Авария Убера побудила ряд соперников остановить тесты

Леонид Попов, . Фото: Ardavan Bidgoli/theverge.com, ABC-15, ATG, androidheadlines.com

Авария Убера подняла новые вопросы не столько к этой компании, сколько вообще к автопромышленности и властям, перешедшим к испытаниям автономного транспорта на дорогах общего пользования и городских улицах: не слишком ли рано?

Улеглась пыль. Категоричные заявления на тему «автономная машина впервые убила пешехода» сменились более взвешенными рассуждениями. А Национальное управление по дорожной безопасности США (NHTSA) и Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB) приступили к расследованию, которое призвано выяснить, почему всё же беспилотник фирмы Uber не заметил велосипедистку в городе Темпе (Аризона). Выяснение всех обстоятельств может занять год.

Компания Uber, известная по всему миру сервисом такси, использует для опытов с автономными легковушками машины марок Ford и Volvo, однако это самостоятельный проект с собственными «железом» и софтом. У обеих упомянутых компаний есть свои крупномасштабные проекты по беспилотникам.

Сильвия Мойр, начальник полиции Темпе, рассказала о просмотре видеозаписи с уберовского беспилотника. На ней видно, что женщина, которая шла пешком и толкала свой велосипед, нагруженный мешками, появилась перед машиной из темноты внезапно. «Стало ясно, что было бы трудно избежать этого столкновения в любом случае», — заявила Мойр. Автомобиль находился в режиме автономного движения и шёл (по предварительным данным) с небольшим превышением (38 миль/ч в зоне с лимитом 35). Велосипедистка в момент происшествия не находилась на пешеходном переходе, уточнила полиция. Водитель-испытатель, присутствовавший в кабине как раз на случай сбоя автоматики, очевидно, не успел среагировать. Фактически первым признаком аварии стал звук удара — рассказал он. Ни жертва, ни водитель не были пьяны, добавили полицейские.

Несчастье произошло в воскресенье в десять часов вечера. На улице было довольно темно, что могло затруднить работу камер. Однако и следствию, и специалистам Убера предстоит выяснить, что помешало корректной работе лидара и радаров. Были ли это загрязнения, или что-то ещё помешало обзору, или случился сбой в программе.

Разумеется, фирма Uber приостановила свои испытания беспилотников на улицах в США и Канаде (Финиксе, Питтсбурге, Торонто и ряде других мест). Более того, на аналогичный шаг по просьбе властей Бостона пошёл стартап nuTonomy, у которого там есть собственный испытательный проект по беспилотникам. В nuTonomy заявили, что хотят лишний раз убедиться в безопасности экспериментов. О приостановке испытаний беспилотников в США заявила и компания Toyota. Однако не все участники подобных проектов откликнулись. Зато Джон Симпсон, директор по вопросам технологий организации Consumer Watchdog, заявил, что столкновение подчеркнуло необходимость ужесточения правил для данных тестов. «Роботы-машины не могут точно предсказать поведение человека, и реальная проблема связана с взаимодействием между людьми и роботами», — сказал он.

Адвокаты Симпсона призвали к национальному мораторию на испытания беспилотных автомобилей после случая в Аризоне. Это наступление противников автономного транспорта тем более важное, что в ряде штатов (Аризона, Мичиган, Калифорния) уже разрешены подобные испытания без человека за рулём. Линда Бейли, исполнительный директор Национальной ассоциации должностных лиц городского транспорта (Nacto), заявила, что сейчас нет достаточного контроля над тестированием и что некоторые местные власти попросту перегружены, пытаясь понять автономную технологию и присущие ей ограничения.

Опыты Убера с беспилотниками, проводимые его исследовательским подразделением Advanced Technologies Group (ATG), начались в 2016 году с Питтсбурга, где тесты включали не только работу водителей-испытателей, но и пробные поездки с обычными пассажирами.

В этой связи стоит вспомнить другую катастрофу с «жертвой беспилотника» в 2016-м, когда водитель Теслы S погиб, врезавшись на большой скорости в трейлер, разворачивающийся поперёк дороги. Компания Tesla всегда предупреждала, что её автопилот лишь помогает в преодолении пути, но не отменяет для водителя необходимости наблюдать за обстановкой, ради подстраховки. Судя по портативному DVD-плееру, найденному в кабине Теслы, и по показаниям водителя грузовика, который слышал в разбитой машине звуки из фильма о Гарри Поттере, жертва той аварии вообще не следила за происходящим.

Компания Uber уже кратковременно прекращала тесты в том самом городе Темпе из-за аварии, случившейся весной 2017 года (на фото, в ней никто не пострадал). Ранее, в конце 2016-го, был приостановлен «беспилотный» проект Убера в Сан-Франциско из-за несогласования его с властями. Полиция Темпе выяснила, что беспилотник Убера не был виноват в аварии, и компания восстановила опыты в городе. Тогда же, в марте, были возобновлены и тесты в Сан-Франциско.

В 2017 году NTSB оправдала Теслу, заявив, что у водителя было целых семь секунд на то, чтобы увидеть начавший разворачиваться трейлер, и что расследование не нашло недостатков в работе автопилота. Это фактически означает признание: автоматика не гарантирует распознавание препятствий в 100% случаях (камеры не успели выделить белый трейлер на фоне светлого неба). Кстати, помимо той аварии с Теслой S у модели было ещё два значимых столкновения, в том числе смертельное, когда легковушки протаранили стоявшие на дороге уборочную машину и пожарный грузовик. Правда, в случае смертельного ДТП в Китае сильно разбитый автомобиль не позволил точно установить, работал ли автопилот в момент столкновения.

Полностью автономные машины опираются на десятки сенсоров нескольких типов, от ультразвуковых датчиков до радаров, лидаров, камер и даже лазерных сканеров. По мере продвижения технологии в серию вся эта начинка должна становиться компактнее, незаметнее и дешевле. Однако, похоже, дело идет только к росту всевозможных «глаз».

В любом случае, представители Теслы, не отрицая необходимости дальнейшего развития технологии, обращают внимание общества на такой момент: число аварий с машинами, идущими в режиме автопилота, отнесённое к числу пройденных ими миль, заметно меньше, чем число аварий с водителями-людьми. То есть даже несовершенная автоматика статистически безопаснее человека. И всё же тысячи пешеходов, гибнущих на дорогах мира ежегодно, не заставляют власти запретить вождение как таковое. В общем, к трагедии в Темпе можно подходить с разных сторон.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...