Технологию ДВС без распределительных валов (не путать с бесклапанными) много лет доводили до ума по меньшей мере десяток компаний, от Renault до BMW и от Valeo до Ricardo. Но, похоже, в итоге успех улыбнётся шведам из FreeValve AB (это сестринская компания Koenigsegg Automotive AB), а первыми машинами с такими моторами могут оказаться... китайские Коросы. Ведь именно фирма Qoros Auto совместно с FreeValve представила в Пекине концепт с одноимённой технологией.
Разработка была начата ещё специалистами Кёнигсегга, которые перешли в отделившуюся компанию FreeValve. Причём первый их проект в этой области появился аж в 2000 году. Как уверяют инженеры, им удалось решить технические проблемы, которые испытывали проектировщики прежних аналогичных систем. Прототип устройства шведские конструкторы в течение ряда лет успешно испытывали на универсале Saab 9-5. Он прошёл 55 000 км с FreeValve, установленном на впуске, и затем ещё 10 000 км с FreeValve ещё и на выпуске. Благодаря Коросу эта система появилась на современном автомобиле.
При содействии FreeValve компания Qoros создала мотор Qamfree, который и водрузила на концепт. Партнёры не привели полных данных, но отметили, что технология позволяет добиться независимого и очень точного контроля над положением каждого клапана при открытии и закрытии в течение всего цикла. Беспрецедентный уровень гибкости настроек FreeValve PHEA превосходит прежние системы регулировки фаз и подъёма клапанов, а потому якобы позволяет добиться экономии топлива от 13 до 20%.
Кристиан фон Кёнигсегг заявил: «В ближайшее время приход технологии FreeValve PHEA окажется столь же большим скачком, как переход от карбюраторов к непосредственному впрыску топлива. Или даже более значительным». Жаль, разработчики не назвали точных сроков внедрения инновации в серию. Фирма Qoros изучит возможность появления системы на своих машинах, но пока — без конкретики.