Jaguar e-type. Для шести товарных «старых-новых» родстеров Lightweight E-type будут использованы зарезервированные ещё в 1960-х, но не использованные компанией номера шасси. А пока британцы построили тестовый прототип Car Zero, не предназначенный для продажи.

Возобновлён выпуск культового родстера Jaguar E-type

Леонид Попов, . Фото: Jaguar, madabout-kitcars.com, James Lipman/ eaglegb.com, Vizualtech, Lyonheart и Драйва

Для шести товарных «старых-новых» родстеров Lightweight E-type будут использованы зарезервированные ещё в 1960-х, но не использованные компанией номера шасси. А пока британцы построили тестовый прототип Car Zero, не предназначенный для продажи.

И не важно, на что вы копили, потому что придётся потратиться на E-type. Модель Lightweight E-type, облегчённая версия легендарного «и-тайпа», появившаяся в 1963 году, — снова в строю. Полвека назад компания заявляла, что в рамках проекта Special GT E-type построит лимитированную партию из 18 ультралёгких родстеров, но создала только дюжину. Из них дожили до наших дней одиннадцать, и стоят они миллионы. Теперь отделение Jaguar Heritage в кооперации со специалистами JLR Special Operations намерено выполнить давнее обещание и достроить недостающие шесть экземпляров.

«Новый» Lightweight E-type практически полностью повторяет свою последнюю оригинальную версию — родстер со съёмным жёстким (тоже из «крылатого металла») верхом в спецификации 1964 года (на фото). Даже для создания кузова инженеры применили не современные алюминиевые сплавы, а аналогичные использованным полвека назад. Аутентичны и способы соединения алюминиевых силового каркаса и наружных панелей.

Современный E-type не назовёшь просто репликой. Это именно возобновление выпуска. Линии кузова воспроизводят оригинал с точностью до доли миллиметра. Для этого один исторический экземпляр британцы отсканировали, а далее координаты половинки кузова были зеркально отражены для обеспечения полной симметрии. По этим цифровым моделям воспроизводились детали.

Длина автомобиля — 4453 мм, ширина — 1700, высота — 1181 мм. Колёсная база — 2440 мм. Перед нами уже современный образец. Снаряжённая масса равна 1000 кг и вполне близка к показателю исторического прообраза. Для сравнения, обычное стальное купе E-type первой серии, в зависимости от модификации, весило 1256–1402 кг. Из этой разницы 114 кг относятся к алюминиевому кузову.

В салоне использована кожа Connolly. Она обработана по методике 1960-х и покрывает алюминиевые сиденья-ковши и центральную консоль. В соответствии с исторической правдой установлены рулевое колесо с деревянным ободом и регулируемой колонкой, алюминиевые рукоятки коробки передач и стояночного тормоза. Для внутренней отделки доступны семь цветов, для кузова — один из шести, аналогичных колерам 1960-х. При желании клиент может выйти за пределы рекомендованной палитры.

Начинка Ягуара E-type соответствует оригиналу: от впрысковой «шестёрки» до независимой подвески, от дисковых тормозов без усилителя до магниевых колёсных дисков. О подвеске стоит сказать подробнее. Спереди установлена конструкция на двойных поперечных рычагах и торсионах, а сзади — независимая система на поперечных рычагах и пружинах, в которой роль верхних рычагов выполняют ведущие полуоси. Это была революционная новация, появившаяся в 1961 году. Такая схема задней подвески в разных вариантах продержалась на Ягуарах и Астонах аж до 2006 года.

Рядная шестёрка 3.8 воспроизводит оригинал полувековой давности. На тестовом образце Car Zero установлена механическая система впрыска Lucas, но, как и 50 лет назад, она опциональна. По умолчанию на реинкарнированном «и-тайпе» будут стоять три карбюратора Weber. Максимальные мощность и крутящий момент равны 345 л.с. и 380 Н•м.

Коробка передач — четырёхступенчатая «механика» Jaguar со сближенными передаточными числами. (Передаточное отношение в главной передаче можно выбрать.) Венчает трансмиссию дифференциал повышенного трения Powr-Lok.

Родстер Lightweight E-type будет сертифицирован для участия в гонках исторических спорткаров по правилам FIA (как и недавно возрождённый родстер Lister Jaguar Knobbly 1958 года). Каждому покупателю компания подарит наручные часы Bremont. Премьера состоится 14 августа в Калифорнии на Конкурсе элегантности. Помимо реинкарнированного родстера в Пеббл-Бич привезут серийные версии моделей Range Rover Sport SVR и Jaguar F-type Project 7.

Бонус

Случаев реинкарнации родстера Jaguar E-type было несколько. Нынешний представляет особую ценность, ведь это абсолютно точно воспроизведённый оригинал от компании Jaguar. Вспомним несколько историй. В 2008 году один энтузиаст собрал аутентичный E-type series III из машинокомплекта, чудом пролежавшего десятки лет в чьей-то коллекции. Тем временем британская компания JPR Cars строит реплику под названием Wildcat (слева). Внешне она отдалённо напоминает оригинал, а начинка так и вовсе не соответствует прообразу: использованы элементы шасси от разных Фордов и Ягуаров, двигатели — «четвёрки», V6 и V8 разных марок на выбор, кузов из стеклопластика. Куда интереснее Eagle Speedster (справа) от английской компании Eagle, которая занимается, среди прочего, реставрацией оригинальных «и-тайпов». Она не пытается копировать прообраз из 1960-х, но её детище куда ближе Ягуару по духу. Оригинальный алюминиевый кузов от Eagle начинён агрегатами от аутентичного «и-тайпа», однако рядная «шестёрка» опять же нестандартная — ягуаровский агрегат 4.2 перекроен на объём 4,7 л. Получился аппарат с 310 силами на 1008 кг снаряжённой массы.

