Неофициальные сведения и утечки вместе с фирменными анонсами отдельных систем, кажется, позволили составить полное представление о новой «пятёрке». А ведь конструкторы достойно поработали, чтобы порадовать покупателей седьмого поколения. Платформа у новейшей BMW пятой серии практически та же CLAR, что у «семёрки». Правда, в отличие от старшего собрата или, к примеру, конкурирующего Мерседеса E-класса, пневмоподвески тут не будет. Зато есть другие достоинства (активная система подавления кренов, дополняющая адаптивные амортизаторы, расширенный список электронных помощников, более экономичные моторы).
Нет в «пятёрке» и композитных элементов в силовой структуре кузова, так удививших нас на старшем седане. При этом новая машина всё равно до 100 кг легче, чем прошлая «пятёрка» (например, новая версия 530i — это 1615 кг с водителем и топливом). Вероятно, внедрив углепластик, массу можно было бы снизить ещё сильнее, но в данном сегменте это уже заметно сказалось бы на цене. Зато мы предполагаем, что такие усилители инженеры добавят в следующей «эм-пятой».
Электронной начинке седана можно посвящать целые главы. Если коротко: появились дисплей с диагональю до 10,25 дюйма (опция), управление жестами и голосом (улучшено распознавание живой речи), а проекционный экран с разрешением 800×400 увеличил площадь на 70% и выводит теперь большее число параметров (от работы систем помощи водителю до проигрываемого трека), но только тогда, когда они нужны.
Система ConnectedDrive обладает расширенными возможностями по интеграции смартфона, есть Apple CarPlay и индуктивная зарядка, не забыты Андроиды и скоростной интернет LTE. Через интерфейс WLAN к машине можно подключить сразу десять мобильных устройств. Внедрены сервисы по поиску парковки On-Street Parking и ParkNow, обработка записей в календаре, сообщений электронной почты и контактных данных при помощи Microsoft Exchange.
На «пятёрке» внедрена парковка с дистанционным управлением, а обычный парковочный ассистент теперь готов поставить автомобиль на участке, всего на 80 см большем, чем длина машины, и ещё он впервые стал доступен с «механикой». Появились круговой обзор через смартфон (система Remote 3D View) и навигация, запоминающая привычки водителя. Вдобавок машина автоматически распознаёт адреса в записях календаря и транслирует их в навигатор, чтобы не приходилось набивать пункты назначения вручную.
Светодиодные фары входят в базовое оснащение модели, светодиодные адаптивные — опция, они дополнены неослепляющей системой управления дальним светом BMW Selective Beam с дальностью освещения до 500 м. А ведь есть ещё новации и на производстве — автоматизированный оптический измерительный комплекс для контроля геометрии кузова.
На рынок машина выйдет 11 февраля 2017 года. Сначала двигателей будет четыре. Бензиновые — 530i (2.0, 252 л.с., 350 Н•м, для России мощность скорректируют до 249 л.с., ради налога), 540i (3.0, 340 л.с., 450 Н•м, в случае полного привода разгон до ста за 4,8 с). Дизельные — 520d (2.0, 190 л.с., 400 Н•м), 530d (3.0, 265 л.с., 620 Н•м). В марте будут добавлены 530e iPerformance (заряжаемый от сети гибрид 2.0, 252 л.с., 420 Н•м, 2,0 л/100 км), 520d EfficientDynamics Edition (дизель 2.0 с расходом 3,9 л/100 км против 4,0−4,2 у аналогичного мотора на 520d) и M550i xDrive (V8 4.4, 462 л.с., 650 Н•м, разгон за 4,0 с).
Визуально по сравнению с предыдущей пятой серией машина воспринимается эволюцией, хотя переработана с ног до головы. Жёсткость кузова на кручение в релизе не указана (у предыдущего поколения была 30 000 Н•м/град и 32 000 у «эмки»), но немцы уверяют, что она ощутимо выросла за счёт оптимального сочетания алюминия (это капот, крышка багажника, кронштейны опор двигателя, лонжероны задней части кузова, крыша и двери), высокопрочной стали и магния (кронштейн передней панели).
А ведь ещё прогресс достигнут в подвеске (сдвоенные поперечные рычаги и пятирычажка с компонентами из лёгких сплавов), облегчены тормозные механизмы, а подруливающие задние колёса теперь могут сочетаться с полным приводом. Пожалуй, перед нами потенциальный хит. Ведь у этой модели за 44 года выросла целая армия поклонников. Все прежние поколения к настоящему моменту набрали в сумме 7,6 миллиона покупателей.
ИсторияВадим Гагарин, Леонид Попов
Первое поколение «пятёрки» появилось в 1972 году. Именно тогда седан с внутренним кодовым обозначением E12 и рыночным «5 Series» встал на конвейер завод BMW в Дингольфинге. Над дизайном прообраза «пятёрки» (концепта BMW 2200ti Garmisch) работал маэстро Марчелло Гандини, автор таких шедевров, как Lamborghini Countach и Diablo, Bugatti EB110 и Alfa Romeo Montreal. Финальный серийный вариант на этой основе подготовил не менее известный дизайнер Поль Брак.
