Хэтчбек Audi A7 Sportback h-tron quattro, оснащённый водородными топливными элементами, немцы называют гибридом. Дело в том, что литиевая батарея, накапливающая энергию рекуперации и играющая роль буфера между водородными ячейками и электромоторами, способна и в одиночку обеспечивать движение на расстояние до 50 км. К тому же она заряжается от сети. Запас хода концепта превышает 500 км. При этом расход составляет около одного кг водорода на 100 км. По содержанию энергии это эквивалентно 3,7 л бензина.
Это не первый опытный автомобиль Audi на топливных элементах. Ранее были построены экспериментальные A2H2 (2004) и Q5 HFC (2009). В A7 идея получила развитие: теперь водородную легковушку можно использовать просто как электромобиль. В зависимости от розетки (360/230 В) время зарядки аккумулятора ёмкостью 8,8 кВт•ч колеблется от двух до четырёх часов. Батарея, кстати, взята от гибрида A3 Sportback e‑tron.
Каждая ось новинки приводится своим электромотором мощностью 85 кВт (кратковременно до 114 кВт) и с максимальным крутящим моментом 270 Н•м. Так что в распоряжении водителя — в сумме 170 кВт (231 л.с.) и 540 Н•м. При этом каждый из моторов приводит свою ось через одноступенчатую планетарную передачу с отношением 7,6:1. Снаряжённая масса A7 Sportback h-tron quattro равна 1950 кг, разгон с места до 100 км/ч занимает 7,9 с. Максималка — 180 км/ч.
Селектор, оставшийся от обычной автоматической трансмиссии, в экспериментальной «а-седьмой» не только переключает режимы парковки (каждый электромотор снабжён собственным трансмиссионным стояночным тормозом), «Драйва» и заднего хода. Если перевести рычаг в положение S, повышается степень рекуперации при торможении. Вообще, концепт пытается, покуда возможно, тормозить за счёт электродвигателей, пополняя батарею, и лишь при очень интенсивном замедлении в дело вступают обычные тормозные механизмы.
Одновременно с Audi A7 Sportback h-tron quattro в Лос-Анджелесе отпраздновал премьеру универсал Golf SportWagen HyMotion. Компания Volkswagen гордо сообщает, что Golf стал первым в мире автомобилем, на котором были реализованы все доступные ныне типы силовых установок (бензин, дизель, метан, гибрид, чисто электрический привод и вот теперь — топливные элементы). Что до последнего варианта, то он получился несколько проще родственника от Audi. Универсал HyMotion — переднеприводный. Спереди тут стоит электромотор мощностью 100 кВт (136 л.с.), который позволяет машине набирать сотню с места за 10 с.
Пока в планах у Фольксвагена нет запуска водородного Гольфа в серию. Нужно, мол, подождать более широкого распространения соответствующих заправок. (Соперники не ждут, а с помощью партнёров сами развивают такие сети.) Зато потом немцы готовы развернуться вовсю. А то, что водородная технология совместима не только с платформой MQB, доказывает ещё один экспериментальный водородный автомобиль, вышедший на тесты вместе с Гольфом: седан Passat HyMotion, построенный на основе американского Пассата.
В фирме Volkswagen уверены, что водород в качестве топлива лучше применять только в том случае, если электроэнергия для его выработки получена из альтернативных источников. А они, как известно, всё ещё дороги. Но технологии непрерывно совершенствуются, а стоимость «зелёного» электричества постепенно падает.
Германский концерн со своей стороны готов поддержать этот тренд снижением стоимости машин на водороде в случае начала их массового выпуска. Немцы говорят, что в таком случае цена будет привлекательной, но не конкретизируют, насколько. Интересно было бы сравнить прогноз Фольксвагена по цене серийного водородного Гольфа с уже запущенным на поток седаном на топливных элементах Toyota Mirai (семь миллионов иен, или 2,62 млн рублей).