Ассоциация CHAdeMO, продвигающая одноимённый стандарт скоростной зарядки электромобилей постоянным током, опубликовала новый протокол CHAdeMO 2.0, позволяющий соответствующим зарядным колонкам выдавать мощность до 400 кВт (400 A×1 кВ). Это позволит перспективным электрокарам при соответствующих возможностях батареи заряжаться намного быстрее, чем нынешние. Поясним: действующий протокол CHAdeMO 1.2 допускает зарядку мощностью до 200 кВт (400 A×500 В), однако львиная доля развёрнутых станций на практике довольствуется лишь 50 киловаттами.
Чтобы оценить темп зарядки при системе на 400 кВт, поделите ёмкость батареи на это число. У нового Ниссана Leaf, например, аккумулятор на 40 кВт•ч. Чисто формально получаем 0,1 часа или шесть минут (если бы он мог принимать такой ток). На практике будет дольше, поскольку заряд с максимальными параметрами идёт лишь в начале, а к концу наполнения батареи темп падает. Но даже 15 минут «до полного бака» были бы просто шикарным предложением. Сейчас при столбике на 50 кВт только первые 80% наполнения батареи требуют минут 45–50.
Новый протокол является важным шагом в борьбе с конкурирующим форматом CCS, активно продвигаемым в Европе и США, в основном «немцами». Сторонники CCS уже развернули строительство зарядных комплексов нового поколения, рассчитанных на мощность до 350 кВт. А значит, и CHAdeMO (основные его сторонники — японские производители) не стоит дремать. Добавим, что стандарт CHAdeMO 2.0 допускает зарядку машин как через известный разъём, так и через пантографы на крыше (последнее актуально для электробусов, получающих «быструю» подпитку на остановках). Причём в первом случае в станциях нового поколения будут применяться зарядные кабели с жидкостным охлаждением.