Опубликованный на днях патент компании Ford описывает аж три варианта одиннадцатиступенчатого «автомата». Представитель Форда Пол Середински не подтвердил, что компания разрабатывает такую коробку передач. «Как лидеры в технологиях, мы представляем патенты на инновационные идеи в ходе своей обычной деятельности. Патентные материалы помогают защитить наши идеи, но не обязательно указывают на будущее бизнеса или планы производства», — заявил он. Однако трудно поверить, что перед нами всего лишь страховка «на всякий случай».
Давно ли появился первый серийный девятиступенчатый «автомат»? Менее четырёх лет назад. И уже тогда разгорелись споры о дальнейшей эволюции. Увеличение числа ступеней позволяет мотору чаще работать в более выгодных режимах, что сокращает расход топлива. Пониженные обороты на высокой скорости — это ещё и меньший шум. При разгоне с применением сближенного ряда не так сильно падают обороты на переключениях, можно держаться в районе максимального момента.
С другой стороны, по мнению ряда специалистов, восемь ступеней на «автомате» — абсолютный оптимум, за пределами которого потенциальные выгоды не перевешивают рост сложности, стоимости и веса. В частности, год назад об этом говорили представители BMW. А глава бренда ZF Стефан Зоммер ещё в 2012-м называл разумным пределом девять передач. Именно такие трансмиссии появились на Акурах, Лендроверах, Мерседесах и моделях ряда других марок. В новой «семёрке» BMW, по неофициальным данным, «автомат» тоже будет девятиступенчатым.
Остановится ли эта гонка? Уже создан десятиступенчатый «робот» с двумя сцеплениями, который компания Volkswagen намерена внедрить в 2016-м. О работе над десятидиапазонным «автоматом» ранее заявляла фирма Hyundai, называя срок — 2014-й. Но, похоже, новинка выйдет только в следующем году (скорее всего, на новом седане Equus). Есть шанс, что «корейца» опередит пикап Ford F-150 Raptor (в продажу поступит осенью 2016-го) с десятиступенчатой автоматической коробкой передач. А теперь Ford намекает на возможность появления «автомата» и на одиннадцать ступеней. Кажется, что конец экспериментам положит только массовое распространение электромобилей.