К концу 2020 года парк экспериментальных беспилотников Яндекса, в который уже вложено более 2,2 млрд рублей, удвоится за счёт доработанных седанов Hyundai Sonata. На мощностях технического центра в московском районе Очаково уже собраны пять таких автомобилей. Всего их будет около сотни. Примерно такое же количество Приусов V остаётся в строю. Яндексоиды выгребли все более-менее целые компактвэны со вторичного рынка России и до последнего времени завозили их из Европы.
Вдохновители программы давно мечтали о прямом сотрудничестве с каким-нибудь автопроизводителем, чтобы не тратить ресурсы на раскодирование или обход управляющих программ. Начав работать с корейцами, Яндекс всё ещё не получил доступ непосредственно к исполнительным механизмам Сонаты. Однако дочка автогиганта под названием Mobis предоставила специальный блок-посредник и помогает инженерам Яндекса решать проблемы взаимодействия с седаном. Последняя группа корейских специалистов покинула Москву накануне локдауна.
Если условно разделить беспилотники Яндекса на поколения по набору и расположению сенсоров, то Sonata относится к новому четвёртому. Теперь она опирается на показания десяти видеокамер, четырёх лазерных дальномеров (лидаров) и шести радаров. Как и в случае с Приусом, штатные приборы наблюдения не задействованы, поскольку недостаточно аккуратны для беспилотной системы. Она сверяет с собственными источниками даже показания датчиков АБС и прочие источники обратной связи. Помимо прочего, комплекс Яндекса оснащён собственным акселерометром.
Возможно, когда Сонату будут учить самостоятельно парковаться, пригодятся родные сонары, а пока всё движение задним ходом осуществляет инженер-водитель. Его присутствие за рулём регламентировано законодательно. В принципе Hyundai неплохо подготовлен для работы под управлением систем вроде яндексовской: и коробка передач управляется «по проводам», и электронная архитектура создана с учётом автоматизации некоторых процессов. На ряде рынков Sonata предлагается с продвинутым круиз-контролем и автопарковщиком. Но это детсад по сравнению с задачами, которые позволяет решать оборудование Яндекса.
Под лобовым стеклом находится блок из трёх видеокамер с различным фокусным расстоянием, не допускающий вредного для распознавания светофоров мерцания картинки. Поскольку беспилотник должен работать круглосуточно, у Яндекса очень высокие требования к динамическому диапазону камер (способности работать при разной освещённости и быстро подстраиваться к её изменениям). Обнаружив на рынке единственное и очень дорогое решение, компания решила освоить сборку подходящих компонентов из покупных деталей. Конечный продукт должен получиться вдвое дешевле. Ранее анонсировался выпуск собственных лидаров.
В решётку радиатора интегрированы камера и лидар, сканирующий пространство непосредственно перед машиной. Он установлен под небольшим наклоном и способен в том числе оценивать качество поверхности, а крепление разработано с учётом требований пешеходной безопасности. Таким образом, препятствия по ходу движения попадают под четыре лазерных луча разом, что значительно повышает точность распознавания вплоть до мельчайших объектов.
Верхняя надстройка с новым дизайном объединяет не только лидар с охватом 360º, четыре камеры, направленные в разные стороны, и столько же радаров, но и систему очистки собственной разработки. Датчики омываются под давлением, а затем обрабатываются сжатым воздухом. Подобное же решение со временем появится в боковых модулях-фендерах (на фото вверху). Всё это хозяйство пока не стандартизировано, компоненты работают в нескольких сетях с разным напряжением, для высоковольтных потребителей используются преобразователи...
Впервые, хотя бы дискуссионно, обозначен горизонт внедрения беспилотного такси на дорогах общего пользования. Яндекс берёт на это ещё от трёх до пяти лет при благоприятном отношении со стороны регулирующих органов. Технологически убрать инженеров из салона можно и раньше, но едва ли созреет российское законодательство. Вероятно, первый коммерческий маршрут Яндекс.Такси откроется за границей.
Даже если программа обойдётся в десять миллиардов рублей, это всё равно затраты иного порядка, чем на Западе. По данным журнала Car and Driver, гуглоподразделение Waymo потратило $3,5 млрд на тесты автономных компактвэнов Chrysler Pacifica в Финиксе. А они делают ровно то же, что и Приусы Яндекса в Иннополисе под Казанью, — возят пассажиров по подписке с инженером на переднем пассажирском сиденье. Sonata в Татарстане, к слову, тоже появится как Комфорт Плюс. Денег с подопытных пользователей Яндекс не берёт.
Сколково на время оставлено. Зато российская программа прописалась в Детройте. Опираясь на приглашение организаторов местного мотор-шоу, Яндекс вызвался наладить к выставке несколько маршрутов роботакси. Салон сдулся, а желание работать в Америке живо. В Неваде действует режим благоприятствования подобным проектам. Яндекс там тоже ставит на Сонату, планируя подготовить дюжину прототипов. А в Израиле, где она пока не продаётся, хранит верность Приусу. Главной же тестовой площадкой остаётся Москва как кладезь дорожных сценариев, необходимых для обучения системы на основе искусственного интеллекта.
Беспилотную Сонату мне показали на виртуальном брифинге. Именно на её вахту, судя по всему, придётся расцвет технологии. Однако директор по развитию программы Артём Фокин уверяет, что никто пока не знает наверняка, как должен выглядеть и какими свойствами обладать автомобиль, который сможет без участия человека передвигаться в плотном потоке мегаполиса. «Эта задача пока решается. Наши нынешние машины способны самостоятельно ездить в условиях предсказуемого трафика, будь то Иннополис или даже Лас-Вегас. Но чтобы безошибочно пересекать условную полухаотичную Таганку в час пик раз за разом, нам понадобится ещё пара лет».
В Яндексе надеются, что при идеальном развитии событий сотрудничество с Hyundai Motor Group приведёт к созданию серийной модели, которая позволит разделить зоны влияния. Автопромышленность должна выпускать и обслуживать беспилотники, а IT-компания — совершенствовать программное обеспечение. Но вести партнёров к этой цели Яндексу предстоит буквально за руку: самостоятельно разрабатывать оборудование, строить прототипы, содержать тестовый парк, большой коллектив программистов и инженеров, а также лоббировать изменения в законодательстве. Кстати, в этом году от регулятора ждут дорожной карты, определяющей ход развития отрасли.