Сингапур стал первым городом, где обычная публика получила доступ к сервису автономного такси. Мы уже рассказывали, что местные власти намерены провести целый ряд тестов перед запуском этой системы в эксплуатацию через пару-тройку лет. Для реализации идеи департамент транспорта пригласил крупных партнёров (например, гиганта Delphi Automotive). Но всех опередил небольшой американский стартап nuTonomy.
В Сингапуре nuTonomy не только вывела на улицы автономные хэтчи Renault Zoe и Mitsubishi i-MiEV (сейчас шесть машин, а к концу года будет двенадцать), но и первой в мире разрешила доступ к ним обычным пассажирам, всего на несколько дней опередив аналогичный проект Убера в Питтсбурге. Неделю назад компания Uber заявила, что очень скоро откроет пробный сервис такси-роботов для обычных клиентов. До сих пор на её тестовых беспилотниках ездили лишь сотрудники фирмы.
Дуг Паркер, главный операционный директор nuTonomy, заявил в интервью The Wall Street Journal: «Откровенно говоря, я думаю, Uber — это Голиаф, и мы должны показать, что наша технология работает и доходит до того уровня зрелости, который является жизнеспособным для рынка. Это технологическая гонка, и в ней будет несколько победителей».
Поскольку это лишь эксперимент, пассажиры не останутся в такси одни. Водитель фирмы nuTonomy будет всегда за рулём — он ничего не касается руками и нужен только для безопасности: сможет перехватить управление при сбое программы. Кстати, точно так же тест-пилоты будут находиться и в такси-роботах Убера (и они тоже на время эксперимента будут бесплатными). А на заднем кресле в роботе от nuTonomy сидит инженер, собирающий данные от бортовой системы автомобиля для последующего анализа.
Паркер также пояснил, что цель испытаний в Сингапуре — не только проверка железа и софта, но и постепенная адаптация публики к новации: «Мы не хотим, чтобы автономные такси были страшными». По оценке nuTonomy, в коммерческую эксплуатацию такси-роботы можно запустить уже в 2018 году, то есть раньше, чем намечал Дептранс Сингапура (2020-й). Добавим, фирма nuTonomy проводит эксперименты с беспилотниками в США и Британии. В последнем случае — в кооперации с компанией Jaguar Land Rover.
Бонус
Если говорить о перевозке людей в автономных шаттлах-маршрутках, то несколько таких экспериментов состоялись или идут сейчас. Например, в Гринвиче (в рамках проекта GATEway), в Люксембурге (пробные поездки), в Страсбурге и Лозанне (эксплуатация на ограниченных территориях типа технопарков) и Сьоне (в историческом районе города). Ещё есть интересный аппарат Olli и два аналогичных российских проекта: MatrЁshka и «Шатл».