Британская фирма Umbrellium по заказу страховой компании Direct Line и рекламного агентства Saatchi & Saatchi создала образец пешеходного перехода будущего — Starling Crossing (STigmergic Adaptive Responsive LearnING Crossing, стигмергический адаптивный откликающийся обучающийся переход). Первое слово мы ещё поясним подробно, а пока главное: 22-метровый участок улицы видит пешеходов и велосипедистов и привлекает к ним внимание водителей светящейся графикой.
Основная гордость Амбреллиума это не плитки с диодами, а самообучающаяся программа распознавания образов на основе нейронной сети. Она фиксирует при помощи пары камер высокого разрешения обстановку, узнаёт пешеходов и других участников движения, анализирует их перемещение (координаты, скорость, направление) и прогнозирует дальнейшую траекторию.
Дорога может реагировать на пешеходов по-разному, в зависимости от их числа и других обстоятельств. Например, рано утром, когда людей мало, зебра может появиться лишь при приближении человека к краю проезжей части. А вот если система знает, что в соседнем кинотеатре закончился сеанс, она может высветить переход заранее, да ещё большей ширины, чем обычно, тем самым готовясь к наплыву публики.
Другая ситуация — ребёнок, выбежавший на дорогу вслед за укатившимся мячом. Компьютер распознаёт и такой сценарий, и при помощи ярких меток создаёт вокруг малыша зону безопасности. Сигналы выводятся на поверхность улицы и в том случае, если вышедший на проезжую часть человек оказывается в слепой зоне у водителя. Система оценивает и его поле зрения.
Теперь понятно, почему изобретатели использовали малознакомое слово «стигмергия» (оно впервые появилось в биологии). Стигмергией называется механизм спонтанного непрямого взаимодействия между индивидами, форма самоорганизации живых сообществ, например, муравейников. Принцип прост: одни особи в ходе своей работы оставляют метки (допустим, феромоны), влияющие на поведение других. В результате им удаётся строить сложные структуры без централизованного планирования и прямой связи между организмами. В нашем примере это светящиеся «метки» пешеходов, воспринимаемые водителями.
Cтигмергический переход, таким образом, — форма самоорганизации потоков людей и транспорта. При этом отклик участка улицы в зависимости от развития ситуации на дороге может со временем изменяться. Тут поможет то самое заявленное самообучение: система Starling Crossing смотрит, какие шаблоны знаков и в каких местах приводят к наиболее безопасному пересечению проезжей части пешеходами. И если выходящие из метро люди перебегают улицу по диагонали, компьютер, в конце концов, начнёт выводить на поверхность диагональную зебру, принимая стихийно сложившуюся «тропу».
Жаль, что британцы не раскрыли цену этого 22-метрового прототипа. Зато указали, что его создание заняло более девяти месяцев. О дальнейшей судьбе разработки тоже пока ничего не известно. Мы добавим, что идея «умной дороги» с разнообразными изменяемыми надписями и символами всплывает не первый раз (мы знаем минимум два таких проекта, остановившихся на стадии демонстрационных прототипов). Обезопасить переход разнообразной автоматической подсветкой изобретатели тоже пробовали. В качестве экзотики тут даже предлагались лазеры и голограммы. Распространению таких систем мешают то ли просчёты создателей, то ли просто высокие затраты. Или оба фактора сразу.