Автомобиль оснащался «четвёрками» 1.8 и 2.0 (от 90 до 126 л.с.), а также рядными «шестёрками» 2.0, 2.5 и 3.5, развивавшими от 120 до 218 «лошадок» (последнее значение — показатель «заряженной» модификации M535i). Коробки передач «пятёрки»: четырёх- и пятиступенчатые «механики» или трёхступенчатый «автомат». Модель выпускалась добрых девять лет, после чего её сменил седан с индексом E28. А на заводе в Южной Африке «двенашка» производилась аж до 1984-го. Всего же сделано порядка 700 тысяч «пятёрок» первого поколения.
Перенявшая эстафету у E12 машина с обозначением E28 (1981 год) стала довольно важной вехой в развитии BMW — именно в этом поколении у автомобилей пятой серии впервые появились дизель и турбодизель (два варианта одного мотора 2.4). Прожила «28-я» на конвейере чуть более шести лет — с июля 1981-го по декабрь 1987-го. Интересно, что почти для всех рынков машины собирались в Германии, а для ЮАР — в Южно-Африканской Республике (из импортируемых машинокомплектов).
Колёсная база в этой «пятёрки» даже чуть сократилась (2628 мм), хотя длина машины кисти дизайнера Клауса Люте осталась прежней. Особо нужно отметить, что именно в этой генерации родилась самая первая «заряженная» версия BMW M5 c 3,5-литровой «шестёркой» мощностью 286 «лошадок» (на рынке США — 256). По праву первенства мы решили выделить ей отдельный коллаж (вверху), хотя этот рассказ всё же не про «эмки».
Очередной сменой караула стала серия E34 образца 1987 года (снова Люте и Экроле Спада). Даже сегодня по дорогам колесит немало таких «пятёрок», а тогда это и вовсе был почти прорыв. Предлагался широкий выбор двигателей — от скромного 1,8-литрового до V8 4,0, который трудился под капотом 540-й модели. «Эмке» досталась 3,6-литровая «шестёрка», а позже её заменил мотор 3,8.
Более того, начиная с E34, BMW стала предлагать пятую серию с кузовом универсал. Были эксперименты и с полным приводом, и даже модификация, которая использовала в качестве топлива сжиженный природный газ (518 g). Не удивительно, что при таком многообразии выбора машина выпускалась аж до 1996 года, когда её сменила BMW E39, чью внешность создал Дзёдзи Накасима, а утвердил новый шеф-дизайнер фирмы Крис Бенгл.
Пятая серия четвёртого поколения с обозначением E39 не произвела революции, разве что стала ещё комфортнее, а по списку доступных опций легко могла перещеголять практически любых конкурентов. Первый седан этого поколения выкатился с завода в феврале 1995 года. В подвеске впервые появился алюминий, а версия M5 получила пятилитровый V8 мощностью 400 сил. Расширился и выбор дизельных модификаций (2.0, 2.5 и 3.0). общий же диапазон мощностей составил от 136 до 295 сил (если не считать «эмку»).
Пятой генерацией очень популярного семейства была машина с внутренним индексом E60, которая в момент появления просто шокировала поклонников марки смелым дизайном и полностью переработанной концепцией интерьера. В плане технологий также был совершён настоящий скачок. Передняя часть кузова была выполнена из алюминия, а пассажирская капсула и задняя часть — из стали. Это дало идеальное статическое распределение массы (50:50).
Модернизированные и новые двигатели, активное рулевое управление, мультимедийная систама iDrive и проекционный дисплей превратили «пятёрку» в настоящий компьютер на колёсах. В ассортимент трансмиссий вернулся полный привод, «механика» и «автоматы» были дополнены на некоторых версиях «роботами». А мощная M5 получила высокооборотный агрегат V10 5.0 с «формульными» корнями, развивавший 507 сил и ускорявший седан с места до сотни за 4,7 с. География производства «пятёрки» в этой генерации расширилась до восьми стран, включая Россию. В 2008 году пятая серия (всех на тот момент поколений) преодолела планку в пять миллионов экземпляров.
Шестое поколение легенды появилось в 2009 году. Кузов с экстерьером, разработанным Яцеком Фрёлихом, оказался более традиционным, в том числе и по конструкции. На «эмке» вместо атмосферной «десятки» появилась 560-сильная наддувная «восьмёрка» 4.4. Машина делила платформу с седаном-«семёркой», размеры снова подросли (длина 4899 мм, позже 4907, база — 2968 мм), но выросла и масса. Зато жёсткость кузова седана на кручение была поднята на 55%, а в дополнение к универсалу появился ещё и кузов хэтчбек (пятая серия Gran Turismo). Круговой обзор и самопарковщик, ночное видение и адаптивный круиз-контроль: машина несомненно была детищем своего времени. Интересный момент — появление младшего турбомотора 1.6. Обновление всё семейство пережило в 2013 году.