Американская консалтинговая компания Navigant Research опубликовала рейтинг фирм, работающих в области беспилотного транспорта и полуавтономного вождения. Эксперты не занимались натурными испытаниями автопилотов и сравнением их реакции на дорожную обстановку, зато оценили достижения и перспективы восемнадцати компаний по многим другим критериям — от объявленных планов до проведённых экспериментов.
Были проанализированы видение фирмами будущего автономного транспорта, стратегия вывода соответствующих продуктов на рынок, партнёры по проектам, планы производства, технологии, продажи, маркетинг и дистрибуция, параметры и возможности систем автономного движения, качество и надёжность, портфолио продукции и жизнеспособность проектов.
По мнению аналитиков, лидерами в области полуавтономного вождения и подлинных беспилотников являются фирмы Ford Motor, General Motors, альянс Renault-Nissan и Daimler (именно в таком порядке). Следом идут Volkswagen Group, BMW и Waymo (сестринская фирма Гугла, сотрудничающая с FCA), чуть дальше Volvo (вместе с Autoliv и СП Zenuity), Delphi и Hyundai Motor. Корейцы и замыкают десятку лучших.
Вспомним и инвестиции в размере $700 млн в фордовский сборочный завод Flat Rock в Мичигане, который c 2021 года должен выпускать автономные машины четвёртого уровня (они не требуют вмешательства человека в большинстве ситуаций) для работы в разных «умных» транспортных системах типа того же каршеринга. Наконец, автогигант учредил подразделение Ford Smart Mobility LLC, которое займётся вопросами коммерциализации новой транспортной стратегии, в том числе решением проблем эксплуатации беспилотных автомобилей.
В активе Форда не только многолетние тесты беспилотников на дорогах и полигонах, но и сотрудничество с Мичиганским университетом, инвестиции в производителя лидаров Velodyne и компанию по разработке искусственного интеллекта Argo AI, а также стартап в области трёхмерного картографирования Civil Maps.
Достижения фирм за пределами лидирующей четвёрки никто особо не умаляет (чего только стоят самоходные такси NuTonomy). Но от первых четырёх компаний, по мнению Navigant Research, отстающих отличает отсутствие сильных партнёров, крупных инвестиций или доверия потребителей. Добавим, что «автономники» натыкаются и на законодательные препоны. Так было с китайской фирмой Baidu.
А особенно тут не везёт фирме Uber, которая одной из первых вывела на дороги такси-роботы и даже допустила в них простых пассажиров. Но вслед за успехом в Питтсбурге последовал казус с Сан-Франциско, где опыты пришлось остановить из-за разногласий с местными властями. А в феврале Waymo подала на Uber в суд. Согласно иску, бывший сотрудник Гугла бежал в Uber с чертежами лидара, которыми якобы и воспользовались конкуренты... А что касается рейтинга, то на его счёт есть и альтернативные мнения.