Услышав про готовящийся к выходу прототип на топливных элементах от GM, мы ждали нечто вроде пикапа Chevrolet Silverado HD, переведённого на водород, коль скоро с Colorado такой трюк автогигант уже провернул. Всё оказалось куда интереснее. Концерн вернулся к свой давней идее универсальной самоходной платформы со сменными надстройками (Autonomy, Hy-Wire). Только раньше это были типичные легковушки, а теперь мы видим самоходную тележку SURUS для более тяжёлой техники. Причём разработчики подчёркивают: платформа эта масштабируемая.
Сокращение SURUS означает Silent Utility Rover Universal Superstructure — «утилитарный бесшумный вездеход с надстройкой». Ключевые моменты тут, помимо экологической чистоты, — почти полная бесшумность, отсутствие запаха выхлопных газов и низкая тепловая подпись, а также высокая проходимость. Потому главным потребителем автомобилей на основе тележки SURUS концерну представляется армия США. Не зря SURUS дебютировал на конференции армейской ассоциации AUSA. Впрочем, проект назван коммерческим, и гражданские области применения тут тоже предполагаются: от комтранса и внедорожной скорой помощи до машин для ремонтных бригад.
Полный электрический привод Суруса дополнен всеми управляемыми колёсами. Ещё заявлены передовая подвеска (подробности не раскрыты), топливные элементы второго поколения (технология Hydrotec) и продвинутая силовая электроника. Одна заправка водородом обеспечивает этой машине запас хода более чем в 400 миль (644 км).
Разработчики водородной тележки в качестве особого достоинства преподносят именно её универсальность. Мол, на ней можно возвести какую угодно надстройку. Автономность же открывает новые возможности как для транспортировки грузов по трассам, так и вне дорог. Американцы заявили, что несколько Сурусов теоретически смогут идти в беспилотном режиме за машиной-лидером (на практике такое движение уже испытывала фирма Volvo). Это означает сокращение потребности в персонале.
Концерн не уточнил, когда военные смогут опробовать SURUS в деле, а вот водородный пикап Colorado ZH2 они уже испытывают и пока остались довольны (тесты продлятся до весны 2018-го). В частности, движущийся такой пикап можно определить по звуку на расстоянии в десять раз меньшем, чем обычный, с ДВС. Есть и другие преимущества (например, высокая тяга электромоторов на низах). А в роли передвижной электростанции такая машина экономичнее дизеля. В общем, новаторам из GM осталось только продемонстрировать какие-нибудь передвижные водородные заправки для полевых условий, дабы окончательно очаровать военных.