Компания Ronn Motor Group из Скотсдейла (Аризона) анонсировала выход в 2022 году кроссовера на водородных топливных элементах, названного Myst. Может показаться, что в имени содержится намёк на мистику или тайну, но это искажённое mist («туман»), отсылка к выхлопу в виде водяного пара. Автомобиль будет построен на новой модульной платформе Q-Series, цитирует релиз фирмы Motor1.com. Она ляжет в основу линейки продуктов, включающей разные кроссоверы и вэны. В планах также упомянуты спорткары, седаны и даже автобусы с грузовиками (у двух последних будет своё собственное шасси). Заявление это не было бы таким интересным, если бы не поддержка Ronn Motor из Китая, которая даёт нам некоторые основания для оптимистичного взгляда на проект.
У американской фирмы есть четыре СП с китайскими партнёрами, открывающими Ронну доступ к мощностям сразу нескольких автомобильных предприятий в Поднебесной и к их исследовательским и конструкторским отделам. Партнёры: фирмы Durabl (Jiangsu) Motors из города Пичжоу провинции Цзянсу, со сборочным предприятием также в провинции Хэнань, Jiangsu Hanwei Automobile (город Тайчжоу), Jiangsu Kawei Automotive Industrial Group (город Даньян). А четвёртое СП создано с муниципальным правительством города Тайсин, которое выделило на развитие проекта $2,2 млн. Американцы также упоминают соглашение с городом Циндао. Он сделал заказ на водородные развозные фургоны с потенциальным объёмом сделки на $200 млн.
История фирмы не менее интересна, чем проекты на будущее. Началась она с прототипа Scorpion 2008 года. Он оснащался твинтурбошестёркой 3.5 от Акуры, выдававшей 450 сил и разгонявшей машину до 60 миль/ч (97 км/ч) за 3,5 с. Спорткар питался бензином и водородом (пропорции менялись в зависимости от режима движения). Водород вырабатывался прямо на борту в электролизёре (в Скорпионе имелся бак на 1,5 л воды).
Схема кажется бессмысленной, но американцы говорили, что электролизёр брал энергию из электрической сети автомобиля во время торможения, а сам водород, добавляемый в камеру сгорания, помогал лучше сгорать и бензину. Так якобы получалась экономия. Кузов для прототипа (каркас из стали, внешние панели из углепластика) создала калифорнийская фирма Metalcrafters. Scorpion изрядно поколесил по выставкам на разных континентах и послужил отправной точкой в следующем проекте.
Разработчики отказались от ДВС, оставив основу и дизайн Скорпиона. Так появился проект родстера Phoenix. По задумке фирмы, в движение его будут приводить четыре электромотора (по одному для каждого колеса) суммарной мощностью 600–700 сил. Разгон до 60 миль/ч займёт 2,5 с. Максималку ограничат электроникой на уровне 290 км/ч. Батарея будет ёмкостью 60 кВт•ч («база») или 90 кВт•ч (опция). Запас хода только на аккумуляторе — до 560 км.
Но помимо батареи в виде опции на Phoenix можно будет поставить баллоны на шесть килограммов водорода и топливные элементы, подзаряжающие аккумулятор в пути. С водородом пробег родстера увеличится на 320-480 км (итого до 1040 км, по верхней оценке). По подобной схеме должны создаваться и остальные модели марки: электропривод, тяговый аккумулятор, водород и топливные элементы в роли «расширителя дальности». Прямо как у пары Renault Kangoo и Master Z.E. Hydrogen, где тяговая батарея, заряжаемая от сети, является главным источником энергии, а водородная система — дополнительным.