Платформа GM SURUS позволит создать семейство машин

Леонид Попов, . Фото: General Motors

Перед нами тот случай, когда привычный термин «платформа» подходит к конструкции лучше всего и понимается буквально. Различные кузова соединяются с таким шасси при помощи креплений и электрических разъёмов.

Услышав про готовящийся к выходу прототип на топливных элементах от GM, мы ждали нечто вроде пикапа Chevrolet Silverado HD, переведённого на водород, коль скоро с Colorado такой трюк автогигант уже провернул. Всё оказалось куда интереснее. Концерн вернулся к свой давней идее универсальной самоходной платформы со сменными надстройками (Autonomy, Hy-Wire). Только раньше это были типичные легковушки, а теперь мы видим самоходную тележку SURUS для более тяжёлой техники. Причём разработчики подчёркивают: платформа эта масштабируемая.

Концепт создан под эгидой всего концерна GM, подобно тому, как группа Volkswagen недавно построила автономный шаттл. Наверняка отработанные здесь элементы послужат основой для прототипов уже под отдельными марками GM.

Сокращение SURUS означает Silent Utility Rover Universal Superstructure — «утилитарный бесшумный вездеход с надстройкой». Ключевые моменты тут, помимо экологической чистоты, — почти полная бесшумность, отсутствие запаха выхлопных газов и низкая тепловая подпись, а также высокая проходимость. Потому главным потребителем автомобилей на основе тележки SURUS концерну представляется армия США. Не зря SURUS дебютировал на конференции армейской ассоциации AUSA. Впрочем, проект назван коммерческим, и гражданские области применения тут тоже предполагаются: от комтранса и внедорожной скорой помощи до машин для ремонтных бригад.

Автомобиль снабжён литиевым аккумулятором. Аппарат не только заправляется водородом, но и умеет заряжаться от сети (есть порт скоростной зарядки). Ещё SURUS способен питать от своей батареи или от топливных элементов внешнее оборудование, ради чего предусмотрено несколько типов розеток на разное напряжение.

Конденсируя пар от топливных элементов, можно получать питьевую воду для полевого лагеря.

Полный электрический привод Суруса дополнен всеми управляемыми колёсами. Ещё заявлены передовая подвеска (подробности не раскрыты), топливные элементы второго поколения (технология Hydrotec) и продвинутая силовая электроника. Одна заправка водородом обеспечивает этой машине запас хода более чем в 400 миль (644 км).

Платформа SURUS способна ездить автономно. На основе Суруса можно построить мобильную электростанцию для чрезвычайных ситуаций или самоходный транспортный модуль для работы если не на шоссе, то по меньшей мере в портах и на складах.

Разработчики водородной тележки в качестве особого достоинства преподносят именно её универсальность. Мол, на ней можно возвести какую угодно надстройку. Автономность же открывает новые возможности как для транспортировки грузов по трассам, так и вне дорог. Американцы заявили, что несколько Сурусов теоретически смогут идти в беспилотном режиме за машиной-лидером (на практике такое движение уже испытывала фирма Volvo). Это означает сокращение потребности в персонале.

Среди фантазий GM на тему надстроек к Сурусу есть и такой вот грузовичок (не зря американцы уточнили — разработанное ими шасси можно увеличивать). Этот аппарат уводит нас от главного профиля журнала, но мы не могли пройти мимо столь интересной машины.

Концерн не уточнил, когда военные смогут опробовать SURUS в деле, а вот водородный пикап Colorado ZH2 они уже испытывают и пока остались довольны (тесты продлятся до весны 2018-го). В частности, движущийся такой пикап можно определить по звуку на расстоянии в десять раз меньшем, чем обычный, с ДВС. Есть и другие преимущества (например, высокая тяга электромоторов на низах). А в роли передвижной электростанции такая машина экономичнее дизеля. В общем, новаторам из GM осталось только продемонстрировать какие-нибудь передвижные водородные заправки для полевых условий, дабы окончательно очаровать военных.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Крупным планом


Комментарии

Загружаем комментарии...