Коробки передач попытаются угадывать желания водителя

Леонид Попов, . Фото: BMW, Rolls-Royce

Как и другие системы, анализирующие дорожную обстановку впереди и заранее предупреждающие опасное развитие ситуации (например, проект simTD, в котором принимает участие BMW), новая коробка передач «с интуицией» создаётся под знаменем борьбы за безопасность. Но кажется, что более важная причина появления технологии — совсем в другом.

Только-только автоматические коробки передач стали достаточно быстрыми и «умными», чтобы водители перестали замечать их работу, как появился новый повод для беспокойства. Компания BMW разрабатывает систему Predictive DriveTrain, в котором «автомат» предсказывает, какая передача может понадобиться вам в следующий момент, и, к примеру, включает пониженную ещё до того как вы продавите педаль газа до кикдауна. На первый взгляд такую услужливость можно только приветствовать, но к технологии есть вопросы.

Под знаменем повышения экономичности «автоматы» нарастили число передач. Вот уже и восемь ступеней (как на этом «автомате» для BMW) стали самым обыденным делом. Но если вверх современные коробки переключаются действительно быстро, то не столь расторопное сбрасывание передач в начале интенсивного разгона по-прежнему может вызвать недовольство водителя.

Современные коробки «любят» как можно раньше уходить наверх, опять же в угоду экономичности. И BMW тут не исключение, несмотря на весь свой драйверский имидж. Так что «предсказывающая коробка» может быть просто способом решения проблемы запаздывания при кикдауне, и не в лоб (повышением быстродействия «железа»), а в обход. Чем бы ни закончился опыт, компанию следует похвалить уже за одну попытку.

Общий принцип работы системы кажется несложным. Она использует радар и датчики систем активной безопасности (адаптивный круиз, контроль слепых зон и так далее) для слежения за обстановкой вокруг. Если, например, вы быстро приближаетесь к медленному автомобилю, электроника предполагает, что вы пойдёте на обгон. В обычной ситуации только после кикдауна вы получите пониженную ступень и солидный запас тяги для ускорения. Но всё это произойдёт с задержкой, что может быть небезопасно, особенно при выезде на встречную полосу. С Predictive DriveTrain «умная» коробка сбросит нужное число ступеней, едва только водитель прикоснётся к рычажку поворотника. Аналогично, если датчики обнаружат быстро приближающийся автомобиль в слепой зоне зеркал, «автомат» может сам перекинуть ступень вниз, чтобы дать водителю возможность резко уйти от потенциального столкновения.

Идея с предсказанием оптимальной передачи сама по себе не нова. В той же «вселенной BMW» она не раз всплывала. К примеру, в купе Rolls-Royce Wraith «автомат» заранее выбирает оптимальную передачу, исходя из рельефа местности и типа трассы впереди, а в новом Mini коробка передач умеет сбрасывать ступень при приближении к повороту. Тут можно вспомнить и наработки Audi: «предсказывающий ассистент», который подсказывает водителю наиболее оптимальный стиль движения исходя из обстановки впереди (поворотов, перекрёстков, спусков и подъёмов, въездов в населённые пункты). Но все эти системы создавались как средство повышения экономичности и активной безопасности. И опираются они на навигатор и карту местности, тогда как в новой системе BMW используются «глаза и уши» автомобиля.

Учитывая, сколь различны бывают манеры вождения, в том числе действия водителя при обгоне, нетрудно предсказать, что единый для всех алгоритм срабатывания системы может оказаться потенциальным фактором раздражения. Будет просто замечательно, если такая коробка научится сбрасывать ступени, действительно когда водитель этого хочет. А представьте быстрое приближение автомобиля сзади, при котором ваш «автомат» самовольно переключается вниз, а стрелка тахометра вдруг взметается вверх, предлагая поиграть в «гонки». Поневоле будешь искать, где тут кнопка отключения столь предусмотрительной системы. Так что у нового витка развития «умных автоматов» немало подводных камней. Интересно, как их смогут обойти в BMW. В компании говорят, что система Predictive DriveTrain будет интенсивно тестироваться до 2015 года, а далее, может быть, появится на серийных автомобилях.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...