Улеглась пыль. Категоричные заявления на тему «автономная машина впервые убила пешехода» сменились более взвешенными рассуждениями. А Национальное управление по дорожной безопасности США (NHTSA) и Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) приступили к расследованию, которое призвано выяснить, почему всё же беспилотник фирмы Uber не заметил велосипедистку в городе Темпе (Аризона). Выяснение всех обстоятельств может занять год.
Сильвия Мойр, начальник полиции Темпе, рассказала о просмотре видеозаписи с уберовского беспилотника. На ней видно, что женщина, которая шла пешком и толкала свой велосипед, нагруженный мешками, появилась перед машиной из темноты внезапно. «Стало ясно, что было бы трудно избежать этого столкновения в любом случае», — заявила Мойр. Автомобиль находился в режиме автономного движения и шёл (по предварительным данным) с небольшим превышением (38 миль/ч в зоне с лимитом 35). Велосипедистка в момент происшествия не находилась на пешеходном переходе, уточнила полиция. Водитель-испытатель, присутствовавший в кабине как раз на случай сбоя автоматики, очевидно, не успел среагировать. Фактически первым признаком аварии стал звук удара — рассказал он. Ни жертва, ни водитель не были пьяны, добавили полицейские.
Разумеется, фирма Uber приостановила свои испытания беспилотников на улицах в США и Канаде (Финиксе, Питтсбурге, Торонто и ряде других мест). Более того, на аналогичный шаг по просьбе властей Бостона пошёл стартап nuTonomy, у которого там есть собственный испытательный проект по беспилотникам. В nuTonomy заявили, что хотят лишний раз убедиться в безопасности экспериментов. О приостановке испытаний беспилотников в США заявила и компания Toyota. Однако не все участники подобных проектов откликнулись. Зато Джон Симпсон, директор по вопросам технологий организации Consumer Watchdog, заявил, что столкновение подчеркнуло необходимость ужесточения правил для данных тестов. «Роботы-машины не могут точно предсказать поведение человека, и реальная проблема связана с взаимодействием между людьми и роботами», — сказал он.
Адвокаты Симпсона призвали к национальному мораторию на испытания беспилотных автомобилей после случая в Аризоне. Это наступление противников автономного транспорта тем более важное, что в ряде штатов (Аризона, Мичиган, Калифорния) уже разрешены подобные испытания без человека за рулём. Линда Бейли, исполнительный директор Национальной ассоциации должностных лиц городского транспорта (Nacto), заявила, что сейчас нет достаточного контроля над тестированием и что некоторые местные власти попросту перегружены, пытаясь понять автономную технологию и присущие ей ограничения.
В этой связи стоит вспомнить другую катастрофу с «жертвой беспилотника» в 2016-м, когда водитель Теслы S погиб, врезавшись на большой скорости в трейлер, разворачивающийся поперёк дороги. Компания Tesla всегда предупреждала, что её автопилот лишь помогает в преодолении пути, но не отменяет для водителя необходимости наблюдать за обстановкой, ради подстраховки. Судя по портативному DVD-плееру, найденному в кабине Теслы, и по показаниям водителя грузовика, который слышал в разбитой машине звуки из фильма о Гарри Поттере, жертва той аварии вообще не следила за происходящим.
В 2017 году NTSB оправдала Теслу, заявив, что у водителя было целых семь секунд на то, чтобы увидеть начавший разворачиваться трейлер, и что расследование не нашло недостатков в работе автопилота. Это фактически означает признание: автоматика не гарантирует распознавание препятствий в 100% случаях (камеры не успели выделить белый трейлер на фоне светлого неба). Кстати, помимо той аварии с Теслой S у модели было ещё два значимых столкновения, в том числе смертельное, когда легковушки протаранили стоявшие на дороге уборочную машину и пожарный грузовик. Правда, в случае смертельного ДТП в Китае сильно разбитый автомобиль не позволил точно установить, работал ли автопилот в момент столкновения.
В любом случае, представители Теслы, не отрицая необходимости дальнейшего развития технологии, обращают внимание общества на такой момент: число аварий с машинами, идущими в режиме автопилота, отнесённое к числу пройденных ими миль, заметно меньше, чем число аварий с водителями-людьми. То есть даже несовершенная автоматика статистически безопаснее человека. И всё же тысячи пешеходов, гибнущих на дорогах мира ежегодно, не заставляют власти запретить вождение как таковое. В общем, к трагедии в Темпе можно подходить с разных сторон.