Крайне неприятная история с дефектными замками зажигания, которая привела только по подтверждённым GM данным к 13 погибшим (другие источники называют большие цифры), докатилась недавно до Сената. Независимое расследование возглавлял бывший федеральный прокурор Антон Валукас. Итоги эпопеи подвела 5 июня 2014 года исполнительный директор GM Мэри Барра. В частности, определены люди, чьи действия привели к трагедии. Пятнадцать сотрудников, в том числе не менее восьми руководителей старшего звена, были уволены. Ещё пятеро подвергнуты дисциплинарным взысканиям, но они останутся в компании. И, конечно, это далеко не конец.
Барра заявила, что расследование не выявило никаких доказательств умышленного сокрытия фактов или того, что «какой-либо сотрудник пошёл на компромисс между безопасностью и стоимостью». Якобы служащие компании изначально были убеждены, что тема некорректно функционирующих замков — это вопрос субъективной удовлетворённости клиентов, но не проблема, способная привести к смертям. Эту недооценку ситуации Барра назвала «картиной некомпетентности», пообещав перекроить в GM всю систему принятия решений. В частности, уже назначен вице-президент по глобальной безопасности транспортных средств Джефф Бойер. В его распоряжении будет 35 следователей, оперативно изучающих подобные вопросы. Учреждена программа Speak Up, в рамках которой любой сотрудник концерна может поднять вопрос о том или ином узле или детали и при отсутствии оперативного реагирования обратится напрямую к генеральному директору — Барре.
В нынешней истории от «первых звонков» о проблемных замках до нынешнего финала прошло 11 лет. Теперь GM создаст компенсационный фонд для выплаты пособий семьям погибших, а также пострадавшим в авариях. Но у людей останется возможность подать обычный иск через суд. Ещё Национальное управление по дорожной безопасности (NHTSA) оштрафовало GM на 35 миллионов долларов. Однако в Вашингтоне уже раздаются голоса, что это слишком мягкая кара (в похожем скандале с педалью газа Toyota была наказана на $1,2 миллиарда) и необходимо внести поправки, которые многократно увеличили бы штрафы в подобных ситуациях.
Мэри Барра официально не перечисляла уволенных, хотя люди, знакомые с вопросом, в частных беседах называли их имена. Это, например, инженер, разработавший злополучный переключатель зажигания, технический руководитель программы Cobalt, старший юрист по вопросам безопасности, два директора по исследованию продукции. История не закончена, и персональную ответственность за случившееся вполне можно спрогнозировать. Да и самому концерну ещё предстоят новые разбирательства. Несколько политиков заявили, что тщательно изучат доклад прокурора и предпримут новые меры в отношении GM. Компании предстоят также очередное слушание в Конгрессе и дополнительные расследования Министерства юстиции и Комиссии по ценным бумагам и биржам.