Лёгкий квадрицикл Citroen Ami будет доступен для заказа во Франции с 30 марта. Розничная цена — от 6000 евро (441 410 рублей). Первые поставки запланированы на июнь. Аренда сити-кара на два года включает первоначальный взнос в 2644 евро (194 тысячи) и ежемесячную плату в 20 евро. Каршеринг в сети Free2Move попросит 26 евроцентов за минуту (при ежемесячной подписке за 9,9 евро). Компания говорит, проезд в общественном транспорте обойдётся дороже.
Важно, что двухместный квадрик не требует водительских прав: французы могут сесть за руль с 14 лет (жители других стран Европы с 16-ти). Для подростков Ami станет безопасной и комфортной альтернативой мопеду, скутеру, велосипеду. К тому же для оформления отношений с машинкой не нужно вставать с дивана — подготовлены онлайновые сервисы. Через несколько месяцев Ami стартует в Испании, Италии, Бельгии, Португалии и Германии.
Характеристики, как и ожидалось, скромные. Электромотор выдаёт шесть киловатт (восемь «лошадей»), поэтому максималка не превышает 45 км/ч. Привод, скорее всего, задний. Расположенная под полом литиево-ионная батарея ёмкостью 5,5 кВт•ч обеспечивает запас хода до 70 км. Хватит для частых коротких поездок, под которые заточен Ami. Полная зарядка от бытовой розетки занимает три часа: кабель лежит в кармане двери. Между тем жёсткий пластиковый салон, кажется, можно мыть из шланга. Он явно готов к противостоянию вандалам. Климатическая установка есть точно, про аудиоподготовку ничего не сказано.
«Мы создавали дизайн не автомобиля, а потребительского продукта, и начали проектирование с салона. Несмотря на очень маленькую площадь, он получился просторным», — рассказал главный стилист Пьер Леклерк. По его мнению, к Ami следует относиться как к базе для персонализации с чистого листа. Новый босс Ситроена Венсан Кобе назвал квадрицикл настоящим прорывом в городской мобильности: «Мы гордимся, что сделали это сегодня».
Теперь Ситроену нужно донести Ami до широких масс. Во Франции это будет делаться через крупных ритейлеров Fnac и Darty. Мобильные испытательные центры (собранные из контейнеров) предложат публике тест-драйв Ami на парковках торговых центров, а внутри откроются передвижные информационные киоски (pop-up stores). Посильную помощь окажут авторизованные дилеры, хотя для ремонта и обслуживания квадриков создаётся отдельная сеть. Много надежд возложено на цифровую экосистему, ведь она работает в режиме 24/7.
Пока Citroen заявляет о революции в городской мобильности, скептики вспоминают дешёвый прокат электрокаров Autolib' (2011–2018). Перед тем как закрыться из-за убытков в 300 млн евро, сервис постоянно страдал от вандалов, которые превращали машины в помойки, скидывали их в реку, сжигали и так далее. Причём Autolib' не пускал за руль 14-летних тинейджеров без водительских прав. Кстати, в России для управления квадрициклами необходимо удостоверение категории В1 (выдаётся с 18 лет).