В России для многих дрифт — это клубы белого дыма из-под колёс автомобиля на ночной парковке торгового центра. Извращённое понимание. А между тем езда в управляемом заносе — целое искусство, берущее начало в Японии 1970-х годов. У истоков стоял чемпион JTCC Кунимицу Такахаси, который нередко использовал управляемые заносы в кольцевых гонках. К концу 1980-х окончательно сформировал и развил идею Кэйити Цутия — стритрейсер, получивший впоследствии прозвище «Dorikin» (от drift king — король дрифта). С 1996 года официальные соревнования по дрифту проводятся в США, а с 2010-го — и в России. А можно стать локальным «дорикином», посещая дрифт-курсы школы вождения BMW? Нет. И на это есть веские причины.
Если бы в Сорочаны с нами приехали Такахаси и Цутия, они бы точно улыбались. Снисходительно. Дрифт начинается с правильного автомобиля. Но на асфальтовой площадке перед нами серийные BMW - две дизельные «двушки» и две бензиновые «трёшки» (инструкторский хэтчбек первой серии не в счёт). Они все заднеприводные. На этом сходство с классическим дрифт-каром заканчивается. А где блокировка дифференциала? Без неё дрифт - что мужчина без женщины. Немыслимо! Более того, знающие люди чаще всего задний дифференциал попросту заваривают, чтобы скользилось ещё лучше. Обычным моделям BMW «самоблок» недоступен, а ставят его лишь на «заряженные» M-версии. Есть, конечно, система стабилизации, обученная имитировать работу блокировки, но она - что мёртвому припарка.
Нас поделили на две группы, по четыре человека в каждой. Я был в той, которой достались два седана BMW 328i. У коллег из другого лагеря — пара купе BMW 220d. У бензинового турбомотора крутящий момент 350 Н•м доступен в широком диапазоне с 1250 до 4800 об/мин, а у дизеля с его 380 Н•м — с 1750 до 2750 об/мин. Но инструктор заверил, что в деле эта разница роли не сыграет. Значение имеет только слаженность твоих действий при движении рулём, работе газом и взгляде. К слову, именно то, куда направлен взор водителя, имеет огромное значение. Ты всегда должен смотреть туда, где тебе нужно оказаться.
Первое задание: провести в управляемом скольжении целый круг, обозначенный разметкой и конусами. Сначала был тихий ужас. Даже сорвать машину в занос было не так легко, как казалось. Въехал на дугу, утопил акселератор, а седан едет мордой наружу. Голос инструктора из рации: «Слишком быстро ехал изначально, неуверенно давил газ». В следующей попытке умерил пыл, акселератор нажал одним чётким и резким движением, но, протянув «трёшку» в заносе пару секунд, развернулся на 180 градусов. «Проспал с коррекцией заноса рулём», — оповестил меня задорный голос наставника.
Позже с рулём я всё-таки договорился, но вот с двигателем... Даже в режиме Sport и Sport+ наддувные агрегаты BMW не могут подарить молниеносного отклика на газ. Двухлитровая «четвёрка» на нашей машине — не исключение. Мы её даже ручным режимом восьмиступенчатого «автомата» пришпоривали, но всё равно полного взаимопонимания между нами не появилось. Да ещё эти глаза, которые круг за кругом смотрели в лобовое стекло, а не в переднее боковое. И это происходило машинально: я понимал алгоритм действий, но стоило взору хотя бы на секунду устремиться не туда, как меня закручивало волчком.
На исходе четвёртого часа стало получаться намного лучше. В занос срывать машину удавалось почти всегда с первого раза, а скольжение длилось бесконечными секундами. И заветный круг я осилил. Второе упражнение вообще далось относительно легко. Нужно было войти в поворот с контрсмещением, уйти в занос, проехать боком треть круга и выйти из виража на финишную прямую. Получилось не с первого раза. То сброс газа во время первого поворота руля был неочевидным, то последующее движение ободом получалось резковатым, отчего развивался снос.
Не стоит питать иллюзий - этот курс не создаёт дрифтеров. Хотя бы потому, что стандартные автомобили BMW технически не предназначены для этого. Недостаточная отзывчивость мотора на подачу топлива и открытый дифференциал с имитацией блокировки делают повадки машин неоднозначными в одних и тех же ситуациях. Инструкторы, впрочем, никого и не обещают превратить в Кэйити Цутию. Ученикам пытаются объяснить, что дрифт — это один из инструментов контроля над автомобилем. И есть в жизни ситуации, когда управляемый занос может уберечь вас от беды. Если и впрямь заболели дрифтом как дисциплиной, то учиться придётся в другом месте и на другой технике.