Издание Auto Express опубликовало расследование, которое, как ожидается, наведёт шороху в британском автобизнесе. Выяснилось, что автомобили, которые после ДТП были списаны страховщиками «в утиль», ремонтируются и продаются ничего не подозревающим клиентам как беспроблемные. Проверка VIN-номера по базам не даёт узнать, что машина была серьёзно повреждена и списана, то есть в «серой» схеме присутствует прямая угроза безопасности на дорогах. Речь идёт об обороте примерно 100 000 легковушек в год.
Вот как это работает. Бюро страховщиков транспортных средств (MIB) ведёт общенациональную базу данных MIAFTR. В неё вносят информацию 97% страховых компаний, и, по идее, они делают это добросовестно. Затем базу MIAFTR, слепо доверяя ей, использует главный регулятор DVLA (Driver and Vehicle Licensing Agency), а также крупнейшие электронные сервисы для проверки истории автомобиля — Experian AutoCheck и HPI.
Однако в бюрократизированной системе есть лазейки, позволяющие не заносить битый автомобиль в MIAFTR. Во-первых, страховщик вовсе не обязан использовать эту базу. Закон не требует. Все просто привыкли, что информация в неё добавляется добровольно, «сама по себе». Во-вторых, если машина застрахована «на стороне» и не в полной мере, она не попадёт в реестр как списанная.
В-третьих, база MIAFTR обновляется с задержками: иногда данные опаздывают на месяцы, бывает и на год. Например, кто-то вносит информацию вручную, дожидаясь, пока сформируется некая партия, кто-то отправляет по почте бумажные уведомления. Срок не регулируется законодательством. В общем, система дырявая и нуждается в пересмотре, а пока Auto Express просит покупателей подержанных автомобилей держать ухо востро.