Компании Swiss Re и Here в совместном исследовании предрекли страховщикам нелёгкое будущее. К 2020 году на каждый автомобиль в среднем придётся по 1,7 какой-либо «умной» системы, помогающей снизить аварийность на магистралях почти вдвое, в других местах на 28%. Это сократит выплаты по страховым случаям, но одновременно заставит компании снижать страховые премии (в ряде стран так уже происходит: машина с автоматическим торможением предполагает меньшую вероятность аварии, так что страховка обходится владельцу в меньшую сумму).
Чтобы компенсировать миллиардные потери, страховщикам придётся интенсивно развивать другие виды страхования (жилья, здоровья, жизни и так далее). Очевидно, что внедрение новых систем безопасности, по идее, острее отразится на страховых компаниях развивающихся рынков (смотрите схему вверху). Но ведь и сами «умные» машины в таких странах распространены в меньшей степени. А вот в развитых странах к 2026 году доля автомобильного страхования упадёт до 38%, предрекает Swiss Re.
Правда, та же фирма Swiss Re прогнозирует в целом для страховщиков рост оборота в автомобильной сфере (и премий) просто за счёт увеличения числа машин на дорогах и прироста населения земного шара. Но такой скачок будет наблюдаться приблизительно до 2030 года, а дальше — стагнация или даже спад. Усреднённый по свету прогноз: потеря страховых премий из-за внедрения систем безопасности и беспилотников в 2020 году на $20 млрд, а в 2035 уже до $600 млрд.
Казалось бы, после появления столь мрачной картины «никуда не врезающихся машин» страховщиков следовало бы записать в ряды противников «умных» систем и беспилотников на дорогах. Но на самом деле отрасль уже готова приспосабливаться. Яркий пример — создание в январе нынешнего года группы Automated Driving Insurer в Британии, которая займётся проработкой правовых и финансовых вопросов внедрения подобных технологий в жизнь.
На днях корпорации Toyota Motor и Microsoft создали совместное венчурное предприятие Toyota Connected, призванное развивать вопросы так называемых «подключённых автомобилей», сопутствующих сервисов и разной телематики. Новая фирма расположится в городе Плейно (Техас) и, очевидно, сможет взаимодействовать со специалистами недавно основанного в США института Toyota Research, в чью тематику входят беспилотники, сетевые технологии и удалённые сервисы, общение машин с инфраструктурой и тому подобные вещи. Первоначальные инвестиции в проект составят $5,5 млн.
В Калифорнии 1 апреля корпорации Aioi Nissay Dowa Insurance, Toyota Financial Services и Toyota Motor основали СП Toyota Insurance Management Solutions для развития телематических систем в страховании. Капитализация предприятия составит девять миллионов долларов, часть средств, кстати, предоставит фирма Toyota Connected, так как тема «умного» страхования пересечётся и с её исследованиями.
Эти шаги автомобильных компаний и их партнёров можно интерпретировать как ответ на пессимистичный прогноз Swiss Re. Современная электроника и интеллектуальные системы на транспорте, способные снизить риск аварий, точно так же помогут оптимизировать и улучшить страховой бизнес в автомобильной сфере. А значит, страховщики всё же останутся на плаву, хотя для этого им придётся попотеть.