Едете вот вы по незнакомой дороге. Впереди поворот, затормозить перед которым не успеваете. Вступает в действие система стабилизации: выборочно подтормаживаются внутренние колёса, что приводит к некоторому замедлению автомобиля и к возникновению эффекта доворачивания. А что если скорость была чересчур велика и для ESP? Машина в лучшем случае заскользит четырьмя колёсами наружу. Именно это произошло со мной позапрошлой зимой, когда я попал на обледенелый участок заезда на МКАД.
Если бы я двигался не на Мазде 3 MPS, а на новом внедорожнике Ford Explorer, оснащённом системой Curve Control, всё было бы иначе. В принципе, датчики, на основе которых работает новинка, стандартны. За исключением, пожалуй, сенсоров вертикальных ускорений и крена кузова. Сто раз за секунду компьютер опрашивает их, оценивает характеристики дорожного полотна, строит на основе полученных данных реальную траекторию автомобиля и сравнивает её с тем курсом, который задал водитель рулём.
При обнаружении отклонений от приказа человека осуществляется расчёт динамики автомобиля, в результате чего все четыре колеса динамически подтормаживаются, а подача топлива уменьшается, дабы снизить скорость с сохранением правильной траектории. В отличие от традиционных систем, при действии которых замедление машины лишь побочный эффект, здесь оно приоритетно. Замедление может достигать 0,5 g, что эквивалентно сбросу 16 км/ч за секунду.
На разработку управляющих алгоритмов у фордовцев ушло около полутора лет. К 2015 году компания планирует оснастить вышеописанным комплексом 90% своих внедорожников, пикапов, кроссоверов и грузовых автомобилей. А потом настанет очередь легкового транспорта.