. Машина продаётся и в России по цене около миллиона рублей. Подобный экземпляр под названием Kenguru выпускается в Венгрии и одно время предлагался в Великобритании.