Ещё одна история связана со шведским дизайнерским бюро Vizualtech. В 2011 году оно построило купе Growler E (рисунок слева), посвящённое 50-летию модели Jaguar E-type. Проект очень понравился британской компании Lyonheart, которая взяла его за основу и в 2013 году разработала и построила собственную модель K c алюминиевым кузовом и компрессорным агрегатом Cosworth V8 5.0 (575 л.с., 700 Н•м). Причём сразу были явлены и купе (вверху справа) и родстер (внизу). До середины 2015-го Lyonheart планирует выпустить 250 экземпляров обоих типов.

История

Купе E-type появилось в марте 1961 года. Первоначально автомобиль со стальным кузовом предлагался с рядной «шестёркой» 3.8 серии XK, в 1964-м её объём был увеличен до 4,2 л, что позволило поднять крутящий момент с 325 до 384 Н•м. Мощность осталась на прежнем уровне 269 л.с. Разгон до 60 миль/ч (96 км/ч) в обоих случаях составлял 7,0-7,1 с, а вот эластичность лучше была у старшего мотора. Максималка равнялась 246 км/ч. Это была одна из самых быстрых серийных машин того времени. Купе оснащалось «механикой» на четыре передачи или «автоматом» на три. У машины было несколько версий: двухместная закрытая, купе с посадочной формулой 2+2 (с изменённой крышей, вверху справа) и родстер.

E-type во многом был новаторским: независимая подвеска спереди и сзади, дисковые тормоза (на гражданских версиях — с усилителем). Последующие модернизации и корректировки внешности привели к созданию второй серии (1968 год) и третьей (1971, справа внизу). После появления серии №2 ранние «и-тайпы» стали называть серией №1. В третьей появился мотор V12 5.3. Выпускалась модель до 1975 года. По версии Daily Telegraph, E-type признан самым красивым автомобилем всех времён.

А это купе Lightweight E-type образца 1963 года (их было построено всего два), породившее всю облегчённую лимитированную линейку «и-тайпов». От обычной, стальной модели она отличалась алюминиевым кузовом. Алюминиевый и мотор. Конструктивно это был почти точный близнец рядной «шестёрки» XK 3.8, применяемой в то время на обычном «и-тайпе». Но на версии Lightweight блок цилиндров был отлит из алюминиевого сплава, а не чугуна, а система смазки была с сухим картером. За приготовление смеси отвечали три карбюратора, однако в виде опции можно было поставить механическую систему впрыска. Впрочем, номинальная отдача от этого не менялась. Заявлялось более 300 л.с. и 380 Н•м. Для сравнения, чугунный аналог на простом «и-тайпе» первой серии выдавал 269 л.с. и 325 Н•м.

Наш опыт (Михаил Петровский)

Легендарному Ягуару E-type в 2011 году исполнилось пятьдесят. Тогда, накануне Фестиваля скорости, мне позволили прокатиться на нескольких машинах из заводской коллекции и пофотографировать эту божественную красоту. Ездили потихоньку, буквально вокруг клумбы. Под надзором музейщиков. Но переживания всё равно фантастические! Например, это — ранний E-type 1963 года с рядной «шестёркой» 3.8 мощностью 269 л.с., оснащённой тремя карбюраторами. Лёгкий стальной кузов, силовой агрегат, смонтированный на пространственном подрамнике, разработанная Бобом Найтом независимая пружинная подвеска задних колёс, дисковые тормоза «по кругу»...

Коробка передач тоненько подвывает, требует двойного выжима сцепления и аккуратной работы рычагом. Ход очень жёсткий. Тяжеленный руль с тонким деревянным ободом на стальном каркасе. Автомобиль производит на удивление крепкое, цельное впечатление. А как живо шестицилиндровый мотор откликается на подачу топлива! Какой классный звук! Интерьера попросту нет — тогда над внутренним дизайном особо голову не ломали. Свидание со стариной оказалось весьма эмоциональным.

Заглянуть в машину поможет короткое видео с пассажирского места. В 1963-м такой автомобиль стоил 1913 фунтов стерлингов. При этом на журналистских тестах он развивал до 240 км/ч. С 1961 по 1964 год было выпущено 7671 купе с двигателем 3.8, из которых 1799 — с правым рулём. На внутреннем британском рынке купе было более популярным, чем родстер.

А это E-type третьей серии 1974 года с двигателем V12 объёмом 5,3 л мощностью 266 л.с. Единственным на тот момент серийно выпускаемым 12-цилиндровым агрегатом. Мотор был сконструирован Уолтером Хассаном и Гари Манди для лемановского болида Jaguar XJ13 в 1966 году. На E-type образца 1971-го устанавливалась версия с одним распредвалом вместо двух. Эта вот машина не простая: ценная реликвия — самый последний E-type из выпущенных в Ковентри за 13 лет. Вполне себе цивилизованный автомобиль, с лёгким рулём, комфортной подвеской, безошибочной коробкой передач, приличными манерами и благородным «сердцем». Я просто влюбился!

Jaguar E-type — легендарный гоночный автомобиль, поучаствовавший во всех дисциплинах своего времени и немало выигравший. К примеру, этот E-type 3.8 Lightweight (облегчённый) 1963 года победил в своём классе в 12-часовом марафоне в Себринге.

Комментарии 
Поделиться
Лайкнуть
Отправить

Крупным планом


Комментарии

Загружаем комментарии...