Инженеры Крайслера научили турбомотор работать на бензине и дизтопливе одновременно

Сергей Удачин, . Фото: Chrysler

Экспериментальный двигатель под капотом минивэна Chrysler выпивает 11,2 л/100 км в городе и 7,6 л/100 км на трассе, тогда как аналогичная машина с V6 4.0 расходует в тех же режимах соответственно 13,8 и 9,4 л/100 км.

В ожидании ежегодного ужесточения требований по среднему расходу топлива автомобилями в Штатах мировые автогиганты активно изыскивают возможности умерить аппетит двигателей своих моделей. О последних достижениях в этой области, разработка которых частично финансируется министерством энергетики США, рассказали представители концерна Chrysler.

Изыскивая различные способы заставить двигатели функционировать более эффективно на меньшем объёме сжигаемого топлива, крайслеровцы взялись за создание мотора, работающего одновременно на нескольких видах топлива. К этой идее их подтолкнули наработки компании Ford, сумевшей повысить отдачу бензиновой «восьмёрки» впрыском в камеру сгорания этанола вместе с бензином. Только вместо спирта крайслеровцы решили использовать дизельное топливо. Оно располагает большим запасом энергии на единицу объёма, чем бензин.

Американское правительство рассчитывает, что уже к 2016 году автомобили в США будут в среднем потреблять не более 6,9 л/100 км, а к 2025-му и вовсе 3,8–5 л/100 км. Эксперты сходятся во мнении, что внедрение технологий, повышающих экономичность моторов, увеличит стоимость автомобилей в Штатах минимум на $700 и максимум на $3500.

Американцы уже представили прототип такой мультитопливной «турбочетвёрки» 2.4, которая в настоящее время проходит испытания под капотом крайслеровского минивэна Town & Country. По заверениям разработчиков, автомобиль с новым мотором примерно на 25% экономичнее, чем со старой четырёхлитровой бензиновой «шестёркой» сопоставимой мощности.

Одним из важных преимуществ крайслеровского мультитопливного мотора над фордовским является наличие дизтоплива в продаже на каждой второй из 150 тысяч бензоколонок в США, тогда как чистый этанол (E100) в Штатах почти нигде не купишь.

Инновационный двигатель получился довольно сложным и дорогим, ведь, как известно, бензиновые моторы функционируют по циклу Отто, отличному от цикла работы дизельных агрегатов. В результате помимо фиатовской системы MultiAir в агрегате использовали две турбины (высокого и низкого давления), по несколько инжекторов в каждом цилиндре (для впрыска бензина и дизтоплива), специальную систему охлаждения выхлопных газов, а также два раздельных топливных бака.

Добавление в рабочий цикл пятилитровой фордовской «восьмёрки» впрыска порций этанола выявило несколько положительных побочных эффектов, улучшивших эффективность мотора. Во-первых, спирт охлаждал рабочие цилиндры двигателя, а во-вторых, повышал октановое число впрыскиваемого бензина с 88–91 до 150. В результате такой агрегат вполне мог выдавать мощность 500 «лошадей» и крутящий момент 1015 Н•м.

Крайслеровцы не намерены останавливаться на достигнутом и решительно настроены искать способы усовершенствования нового мотора, чтобы ещё больше снизить его аппетит. И в этом компания не одинока. Помимо уже выделенных ей на исследования министерством энергетики США $14,5 миллионов ещё $15,5 миллионов предоставят компании Delphi, FEV, а также Аргоннская национальная лаборатория и Университет штата Огайо.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить


Комментарии

Загружаем комментарии...