Компания BMW известна своими прекрасными ДВС. И хотя над альтернативными силовыми установками немцы работают много лет, всё равно несколько странно слышать из уст одного из представителей фирмы о будущем, в котором «окончательным решением» станут электромобили и машины на водороде. О намерениях концерна в этом направлении журналу Digital Trends рассказал Мертен Юнг, возглавляющий в BMW программу топливных элементов (ТЭ).
Прежде всего Юнг заявил, что гибриды, даже заряжаемые от сети, чей бурный рост происходит на наших глазах, — лишь дань времени. Они уступят место электрокарам и машинам на водороде, которые будут мирно сосуществовать. Эта точка зрения, что показательно, совпадает с видением, например, специалистов Audi. Будет ли водород сжигаться в ДВС? Ведь такой опыт у BMW есть. Нет, отвечает Мертен, этот проект закрыт. Данное техническое решение было оправданно лишь на том этапе. Сейчас совершенствование технологии топливных элементов сделало сжигание водорода в цилиндрах бессмысленным.
Правда, и топливным элементам нужно сделать ещё один шаг в развитии, прежде чем попасть на серийные BMW. К 2020 году у компании появятся электрохимические генераторы нового поколения, и только после этого будет принято решение о выводе водородных BMW на рынок (тут баварцев в 2017 или 2018 году опередит Mercedes с паркетником GLC f). Юнг предсказывает, что первыми водородные BMW получат Калифорния, Великобритания, Германия, скандинавские страны и Япония.
Что касается электромобилей, то, по мнению Мертена, данная технология в большей степени оправдана для небольших транспортных средств с пробегом на одной зарядке примерно в 400 км. Если речь идёт о крупной модели и ещё более дальних вояжах — выгоднее уже водород. Заметим, стоимость и тяговых батарей, и топливных элементов в последующие годы будет падать по мере расширения объёмов выпуска. Так что преимущество той или иной схемы не всегда очевидно.
Согласно прогнозу фирмы Bloomberg New Energy Finance, мировые продажи машин на батареях к 2040-му достигнут 41 млн штук в год, что составит 35% от общего числа реализованных новых легковых и лёгких коммерческих автомобилей. В абсолютном выражении это в 90 раз больше, чем продано в 2015 году, и в 141 раз — чем в 2014-м. В самом этом 41 миллионе подавляющую долю составят именно чистые электрокары и только несколько процентов — гибриды типа plug-in. Общий парк электромобилей к 2040 году достигнет четверти от всех машин, что позволит экономить по 13 млн баррелей нефти в день. На зарядку этих автомобилей будет уходить 11% от мирового спроса на электроэнергию (считая по 2015 году).
К 2025 году совокупная стоимость владения электрокаром снизится до уровня машины с ДВС даже при сохранении низких цен на нефть/бензин, предрекает Bloomberg. С водородными машинами дело обстоит не столь радужно, но и их ждёт рост в несколько раз. Компания IHS Automotive недавно выпустила прогноз: за следующие 11 лет число серийных моделей на топливных элементах вырастет с трёх (Toyota Mirai, Hyundai ix35/Tucson Fuel Cell и Honda Clarity) до 17. К тому моменту мировой выпуск машин на ТЭ превысит 70 000 в год. Увы, это будет всё ещё менее 0,1% от общего производства автомобилей. Тем не менее привлекательность водорода налицо. Тот же Юнг напоминает: пусть по запасу хода электрокары подтянутся к автомобилям с ТЭ, по времени заправки (три−пять минут) вторые надолго останутся вне конкуренции.